Определение допускаемых напряжений
Выбор электродвигателя
Основными исходными данными для выбора электродвигателя являются:
- мощность на выходном вала =2,8 Квт;
- частота вращения выходного вала = 300 об/мин.
Требуемая мощность электродвигателя =2,9кВт
где – общий КПД редуктора;
– число пар подшипников. m=2
В дальнейшем, поскольку в приводе отсутствуют дополнительные передачи, то , где – передаточное число зубчатой передачи.
Рекомендуемые значения КПД зубчатой передачи , подшипников приведены в таблице 2.
Таблица 2.
КПД зубчатой передачи, подшипников
Элементы передач | Среднее значение |
Зубчатая передача | 0,96…0,98 |
Подшипники качения (одна пара) | 0,99 |
Частота вращения вала электродвигателя:
=300*3,15=945.
Номинальная мощность электродвигателя должна быть
.
Номинальная мощность – это мощность, которую электродвигатель может отдавать длительно, не нагреваясь свыше допустимой температуры.
В общем машиностроении используются трехфазные асинхронные короткозамкнутые двигатели серии 4А (4 – порядковый номер серии; А – асинхронный). Номинальная мощность и частота вращения нашего двигателя 4А112MА6/955.
Для принятого электродвигателя в пояснительную записку заносят следующие параметры:
- обозначение двигателя;
- номинальную мощность =3 кВт;
- частоту вращения при номинальной нагрузке =955об/мин.
Кинематический и силовой расчет редуктора
Частота вращения валов:
- быстроходного принимаем ;
- тихоходного принимаем =300.
Угловые скорости вращения валов:
- входного =3.14*955/30=99.9;
- выходного =3.14*300/30=31.4.
Зависимости между вращающими моментами на валах используют при расчете передач:
, следовательно, .
Крутящие моменты на валах при :
- =89.17/3.15=28.30– направление совпадает с направлением вращения вала, т.к. это момент движущих сил;
- =2800/31.4,2=89.17– его направление противоположно направлению вращения вала, т.к. это момент сил сопротивления.
Результаты проектирования заносят в таблицу 4.
Таблица 4.
Параметры редуктора
Параметры | Вал 1 | Вал 2 |
Частота вращения, об/мин | =955 | =300 |
Угловая скорость, рад/с | =99,9 | =31.4 |
Крутящий момент, Нм | =28.30 | =89.17 |
Расчет зубчатой передачи
Зубчатые передачи представляют собой механизм, передающий движение с помощью зубчатых колес (рисунок 2). Зубчатые колеса это тела (цилиндры) с равномерно расположенными выступами (зубьями) и впадинами.
Меньшее из зубчатых колес принято называть шестерней; большее – колесом. В нашем редукторе применяется косозубая передача внешнего зацепления (на рисунке ниже).
Определение допускаемых напряжений
Твердость зубчатых колес выбирают в зависимости от назначения и условий работы передачи. В курсовой работе применяются углеродистые и легированные стали, подвергнутые термической обработке, что позволяет обеспечивать требуемую твердость материала при заданной толщине заготовки.
Твердость используемого зубчатого колеса 223…262НВ и шестерни 262…311НВ.
2.2.2. Допускаемые напряжения в расчете на
контактную выносливость
Этот вид расчета исключает усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев – основной вид разрушения поверхности зубьев для большинства закрытых быстроходных передах, работающих при хорошей смазке. |
Допускаемые контактные напряжения для пары сопрягаемых колес устанавливается следующим образом:
=(584;504)=504 МПа
где , ;
=584.5
=504.5
=(262+311)/2=286,5– среднее значение твердости для колеса;
(223+262)/2=242,5 среднее значение твердости для шестерни.
– коэффициент безопасности для однородной структуры материала.
2.2.3. Допускаемые напряжения в расчете
на изгибную выносливость
Этот вид расчета исключает усталостную поломку зубьев. Определяют допускаемые напряжения раздельно для шестерни и колеса по формуле:
, МПа (шестерня)=295 МПа (колесо)=250 МПа где – среднее значение твердости; – коэффициент безопасности. |
2.3. Проектировочный расчет косозубой
зубчатой передачи
Цель расчета: определение межосевого расстояния и других параметров передачи, исключающих выкрашивание рабочей поверхности зубьев в работающей зубчатой паре.
Ориентировочное значение межосевого расстояния
= =84.5 мм
где – крутящий момент на колесе, Н м;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии
– коэффициент относительной ширины колеса для любых колес при симметричном расположении относительно опор.
По ГОСТ 2185-66 принимаю межосевое расстояние ( ) 90мм
Модуль передачи m=(0.01…0.02)=1.75мм ,
который округляют до ближайшего стандартного значения.
Стандартный ряд (выборка) модулей
1-й ряд | 1,25 | 1,5 | 2,5 | |||||||
2-й ряд | 1,75 | 2,25 | 2,75 | 3,5 | 4,5 | 5,5 |
Все параметры зацепления выражаются через модуль.
Ширина колеса определяется равенством: ,мм.
b2=38 мм
Ширина шестерни назначается , мм.
b1 По ГОСТ 6636-69 принимаю ширину 40 мм
Устанавливают угол наклона зуба: .
Βmin=arcsin(7/38)=10.6
Минимальный угол наклона зуба .
Затем определяют:
- суммарное число зубьев передачи принимая в качестве целую часть числа ;
- число зубьев шестерни , округляя до целого числа ;
- число зубьев колеса .
Уточняют значение угла наклона зубьев
Уточняют фактическое передаточное число и его отклонение от заданного:
, .
Производится расчет геометрических параметров зубчатых колес по формулам, приведенным в таблице 7.
Таблица 7.
Расчет геометрических размеров зубчатых колес
Наименование параметра | Обозначение | Формула | |
1. Делительный диаметр, мм | шестерни | ||
колеса |
2. Межосевое расстояние, мм | |||
3. Диаметр вершин зубьев, мм | шестерни | ||
колеса | |||
4. Диаметр впадин зубьев, мм | шестерни | ||
колеса |
2.3.1. Проверочный расчет зубчатой передачи
на выносливость при изгибе
Для исключения усталостной поломки зубьев необходимо сопоставить расчетное местное напряжение от изгиба в опасном сечении на переходной поверхности и допускаемые напряжения :
.
Данное условие проверяют раздельно для шестерни и колеса. Расчетное местное напряжение при изгибе определяется по формуле:
- для колеса МПа
- для шестерни ,
где – коэффициент нагрузки при изгибе;
YFS1=3,47+13,2/26.11=3.975
YFS2=3,47+13,2/82.7=3,629 – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений;
ZV1=24/0.918=26.11
ZV2=76/0.918=82.70 – эквивалентное число зубьев;
– коэффициент, учитывающий наклон зуба; .