НОВОВВЕДЕНИЕ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРОБЛЕМА К общей теории нововведений
Предмет инноватики - прежде всего создание, освоение и распространение разного типа новшеств. В этом смысле изучение процессов нововведений есть специфическая точка зрения на научно-технический прогресс.
Мир нововведений не сводится только к технологии и технике. Совершенствование управления тоже осуществляется через введение новшеств. Так вот, реализация последних в организационно-управленческой сфере имеет немало сходного с нововведениями в русле научно-технического и экономического прогресса в целом. Новые организационные структуры, методы выработки решений, формы стимулирования тоже вначале разрабатываются специалистами, осваиваются, распространяются и так же, как новые приборы, технологические линии, сталкиваются с человеческими интересами, планами и т. д. Или взять новые модели одежды, виды услуг. Несомненно, для соответствующих организаций легкой промышленности, службы быта, для населения это важные нововведения, по массивности своей никак не уступающие обновлению техники или управления, ни к тому, ни к другому, однако, не относящиеся.
Что же объединяет эти столь важные изменения, так непохожие одно на другое? А то, что во всех перечисленных случаях они представляют собой деятельность по обновлению, т. е. по преобразованию чьей-то другой деятельности. Средствами же такого преобразования выступают замена одних элементов, частей на другие либо дополнение уже имеющихся - новыми. И вот оказывается, что подобная деятельность во всех сферах жизни общества имеет общие черты и закономерности. Везде сначала определяются цели изменений, разрабатывается новшество, если надо, то оно испытывается, затем осваивается и распространяется и, наконец, "отмирает", исчерпываясь морально или
физически. Как правило, тут приходится преодолевать инерцию сложившегося порядка, для чего требуются однотипные методы. Почти всегда возникает проблема последствий - желаемых и вредных, предвиденных и неожиданных. Словом, каждое нововведение в чем-то очень важном похоже на другое, в какой бы сфере оно ни осуществлялось. Нововведения как особый механизм присутствуют во многих целенаправленных изменениях. А если сказать точнее, именно из нововведений и состоят подлинные изменения.
Нововведение, таким образом, есть своего рода "клеточка" управляемого развития,целенаправленных изменений. Выделение подобных универсальных структур и процессов широко распространено.
Нововведения буквально пронизывают нашу жизнь во всех ее сферах. Но работа по их осуществлению требует профессионализма, специальных навыков и знаний.
В первом приближении мы обозначили объект инноватики. Теперь пора сказать о предмете.
Центральная проблема
В широком смысле нововведения выступают как форма управляемого развития. Что это значит? Существует огромное множество изменений, возникающих стихийно,не целенаправленно. Тут и непредвиденные следствия из вполне осознанных решений, и непредсказуемые события и обстоятельства, складывающиеся помимо нашей воли. Понятно, что они не относятся к числу нововведений. Не все наше развитие управляемо, не все изменения планируемы.
Но и в управляемом секторе развития не все осуществляется через нововведения.К примеру, постепенное или разовое нарастание одного и того же качества или количества (например, рост численности персонала, укрепление дисциплины, повышение качества продукции) сами по себе не есть инновация. Нельзя отнести к ним и ремонт, замену однородного оборудования, перемещение работников. Так что назначение нового руководителя не есть нововведение, но им является, например, учреждение новой должности.
Это понятие можно определить так: нововведение есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, поселение, общество и т. д.) новые относительно стабильные элементы.Последние могут быть чисто материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т. е. предмет нововведения, будь то станок или обряд, форма отчетности или сырье. Нововведение же суть процесса, т. е. переход некоторой системы из одного состояния в другое.
Переход!Вот, собственно говоря, основной предмет инноватики как науки о нововведениях и ее центральная проблема. Но переход здесь включает и перевод,т. е. инициируемые и контролируемые изменения. Отсюда не следует, что для нее не значимы цели нововведения, их планирование, финансирование, отношения вокруг них разных фирм, коллективов, руководителей и исполнителей, подготовка персонала к освоению новшества. Сфера внимания инноватики, конечно, шире самого изменения, перехода, и ее надо определить поточнее.
