Дополнительные услуги в торговле и их классификация
Уровень торгового обслуживания определяется не только соответствием предложения товаров спросу населения, наличием, рациональной специализацией и размещением магазинов, режимом их работы, применением прогрессивных форм и методов обслуживания. Не менее важное место в этом ряду занимают организация и качество предоставляемых покупателям услуг. Зарубежные предприниматели все больше уделяют внимания развитию торговых услуг, так как видят в этом эффективное орудие конкурентной борьбы, инструмент активного воздействия на потребителя. Совершенствование торгового обслуживания выражается в расширении ассортимента предлагаемых товаров, создании условий для быстрого и удобного их приобретения, предоставлении на предприятиях торговли разнообразных услуг.
К торговым услугам относится специфическая деятельность, выражающаяся в продаже товаров или связанная с организацией условий для ее успешного осуществления (услуги, сопровождающие реализацию товаров, предшествующие ей или следующие за ней).
Услуги, оказываемые в торговле, весьма разнообразны. Их перечень с учетом типов магазинов насчитывает свыше 100 наименований. Они делятся на следующие группы.
По степени связи с процессом продажи товаров: связанные (основные), полусвязанные (сопутствующие) и свободные (вспомогательные). К связанным относятся услуги, являющиеся частью процесса продажи товаров. Без них продажа затруднена или не может быть совершена вообще. От степени связи с продажей товаров зависит и платность услуг. Услуги, тесно связанные с процессом продажи, осуществляются в основном бесплатно (упаковка купленных товаров). Полусвязанные услуги представляют собой оказание покупателю помощи в совершении покупки и потреблении товара (прикрепление ремешков и браслетов к часам). В зависимости от конкретных условий и экономических возможностей предприятия они могут быть платными и бесплатными. Свободные услуги не связаны непосредственно с покупаемым товаром и носят обычно нетоварный характер (раскрой тканей, выполнение граверных работ и др.). В большинстве случаев они оказываются за дополнительную плату, представляющую собой цену услуги.
По социально-экономической значимости:
- экономящие затраты труда и время (установка технически сложных товаров на дому, подгонка швейных изделий но фигуре покупателя);
- экономящие денежные средства покупателей (раскрой тканей, ремонт часов);
- влияющие на экономические показатели магазина (предоставление рассрочки платежа при покупке товаров, автостоянка).
По характеру участия отраслей народного хозяйства в оказании услуг:
- осуществляемые силами работников торговли (предоставление рассрочки платежа при покупке товаров, подгонка готового платья по фигуре покупателя, прикрепление ремешков и браслетов к часам);
- осуществляемые работниками бытового обслуживания (граверные работы, ремонт часов);
- осуществляемые работниками других отраслей народного хозяйства (продажа газет, журналов, открыток, доставка товаров на дом).
По месту оказания:
- непосредственно в магазине (раскрой тканей, комплектование подарочных наборов);
- на дому у покупателей (установка технически сложных товаров, сборка и расстановка мебели в квартире у покупателей).
По времени оказания: предшествующие продаже товаров (устройство кабин для прослушивания дисков, кассет, демонстрации новых товаров); выполняемые в процессе продажи товаров (испытание товаров в действии, упаковка товаров) и после нее (доставка товаров на дом, установка купленных товаров на дому у покупателей).
По характеру затрат труда: имеющие материальный характер, т.е. носящие вещественную форму (ремонт изделий), и не имеющие его (консультация по вопросам выбора и потребления товаров, информация покупателей о товарах).
По характеру используемого труда: требующие для выполнения специальных навыков и профессиональной подготовки (выполнение граверных работ) и не требующие их (вызов такси но просьбе покупателей).
По срокам выполнения: срочные, обычно выполняемые в присутствии покупателя (гравировка изделия) и с регламентированным сроком выполнения, предоставляемые в согласованное с клиентом время (ремонт часов, доставка товаров на дом).
Но частоте предоставления: массовые (доставка товаров на дом), периодические (демонстрация моделей одежды) и эпизодические (стол находок, организация встреч покупателей, потерявших друг друга в магазине).
С целью расширения и улучшения качества услуг Министерством торговли Республики Беларусь утвержден Примерный перечень дополнительных услуг по типам магазинов.
Система показателей качества обслуживания покупателей на предприятиях розничной торговли.
Вопросы для самопроверки:
Дайте понятие «продажи товаров».
Перечислите формы продажи.
Охарактеризуйте прядок открытия магазина.
Назовите основные элементы операций продажи товаров в магазине.
Перечислите принципы организации оперативных процессов в магазине:
Охарактеризуйте методы продажи товаров в магазинах.
Как осуществляется организация торговли фирменных магазинов и фирменных секций.
Какие требования предъявляют к фирменному магазину и фирменной секции.
Какова сущность внемагазинной продажи товаров.
Перечислите внемагазинные формы торгового обслуживания.
Как классифицируются рынки в зависимости от ассортимента реализуемых товаров.
Дайте понятие услуги.
Как классифицируются услуг розничной торговли.
Дайте понятие культуры торговли.
Охарактеризуйте составляющие культуры торговли: качество торгового обслуживания, культура торгового обслуживания.
Перечислите показатели оценки уровней культуры торговли, качества торгового обслуживания, культуры обслуживания.
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие услуги.
2. Как классифицируются услуг розничной торговли.
3. Дайте понятие культуры торговли.
4. Охарактеризуйте составляющие культуры торговли: качество торгового обслуживания, культура торгового обслуживания.
5. Перечислите показатели оценки уровней культуры торговли, качества торгового обслуживания, культуры обслуживания.