НОВОВВЕДЕНИЕ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРОБЛЕМА К общей теории нововведений

Предмет инноватики - прежде всего создание, освоение и распростране­ние разного типа новшеств. В этом смысле изучение процессов нововведений есть специфическая точка зрения на научно-технический прогресс.

Мир нововведений не сводится только к технологии и технике. Совер­шенствование управления тоже осуществляется через введение новшеств. Так вот, реализация последних в организационно-управленческой сфере имеет немало сходного с нововведениями в русле научно-технического и экономи­ческого прогресса в целом. Новые организационные структуры, методы вы­работки решений, формы стимулирования тоже вначале разрабатываются специалистами, осваиваются, распространяются и так же, как новые прибо­ры, технологические линии, сталкиваются с человеческими интересами, пла­нами и т. д. Или взять новые модели одежды, виды услуг. Несомненно, для соответствующих организаций легкой промышленности, службы быта, для населения это важные нововведения, по массивности своей никак не уступа­ющие обновлению техники или управления, ни к тому, ни к другому, однако, не относящиеся.

Что же объединяет эти столь важные изменения, так непохожие одно на другое? А то, что во всех перечисленных случаях они представляют собой дея­тельность по обновлению, т. е. по преобразованию чьей-то другой деятельнос­ти. Средствами же такого преобразования выступают замена одних элемен­тов, частей на другие либо дополнение уже имеющихся - новыми. И вот ока­зывается, что подобная деятельность во всех сферах жизни общества имеет общие черты и закономерности. Везде сначала определяются цели изменений, разрабатывается новшество, если надо, то оно испытывается, затем осваивает­ся и распространяется и, наконец, "отмирает", исчерпываясь морально или

физически. Как правило, тут приходится преодолевать инерцию сложившего­ся порядка, для чего требуются однотипные методы. Почти всегда возникает проблема последствий - желаемых и вредных, предвиденных и неожиданных. Словом, каждое нововведение в чем-то очень важном похоже на другое, в ка­кой бы сфере оно ни осуществлялось. Нововведения как особый механизм при­сутствуют во многих целенаправленных изменениях. А если сказать точнее, именно из нововведений и состоят подлинные изменения.

Нововведение, таким образом, есть своего рода "клеточка" управляемого развития,целенаправленных изменений. Выделение подобных универсальных структур и процессов широко распространено.

Нововведения буквально пронизывают нашу жизнь во всех ее сферах. Но работа по их осуществлению требует профессионализма, специальных навы­ков и знаний.

В первом приближении мы обозначили объект инноватики. Теперь пора сказать о предмете.

Центральная проблема

В широком смысле нововведения выступают как форма управляемого раз­вития. Что это значит? Существует огромное множество изменений, возника­ющих стихийно,не целенаправленно. Тут и непредвиденные следствия из впол­не осознанных решений, и непредсказуемые события и обстоятельства, скла­дывающиеся помимо нашей воли. Понятно, что они не относятся к числу но­вовведений. Не все наше развитие управляемо, не все изменения планируемы.

Но и в управляемом секторе развития не все осуществляется через ново­введения.К примеру, постепенное или разовое нарастание одного и того же качества или количества (например, рост численности персонала, укрепление дисциплины, повышение качества продукции) сами по себе не есть иннова­ция. Нельзя отнести к ним и ремонт, замену однородного оборудования, пере­мещение работников. Так что назначение нового руководителя не есть ново­введение, но им является, например, учреждение новой должности.

Это понятие можно определить так: нововведение есть такое целена­правленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, по­селение, общество и т. д.) новые относительно стабильные элементы.Пос­ледние могут быть чисто материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т. е. предмет нововведения, будь то станок или обряд, форма отчетности или сырье. Нововведение же суть процес­са, т. е. переход некоторой системы из одного состояния в другое.

Переход!Вот, собственно говоря, основной предмет инноватики как на­уки о нововведениях и ее центральная проблема. Но переход здесь включает и перевод,т. е. инициируемые и контролируемые изменения. Отсюда не следу­ет, что для нее не значимы цели нововведения, их планирование, финансиро­вание, отношения вокруг них разных фирм, коллективов, руководителей и ис­полнителей, подготовка персонала к освоению новшества. Сфера внимания инноватики, конечно, шире самого изменения, перехода, и ее надо определить поточнее.

