Этапы формирования единой энергетической системы страны
1932 создан 1й деспетчерский центр(ДЦ) объединенной энергосистемы урала
1940 образован объединенный ДЦ центральной и восточной зон украино-донбасской и днепровской энергосистемы
1945 организовано объединенное диспетчерское управление ДУ центра осуществляющее руководство параллельной работы московской,горьковской,ивановской и ярославской энергосистем
Вторая половина 50х гг формирование объединенных энергосистем центра, средней волги, и урала и их включение на параллельную работу
Первая половина 60х гг возложение функций координатора режимов и вопросов согласованного развития ОЭС центра, средн волги и урала на ОДУ центра с дальнейшим преобразованием его в ОДУ европейской части ЕЭС
Вторая половина 60-х гг организованы ОДУ северо-запада, сев кавказа и закавказья, сибири и средней азии
1966 подключение на параллельную работу ОЭС северо-запада
1969 создано центральное диспетчерское управление (ЦДУ) ЕЭС СССР
70-е г включены на параллельную работу ОЭС украины,севкавказа,закавказья
1978 включены на параллельную работу ОЭС казахстана и ОЭС сибири
1979 началась параллельная работа ЕЭС СССР и ОЭС стран членов СЭВ
80-е г ЕЭС СССР вместе с раздельно работающими ОЭС ср азии и ОЭС востока охвачена вся обжитая часть территории СССР
Единая энергетическая система России – это одно из крупнейших энергообъединений в мире,наибольшее по своим географ масштабам, 4-е в мире по объемам производства элэнергии, уникальное по степени технологической интеграции процессов производства, передачи и распределения энергии
Системами электроснабжения (СЭС) объектов хозяйства страны называются электроэнергетические комплексы, обеспечивающие непосредственное питание элэнергией конкретных потребителей или их групп. В данные комплексы входят местные эл станции, эл сети всех необходимых номинальных напряжений, а также эл приемники всех технологических назначений
3 Основные причины и результаты реформирования электроэнергетики России
Стабильное, качественное снабжение энергией населения и промышленности - неотъемлемое условие экономического развития страны. Электроэнергетика является одним из основополагающих секторов российской экономики и имеет непосредственное влияние на промышленное развитие страны, а также играет значительную роль в обеспечении социального благополучия населения. При этом российская электроэнергетика на протяжении длительного периода времени испытывает значительные трудности в своем развитии и поддержании потенциала нормального функционирования в дальнейшем. Финансовые трудности организаций электроэнергетики связаны с тем, что, выступая в роли одного из факторов, поддерживавших экономический потенциал страны в период экономического спада 90-х годов, электроэнергетика продолжает и по сей день оставаться “донором” развития всего комплекса отраслей промышленности. Предоставляя энергию по заниженным, не отражающим реальных издержек производства тарифам, электроэнергетический сектор поддерживает конкурентоспособность товаров российских промышленных предприятий в краткосрочном периоде (особенно производств, характеризующихся повышенной энергоемкостью), как на внутреннем, так и на внешнем рынках, участвует в социальной защите населения (через установление заниженных тарифов1; законодательно установленную возможность отключения потребителя за неоплату электрической энергии исключительно в судебном порядке2), а также выступает кредитором федерального и региональных бюджетов посредством предоставления отсрочек по оплате энергии организациями, финансируемыми из бюджетов различных уровней. Результатом таких отношений стало стимулирование чрезмерного потребления энергии (при общем спаде в 90-е годы XX века промышленного производства примерно на 40%, спад потребления промышленностью (в том числе при осуществлении теневого производства) электроэнергии составил только около 24%3), что выражается в завышенной по мировым меркам энергоемкости российского промышленного сектора в целом, а также нерационального ее использования в социальной сфере4. В итоге в системе принятия хозяйственных решений укрепилось отношение к электрической энергии как неотъемлемому, гарантированному, и не требующему особых затрат благу для каждого. Так, на фоне расточительного отношения к данному источнику энергии со стороны потребителей электроэнергетика попала в сложное финансовое положение.Технико-экономические проблемы электроэнергетики выражаются в прогрессирующем процессе устаревания парка генерирующего оборудования. Состояние электроэнергетики после длительного периода недоинвестирования характеризуется серьезным износом как генерирующих мощностей, так и сетевого оборудования. По данным Государственного комитета статистики Российской Федерации, основные фонды электроэнергетики России изношены на 50,6%, причем активная часть основных фондов (машины и оборудование) изношена почти на две трети.5 При этом фонды устаревают не только физически, но и морально, что приводит к нерациональному использованию ресурсов предприятиями отрасли, характеризующимися низким КПД, и является причиной снижения факторной производительности в российской электроэнергетике6. Ценовая политика государства в сфере электроэнергетики по сути стимулировала неэффективное использование электрической энергии, а также недостаточный размер инвестиций (внутренних и внешних) в отрасль. Внутреннее инвестирование недостаточно в силу отсутствия у самих предприятий достаточного размера внутренних финансовых резервов на его осуществление. Инвестиционная составляющая является частью утверждаемой регулирующим органом величины тарифа каждому поставщику электрической энергии и не отражает реальной потребности субъектов электроэнергетики в инвестиционных вложениях. Непривлекательность отрасли для внешних инвесторов связана с отсутствием предсказуемого поведения регулирующих органов, устанавливающих тарифы на электрическую энергию.