Инновационные циклы
В инноватике используется понятие жизненный циклновшества, означающее стадийность процесса, единство его начала и конца. Надо, однако, различать применение этого понятия по отношению к новшествам и нововведениям.
Так, жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии:
- разработка (фундаментальные исследования, прикладные, теоретические
расчеты);
- проектирование (оформление документации, создание конструкций, чер
тежи, реализация их в опытном образце);
- изготовление;
- использование;
- устаревание (исчерпание возможностей, появление альтернативного нов
шества).
Тут необходимы пояснения. В некоторых случаях разработка и проектирование оказываются совмещенными, трудно различимыми (например, перевод фирмы на новую информационную технологию или завода на новую организационную структуру). Иногда совпадают проектирование и изготовление. Кроме того, признаки устаревания какого-то новшества могут появиться уже на стадии его изготовления, а то и разработки.
Применительно к нововведению понятие жизненного циклабудет включать следующие стадии:
- зарождение (осознание потребности и возможности изменений, поиск со
ответствующего новшества);
- освоение (внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производ
ных изменений);
- диффузия (тиражирование, многократное повторение нововведения на
других объектах);
- рутинизация (когда нововведение реализуется в стабильных, постоянно
функционирующих элементах соответствующих объектов).
Нововведение не может считаться полностью завершенным, если оно ос
тановилось на любой из промежуточных стадий. Скажем, оно может быть обо
значено лишь как локально завершенное, если оказывается реализованным
только в единичном варианте. Оно не является завершенным, если не достиг
ло заключительной стадии - рутинизации, как это бывает в случаях, когда после
первых пусков новое оборудование не используют в постоянном режиме из-за
неподготовленности персонала, недоработок в конструкции и т. п. Причины
сбоев на последней стадии могут корениться и в начальных стадиях, если, на
пример, допущены ошибки в обосновании нововведения.
Теперь сопоставим оба жизненных цикла. Они различны по диапазонам, ибо рутинизация нововведения может наступить, а новшество еще не устарело. К тому же новшество может быть спроектировано, изготовлено и даже успело устареть, а нововведение так и не началось. Известно, что немало продукции консультантов и инноваторов так и не находит пользователей. Конечно, оба жизненных цикла тесно связаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Жизненный цикл новшества может прерваться на стадии использования, если не сомкнется с нововведением. А жизненный цикл последнего
может только лишь начаться (как поиск нового средства для удовлетворения уже осознанной необходимости), но не развиться, пока новшество не дойдет до стадии изготовления. Но важно видеть и разницу: в одном случае происходит процесс формирования новшества, в другом - процесс его применения.
Оба жизненных цикла охватываются более общим понятием инновационный процесс,в который входят и организационно-экономические, и социокультурные условия данного нововведения. Ведь оно предполагает определенное взаимодействие подразделений и организаций, обучение и переподготовку специалистов, планирование и разработку необходимых стимулов, преодоление нежелательных последствий. Инновационный процесс, таким образом, есть карта всего поля эволюции новшества и осуществления нововведения.
В самом широком смысле, как уже отмечалось, нововведения выступают как форма управляемого развития. Однако возможности целенаправленного воздействия на этот процесс сегодня существенно ограничены как особенностями самого процесса, так и управляющим потенциалом применяемых методов. Вследствие этого не всегда достигаются цели инновационных мероприятий: планируемые изменения во многих случаях не наступают или же происходят не в намеченном объеме.
В более конкретном случае в организациях нововведение рассматривается как такое целенаправленное изменение, которое вносит в организацию (в еецели, технологию, организационный порядок и т. д.) новые стабильные элементы и потенциально или фактически тиражируемое в своих основных чертах.Таким образом, как и в общем случае, здесь не имеются в виду непланируемые, уникальные, а также краткосрочные изменения. Это же относится к частным изменениям, не имеющим значимых последствий для организации (ремонт и замена однородного оборудования, перемещение персонала и т. д.).