Транспортное обслуживание международных экономических связей

Осуществление международных экономических связей требует перемещения грузов, пассажиров между странами, что обеспечивает­ся международными транспортными операциями. Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемеще­нием внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки.

Процесс доставки товара в международной торговле включает в себя:

-перевозку товара внутри страны-экспортера до пограничного пункта или порта данной страны;

-транспортировку товара от пограничного пункта (порта) стра­ны-импортера до пункта его потребления внутри страны;

-международную транзитную или морскую перевозку от пунк­та страны-экспортера до пограничного пункта (порта) страны-импортера (если между данными странами не установлена общая су­хопутная граница).

Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от видов транспорта, географических районов перевозки и видов перевозимых грузов.

Транспортные услуги различаются в зависимости:

-от вида транспорта: водные (морские и речные), наземные (железнодорожные и автомобильные), воздушные (авиационные), трубопроводные; смешанные;

-предмета транспортной операции (грузовые, пассажирские, багажные);

-транспортной характеристики товара: навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные (штучные); наливные (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино и др.);

-периодичности перевозки (регулярные и нерегулярные); порядка прохождения границы (перегрузочные и бесперегрузочные);

- вида транспортно-технологической системы (контейнерные, паромные и др.);

-вида сообщения (прямые, непрямые).

Рассмотрим подробнее особенности отдельных видов транс­порта.

В международных грузовых перевозках лидирует морской транспорт, на который приходится более 60 % мирового грузообо­рота, поскольку морской транспорт обладает такими преимущест­вами как, во-первых, относительно низкая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, во-вторых, универ­сальность. Морским транспортом можно перевозить все виды про­дукции.

Основную часть международных морских грузопотоков состав­ляют массовые наливные и навалочные грузы: сырая нефть, нефте­продукты, железная руда, каменный уголь, зерно. Из других грузов морской торговли выделяются так называемые генеральные, или тар­но-штучные 1рузы, т. е. готовая промышленная продукция, полуфаб­рикаты, продовольствие. Это наиболее ценная часть мирового торго­вого оборота (около 70 % но стоимости). Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных гру­зов в последнее время стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используются во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспорт­ных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран- покупателей. В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы.

Одной из важнейших тенденций в развитии мирового грузового транспорта является формирование контейнерной системы. В контей­нерах перевозится около 40 % генеральных грузов. Складываются трансконтинентальные контейнерные «мосты» - комбинация морско­го транспорта с маршрутными железнодорожными составами и авто­поездами-контейнеровозами

В международных пассажирских перевозках основная их доля приходится на автомобильный транспорт, свыше 80 % [19.С. 212].

В более широком значении международные транспортные услу­ги включают, помимо непосредственно перевозочной деятельности, различные сопутствующие операции. К ним могут относиться достав­ка груза от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах, выгрузка в пунк­те назначения, временное хранение груза в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.

В настоящее время получили широкое распространение интермодальные и мультимодальные перевозки, призванные максимально приблизить груз к пункту заказчика («от двери к двери»).

Мультимодальная перевозка - это смешанная перевозка с ис­пользованием различных видов транспорта (морского, автомобильно­го, железнодорожного и авиационного) в случаях, когда доставка по­средством одного вида транспорта становится невозможной или же более затратной по сравнению с использованием нескольких видов транспорта. Сочетание различных видов транспорта позволяет доста­вить груз практически в любой пункт получения, а также значительно уменьшить стоимость его транспортировки. Особенно актуальны мультимодальные перевозки при перевозках грузов между континен­тами, на сверхбольшие расстояния, негабаритных или сверхтяжелых грузов, когда необходим доступ в удаленные точки мира, где пред­ставлены не все виды транспорта.

Интермодальные перевозки - это перевозки, в которых участ­вуют два и более вида транспорта. Для этих перевозок характерно точное соблюдение сроков и ритмичности доставки грузов.

Структура и инфраструктура рынка транспортных услуг пред­ставляет из себяразноуровневую разветвленную систему.

Участниками международного транспортного процесса являют­ся фирмы-грузовладельцы, фирмы-перевозчики, фирмы-стивидоры (операторы грузовых терминалов), фирмы-экспедиторы (фрахтовые агенты или брокеры), которые оказывают услуга, сопровождающие грузы, т. е. погрузочно-разгрузочные работы, хранение, оформление грузовых и таможенных документов, расчеты с перевозчиками, сти­видорами и др.

Развитая сеть посреднических организаций в большинстве стран мира позволяет грузовладельцам заключать договоры непосредствен­но с экспедиторскими фирмами в каждом из интересующих их пунк­тов или договор с одним генеральным экспедитором, которому пору­чается организовать перевозку в целом. Генеральный экспедитор за­ключает от имени грузовладельца договоры с перевозчиками разных видов транспорта и с экспедиторскими организациями в пунктах про­хождения грузов. В настоящее время число экспедиторских фирм в мире превысило 100 тыс., в них занято около 20 млн работников. На их долю приходится более 75 % отправок 1рузов в интермодальных перевозках. Расходы, связанные с выполнением сопутствующих транспортных операций и затраты по перевозке груза магистральны­ми видами транспорта образуют полные транспортные расходы гру­зовладельца.

Беспрецедентно быстрое развитие мирового транспорта в XX в. стало возможным в значительной степени благодаря созданию его мощной инфраструктуры. Финансирование транспортного строитель­ства было во многом результатом энергичного вмешательства госу­дарства даже в странах с так называемой либеральной экономикой (например, США).

