Современные отечественные и зарубежные малогабаритные тракторы и мотоблоки
Трактор Т-25А (рис. 7) может использоваться на многих технологически операциях ухода за зелеными насаждениями, работам по дополнительной обработке почвы, уходам за дорожно-тропиночной сетью на объектах городского зеленого хозяйства и т.д.
Трактор оснащен двухцилиндровым дизельным двигателем Д-21 с воздушным охлаждением, мощностью 15 кВт, оборудован передней 1, боковой и задней 4 системами навески рабочих органов, обкатным редуктором на заднем валу отбора мощности, позволяющем упростить управление различными технологическими машинами (зимней щеткой, почвенной фрезой, поливомоечным прицепом и т.д.).
Электрогенератор питает электродвигатели навесного оборудования и ручного инструмента для подрезки кустарника.
Скорость движения изменяется от 1,58 до 6,0 м/с, с ходоуменьшителем — от 0,2 до 0,76 м/с. Все передачи реверсированы. Изменение положения оси переднего колеса и бортовой передачи обеспечивает три положения трактора: низкое (0,45 м), среднее (0,58 м) и высокое (0,65 м).
Колея задних колес изменяется в пределах 1,1... 1,5 м. Особая конструкция гидравлики переднего и бокового гидроцилиндров (наличие гидравлического замка) позволяет фиксировать положение технологические машины по высоте для проведения соответствующих операций.
На базе трактора Т-25А разработаны: универсальная машина УСБ-25, позволяющая выполнять такие работы, как механизированная подрезка кустарниковых изгородей, подготовка почвы (почвенная фреза), распределение различных технологических материалов (удобрения, песок и т.д.), подкормка и полив зеленых насаждений (гидробуры) и др.; трактор Т-25АК высококлиренсный (дорожный просвет до 1,5 м) предназначен для проведения междурядной обработке саженцев в питомниках, борьбы с вредителями и сорняками и др.;
трактор Т-30 предназначен для работы в питомниках, садах, транспортных работах. Предусмотрена регулировка дорожного про света, колеи, продольной базы, переналадка поста управления для работы на реверсе;
трактор Т-ЗОА является модификацией трактора Т-30. Конструкция трактора предусматривает регулировку колес, дорожного просвета, продольной базы.
Трактор МТ-15 предназначен для выполнения работ на объектах городского зеленого и коммунального хозяйства. Двигатель двухцилиндровый дизельный мощностью 11,3 кВт. Габариты трактора позволяют использовать его в низинах, на неудобьях, площадях сложной конфигурации, промышленных теплицах. Он имеет четыре реверсированные передачи с диапазоном скоростей 1,1...7,19 м/с (вперед) и 1,4...9,3 м/с (назад); дорожный просвет 280 мм; колея 1170 мм. Агрегатируется со всеми навесными и прицепными орудиями к тракторам класса 2...6 кН.
Трактор МТ-16 имеет более мощный (23 кВт) двигатель. Он предназначен для тех же целей, что и трактор МТ-15.
Трактор КМЗ-012 имеет четырехтактный карбюраторный двигатель мощностью 12 кВт, интервал скоростей 0,7...4,0 м/с (вперед) и 0,9...4,1 м/с (назад). Навесная система, передний и задний ВОМ позволяют агрегатировать с ним специальные машины и орудия для работы в городском коммунальном хозяйстве.
Серия малогабаритных тракторов, выпускаемых в Белоруссии (ПО ≪МТЗ≫) представлена колесными тракторами «Беларусъ-082БС» (мощность двигателя 10,22 кВт), «Беларусь-215» (мощность двигателя 17,52 кВт), «Беларусь-321» (мощность двигателя 24,4 кВт) и др. Колесная формула тракторов 4x4. Она обеспечивает им повышенную проходимость, что наряду с небольшими габаритными размерами дает возможность применять их как на энергоемких операциях (подготовка почвы, планировка, перевозка грузов и т.п.), так и на уходах за зелеными насаждениями.
Малогабаритные тракторы МТ8-50 (производство Чехии) оборудованы передним и задним ВОМ, навесным и прицепным оборудованием. Мощность дизельного двигателя от 10 до 25 кВт с интервалом скоростей 0,36...6,8 м/с; число реверсированных передач
— 8; дорожный просвет 240 мм. Тракторы комплектуются
технологическим оборудованием, включающим в себя почвообрабатывающие орудия (двухкорпусной оборотный плуг, культиватор для сплошной обработки, культиватор для междурядной обработки, рыхлитель, бульдозерный отвал), посевные и посадочные машины, машины для полива и ухода за насаждениями, фронтальную и боковую косилки и т. п.
Современные зарубежные малогабаритные тяговые машины успешно совмещают одно- и многофункциональные задачи, выполняемые одним тягачом. Так, малогабаритный тягач «Бобкэт» (США), предназначенный для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, имеет большое число дополнительных технологичес ких машин и механизмов, которые обеспечивают выполнение многих операций ландшафтного строительства.
Представляют интерес малогабаритные тракторы фирмы Хускварна (Швеция), служащие в качестве тягачей для самоходных газонокосилок.
Мотоблок «МТЗ-0,5» — одноосное колесное шасси, предназначенное для работы с технологическими машинами, выполняющими операции по подготовке почвы, посевным, транспортным, уборочным и другим работам. Двигатель мотоблока четырехтактный карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 3,67 кВт. Интервал скоростей 0,5...2,6 м/с (вперед) и 0,6... 12,0 м/с (назад). В агрегате с технологическими машинами и орудиями мотоблок МТЗ-0,5 может выполнять на небольших площадях вспашку, боронование, культивацию и фрезерование почвы, кошение газона и другие работы. С прицепом используется на перевозке грузов, вывозке мусора из дворовых территорий и территорий садови парков.
Колея мотоблока переменная (400...700 мм), изменяется перестановкой колес. Колеса снабжены пневматическими шинами или выполнены в виде металлических ободов с почвозацепами. Агрегатирование почвообрабатывающих орудий осуществляется при помощи специальной сцепки.
Пусковая педаль расположена с правой стороны двигателя по ходу мотоблока. Исходное положение педали — верхнее. Рычаг управления блокировкой дифференциала находится на пульте рулевой штанги.
В комплект мотоблока входят плуг, культиватор, окучник, борона, косилка, полуприцеп. Мотоблоки МТЗ-06, МТЗ-12, «Беларусь-08BS», МБ-2К «Нева», МК-1А-02 «Крот» и мотоблоки ОАО Калужский двигатель: МБ-1Д1, МБ-1Д2, МБ-90М, мотоблоки ГУП Салют: «Салют-5БС-2», «Салют-5БС-1», «Салют-5Д» и другие по конструкции и условиям применения аналогичны мотоблоку МТЗ-0,5, но отличаются типом и мощностью двигателя, скоростными характеристиками, размерными параметрами.