Инновационные циклы

В инноватике используется понятие жизненный циклновшества, означаю­щее стадийность процесса, единство его начала и конца. Надо, однако, разли­чать применение этого понятия по отношению к новшествам и нововведениям.

Так, жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии:

- разработка (фундаментальные исследования, прикладные, теоретические
расчеты);

- проектирование (оформление документации, создание конструкций, чер­
тежи, реализация их в опытном образце);

- изготовление;

- использование;

- устаревание (исчерпание возможностей, появление альтернативного нов­
шества).

Тут необходимы пояснения. В некоторых случаях разработка и проекти­рование оказываются совмещенными, трудно различимыми (например, пере­вод фирмы на новую информационную технологию или завода на новую орга­низационную структуру). Иногда совпадают проектирование и изготовление. Кроме того, признаки устаревания какого-то новшества могут появиться уже на стадии его изготовления, а то и разработки.

Применительно к нововведению понятие жизненного циклабудет вклю­чать следующие стадии:

- зарождение (осознание потребности и возможности изменений, поиск со­
ответствующего новшества);

- освоение (внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производ­
ных изменений);

- диффузия (тиражирование, многократное повторение нововведения на
других объектах);

- рутинизация (когда нововведение реализуется в стабильных, постоянно
функционирующих элементах соответствующих объектов).
Нововведение не может считаться полностью завершенным, если оно ос­
тановилось на любой из промежуточных стадий. Скажем, оно может быть обо­
значено лишь как локально завершенное, если оказывается реализованным
только в единичном варианте. Оно не является завершенным, если не достиг­
ло заключительной стадии - рутинизации, как это бывает в случаях, когда после
первых пусков новое оборудование не используют в постоянном режиме из-за
неподготовленности персонала, недоработок в конструкции и т. п. Причины
сбоев на последней стадии могут корениться и в начальных стадиях, если, на­
пример, допущены ошибки в обосновании нововведения.

Теперь сопоставим оба жизненных цикла. Они различны по диапазонам, ибо рутинизация нововведения может наступить, а новшество еще не устаре­ло. К тому же новшество может быть спроектировано, изготовлено и даже ус­пело устареть, а нововведение так и не началось. Известно, что немало продук­ции консультантов и инноваторов так и не находит пользователей. Конечно, оба жизненных цикла тесно связаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Жизненный цикл новшества может прерваться на стадии исполь­зования, если не сомкнется с нововведением. А жизненный цикл последнего

может только лишь начаться (как поиск нового средства для удовлетворения уже осознанной необходимости), но не развиться, пока новшество не дойдет до стадии изготовления. Но важно видеть и разницу: в одном случае происхо­дит процесс формирования новшества, в другом - процесс его применения.

Оба жизненных цикла охватываются более общим понятием инноваци­онный процесс,в который входят и организационно-экономические, и соци­окультурные условия данного нововведения. Ведь оно предполагает опреде­ленное взаимодействие подразделений и организаций, обучение и перепод­готовку специалистов, планирование и разработку необходимых стимулов, преодоление нежелательных последствий. Инновационный процесс, таким образом, есть карта всего поля эволюции новшества и осуществления ново­введения.

В самом широком смысле, как уже отмечалось, нововведения выступают как форма управляемого развития. Однако возможности целенаправленного воздействия на этот процесс сегодня существенно ограничены как особеннос­тями самого процесса, так и управляющим потенциалом применяемых мето­дов. Вследствие этого не всегда достигаются цели инновационных мероприя­тий: планируемые изменения во многих случаях не наступают или же проис­ходят не в намеченном объеме.

В более конкретном случае в организациях нововведение рассматривает­ся как такое целенаправленное изменение, которое вносит в организацию (в еецели, технологию, организационный порядок и т. д.) новые стабильные элементы и потенциально или фактически тиражируемое в своих основных чертах.Таким образом, как и в общем случае, здесь не имеются в виду неплани­руемые, уникальные, а также краткосрочные изменения. Это же относится к ча­стным изменениям, не имеющим значимых последствий для организации (ре­монт и замена однородного оборудования, перемещение персонала и т. д.).

Наши рекомендации