Значение инфраструктурных сооружений в развитии мирового транспорта можно проиллюстрировать, например, той ролью, кото­рую сыграли морские каналы. В результате их функционирования экономически целесообразными стали новые гигантские грузопотоки в межконтинентальной торговле. Так, Суэцкий канал значительно со­кратил расстояние между Европой и странами Индийского океана (по сравнению с прежним путем вокруг Африки).

Панамский канал был открыт для судоходства в 1914г. Соеди­нив Атлантику с Тихим океаном, он резко сократил расстояния между портами восточного и западного побережья Америки, а также сделал экономически обоснованными многие перевозки между Европой и Тихоокеанскими портами Америки, а в отдельных случаях даже Дальнего Востока.

Колоссальные результаты были достигнуты и в других областях транспортной инфраструктуры.

Намного возросли количество и техническая оснащенность мор­ских портов (число только крупных достигает нескольких тысяч), ко­торые благодаря железным дорогам, автомобильным коммуникациям и речным путям оказались итерированы в сети наземных транс­портных систем. Бурное развитие электронных средств связи, глубоко пронизывающих эти транспортные системы, все больше превращает транспортную инфраструктуру в материальную базу процесса глоба­лизации мировой экономики.

Участие и доля страны в международных перевозках зависит от ее географического положения, развития транспортных путей, инфра­структуры и общею состояния экономики. В морских перевозках ли­дируют такие приморские государства, как Великобритания, Япония, США, Греция, Испания, Финляндия, Норвегия. Морской транспорт здесь обслуживает 90 98 % всех внешнеторговых перевозок.

Участие и роль России в международной торговле транспорт­ными услугами в последние 20 лет претерпевают заметные измене­ния. Россия после распада СССР во многом утратила свои позиции в морских перевозках, лишившись части морских портов и судов. Грузовые перевозки морским транспортом за 90-е гг. сократились в 3 раза, а общий объем грузов, перевозимых всеми видами транспорта, уменьшился в 2 раза.

В 2000-е гг. рынок российских международных транспортных услуг стал заметно расти. Экспорт транспортных услуг в последние годы имеет тенденцию к росту. В 2007 г. он составлял около 20 % общего объема транспортных услуг. По программе развития экспорта транспортных услуг, являющейся частью общей программы «Модер­низация транспортной системы России (2002-2010 it.)», утвержден­ной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 де­кабря 2005 г. № 2188-р, предполагается увеличение в 2 раза экспорта транспортных услуг в 2010 г. и составит 13,1 млрд долл. США. При этом доля экспорта транспортных услуг возрастет до 50 % в общем объеме экспорта услуг России.

Перевозки грузов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами увеличились в 2007 г. по сравнению с 2006 г. почти на 10 %. Доля отечественных перевозчиков в освоении рос­сийской грузовой базы автоперевозок достигла 40 %. Автотранс­портный рынок России в стоимостном выражении составляет по­рядка 3,8 трлн руб. в год и является одним из емких по сравнению с другими отраслями экономики.

Мировая торговля - одна из наиболее динамично развивающих­ся форм международных экономических отношений, основным пока­зателем ее масштабов является мировой экспорт.

Основную роль в мировой торговле играют развитые страны. На группу стран ОЭСР приходится 3/4 мирового экспорта товаров и ус­луг. Лидерами международной торговли являются США, Германия, Япония.

Роль государства в регулировании международной торговли за­ключается в проведении внешнеторговой политики. Инструментами государственного регулирования международной торговли являются тарифные и нетарифные ограничения.

Международный экспорт услуг растет темпами, превышающими экспорт товаров, что связано с повышением доли услуг в мировом и национальных ВВП.

Одной из стремительно растущих отраслей торговли услугами является торговля технологиями, что обусловлено современным эта­пом НТП, когда технологии, информация становятся основными фак­торами производства.

Отличительной характеристикой рынка технологий является то, что основным его объектом выступает интеллектуальный продукт. Другими объектами данного рынка являются патенты, лицензии, ноу- хау, инженерно-технические услуги и др.

Необходимость транспортного обслуживания внешнеторговых связей обусловила формирование рынка транспортных услуг, разви­тие которого является одним из факторов роста интернационализации производства и экономической глобализации.

Вопросы и задания для самопроверки.

1.Определите место международной торговли в системе международных экономических отношений.

2.Какие факторы влияют на структуру экспорта?

3.Чем обусловлена необходимость импорта ?

4.Какое значение для страны имеет соотношение между экспортом и импортом?

5.Каким показателем измеряется объм внешней торговли страны ?

6.Каким показателем измеряется объем мировой внешней тор­говли?

7.Чем отличается услуга от товара?

8.Какие услуги являются объектом внешней торговли?

9.Какие услуги учитываются в рамках ВТО?

10.Чем отличаются факторные услуги от нефакторных?

11.Какие способы международного обмена услугами сущест­вуют?

12.Что является объектами рынка технологий?

13.Каково основное отличие рынка технологий от рынка това­ров?

14.Объясните, что такое ноу-хау и чем оно отличается от патента.

15.Определите, что такое интеллектуальный продукт.

16.Каковы причины быстрого расширения рынка технологий?

17юЧто собой представляют международные инжиниринговые

услуги?

18.Какова роль транспортной системы в обслуживании между­народной торговли?

19.Что собой представляют международные транспортные ус­луги, какие элементы они в себя включают?

20.Назовите субъекты международного транспортного рынка.

Наши рекомендации