Проблема реализации проектов строительства электроэнергетических объектов как требующих долговременных вложений усугубляется тем, что устанавливаемые тарифы не базируются на обеспечении нормальной доходности вложенных средств, а сама процедура их установления и пересмотра не является в достаточной мере прозрачной и предсказуемой для потенциальных инвесторов. Это приводит к отсутствию определенности в отношении окупаемости инвестиционных проектов и увеличению инвестиционных рисков. Отсутствие четко определенных критериев будущего уровня тарифа, позволяющих потенциальным инвесторам прогнозировать его изменение, приводит к низкому уровню инвестиций в производственные фонды, а значит, и низкой капитализации компаний.Кризис в отрасли вызван, в том числе отсутствием стимулов у предприятий повышать внутреннюю эффективность своей деятельности, увеличивать прибыль за счет снижения издержек и улучшения технико-экономических показателей. Снижение издержек производства может быть достигнуто путем модернизации оборудования и технологии производства, что требует постоянных финансовых вложений. В условиях действующей системы функционирования отрасли (отсутствие конкуренции производителей на рынке электрической энергии и административное определение величины тарифа) компании не имеют адекватных стимулов снижать свои издержки за счет более рационального ведения производственной деятельности. Вот почему в силу объективных условий энергокомпании не заинтересованы в целенаправленном вложении внутренних финансовых ресурсов в мероприятия по модернизации оборудования и технологии. Тем более что высока степень риска изъятия полученного эффекта, так как снижение издержек ведет к снижению величины регулируемого тарифа и не гарантирует увеличения прибыли энергопредприятий.Начавшиеся в 90-х годах преобразования в отрасли не были последовательными и полноценными. Созданная система оптовой торговли электрической энергией и мощностью является полностью регулируемой ФЭК России, устанавливающей индивидуальные тарифы для каждой электростанции ФОРЭМ, оптовые тарифы покупателей (которые на самом деле должны формироваться как средневзвешенные тарифы поставщиков, но на деле не синхронизированы с ними, в результате чего возникает финансовая разбалансировка рынка), а также размеры платы за оказание общесистемных услуг. В силу того, что значительная часть генерирующего оборудования не была переведена в режим оптовой торговли и осталась работать в рамках региональных энергосистем, возникшие разногласия в интересах ФОРЭМ как совокупности его субъектов и АО-энерго стали причиной отказа от принципов экономически обоснованного распределения нагрузки. Загрузка наименее эффективных мощностей, вызванная в большей степени региональными интересами, способствует росту себестоимости производимой продукции, увеличению потребления топлива и расходованию электроэнергии генерирующими организациями. Особо следует отметить такую негативную тенденцию как увеличение потерь при транспортировке и передаче электроэнергии по сетям энергоснабжающих компаний. Имеющиеся данные показывают, что за последние 12 лет отношение доли потерь электроэнергии в сетях общего пользования к общему объему потребления увеличилось более чем на половину7.
Серьезной проблемой также является сетевое ограничение межсистемных перетоков8. В этой связи избыток установленной мощности в России является “запертым” на территории одного региона и не может рассматриваться в качестве потенциально возможного для использования в дефицитных звеньях энергосистемы.
Продолжение регулирования отношений в отрасли административными методами, доказавшими на практике свою несостоятельность, приведет к истощению электроэнергетического комплекса. Потеря потенциала электроэнергетики гарантировать бесперебойное снабжение потребителей в конечном итоге может стать причиной необратимых последствий в экономике, промышленности и социальной сфере, которые выльются в масштабный внутристрановой кризис. Осознание данной угрозы стало решающим аргументом в пользу необходимости проведения структурных преобразований в отрасли.
Вопросы, решаемые в процессе проектирования систем электроснабжения. Основные требования при проектировании и эксплуатации электрических станций, подстанций, сетей и энергосистем.
Вопросы, решаемые в процессе проектирования СЭС:
1. Расчет электрических нагрузок
2. Выбор наиболее рациональной с точки зрения технико-экономических показателей схемы питания
3. Технически и экономически обоснованный выбор числа и мощности тр-ров для ГПП и ЦП
4. Выбор экономически целесообразного режима работы тр-ра. (Тр-р работающий как в режиме недогрузки, так и в режиме перегрузки нецелесообразен, т.е. он должен быть нормально загружен
5. Выбор рациональных напряжений в схеме, определяющих капитальные вложения, расход цв.металла, потери эл.энергии и эксплуатационные расходы
6. Выбор электрических аппаратов, изоляторов и токоведущих устройств в соответствии с требованиями технико-экономической целесообразности.
7. Выбор сечений проводов, шин и жил кабелей в зависимости от ряда технических и экономических факторов
8. Установление необходимости и выбор целесообразной мощности собственных эл. станций и генераторных установок
9. Оптимизация показателей качества электроэнергии в системе электроснабжения
10. Оценка надежности систем электроснабжения
11. Выбор трасс и способов прокладки электрических сетей с учетом коммуникации энергохозяйства в целом.
При проектировании и эксплуатации электрических станций, подстанций, сетей и энергосистем обычно учитываются следующие основные требования:
1) производство, передача и распределение заданного количества электроэнергии;
2) выдача или отпуск заданной мощности в соответствии с заданным графиком;
3) надежная работа установок и энергосистемы в целом;
4) удовлетворительное качество электроэнергии;
5) сокращение капитальных затрат на сооружение;
6) снижение ежегодных издержек на эксплуатацию.
Первые 2 требования представляют собой техническое задание на электроснабжение потребителей определенного народнохозяйственного комплекса или административно-экономического района. 3-е и 4-е определяются существующими техническими нормативами. 5-е и 6-е выступают в качестве экономического критерия при распределении заданий первого и второго требований по объектам энергосистемы, при проектировании этих объектов, разработке нормативов третьего и четвертого требований.