Проектирование торговых зданий
Строительство торговых зданий осуществляется по проектам – технической и конструкторской документации, содержащим технико-экономические обоснования, (ТЭО) расчеты, чертежи, сметы, пояснительные записки.
ТЭО – подкрепление технико-экономическими расчетами доказательств, принятых в проекте решений.
Расчеты – итоги исчисления цифровых данных при проектировании. Они могут быть экономическими и техническими.
Чертежи проекта – графическое изображение зданий, сооружений и отдельных его частей, планировка помещений, размещения оборудования, энергоснабжения ит.д.
Смета – важнейший документ, входящий в состав проекта, на основе которого определяется стоимость строительства.
Проекты бывают: индивидуальные повторные и типовые.
Индивидуальные проекты разрабатываются для одноразового строительства. Для немассового строительства они могут использоваться повторно.
Типовые проекты применяются для многократного строительства. По сравнению с индивидуальными они дешевле, сокращают сроки и улучшают качество проектирования, способствуют широкому применению индустриальных методов строительства.
Проектирование должно осуществляться на основе единых принципов: последовательность, вариантность, комплексность, использование типовых проектов, применение единой системы нормативов.
Определяющими документами для проектирования являются:
- пособие «Проектирование предприятий розничной торговли» к СНиП «Общественные здания»;
- номенклатура типов магазинов.
Проектированием торговых объектов занимаются проектные институты:
- «Белгипроторг», «Белкооппроект», «Минскпроект» и др.
Процессу проектирования предшествует составление задания на проектирование.
Проектирование может осуществляться в одну и две стадии. При одностадийном проектировании разрабатываются все документы вместе, а при двух стадийном сначала разрабатывается технический проект, затем рабочие чертежи и смета.
Технический проект включает в себя: архитектурно-строительную часть. смету и технико-экономические показатели, иллюстративный материал.
Технический проект до окончательного утверждения проходит экспертизу.
Организация строительства, реконструкции и ремонта торговых
Объектов
Строительство торговых объектов осуществляется на основе инвестиций – затрат на создание новых, реконструкцию, расширение, перевооружение действующих объектов.
По источникам образования инвестиции делятся на плановые и сверх плановые.
Процессу строительства торговых объектов предшествует включение их в титульные списки, которые служат основанием для заключения договоров на строительство
Перед началом строительства осуществляется организационно-техническая подготовка, которая включает: организационно-подготовительные мероприятия, внеплощадочные строительные работы, внутриплощадочные работы.
Строительство торговых объектов может осуществляться подрядным и хозяйственным способами.
В улучшении материально-технической базы торговли важную роль играет реконструкция и ремонт торговых зданий.
Реконструкция – это переустройство существующих торговых объектов, в основном, без расширения зданий и сооружений основного назначения. Она бывает полная и частичная.
Реконструкция торговых объектов предполагает, как и при новом строительстве, составление задания на проектирование и другой нормативно-технической документации.
Ремонт – проводится для нормального функционирования торговых объектов, поддержания их в надлежащем состоянии. Он бывает капитальный и текущий.
Завершающим этапом строительства и реконструкции торговых объектов является приемка их в эксплуатацию. Она проводится в два этапа:
-предварительная приемка рабочей комиссией;
-окончательная приемка приемочной комиссией.
Технико-экономические показатели использования зданий
Магазинов
Одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность работы магазинов, является показатель торговой площади, приходящийся на одного работника. Практика показывает, что колеблется от 6 до 12 м. кв. Чем выше этот показатель, тем эффективнее используется площадь здания магазина.
Кроме того, технико-экономическая оценка зданий и помещений магазина может быть произведена с помощью следующих коэффициентов:
1.Коэффициент рациональности планировочного решения К1 определяется отношением рабочей площади к общей площади магазина
К1 = Праб. / Побщ.
где Праб. – рабочая площадь, регламентируемая нормами; Побщ. – площадь равная рабочей плюс коридоры, технические помещения, тамбуры и т д.
Из практики известно, что К1 должен быть равен 0,75 – 0,85.
2.Объемный коэффициент К2 характеризует отношение объема здания или помещения к общей площади и этим самым характеризует высоту здания или помещения.
К1 = О / Побщ. , где О –объем здания в м.куб.
Этот показатель зависит от величины магазина и может быть равен от 3,3 до 6 – 8 м. и более.
3.Коэффициент компактности К3 характеризует качество планировки здания и определяется отношением площади ограждающих конструкций Пок здания (наружных стен и кровли) к общей площади
К3 = Пок. / Побщ
4. Коэффициент, характеризующий отношение торговой площади к общей. Чем выше коэффициент, тем эффективнее используется торговая площадь магазина. При использовании типовых проектов этот коэффициент равен 0,28 – 0,45, а в западных странах 0,60 – 0,70.
5.Этажность – показатель, оказывающий существенное влияние на экономические показатели, как строительство, так и эксплуатации здания. торгово-технологический процесс более эффективен в одноэтажном здании, но для этого нужно много территории, что в центре города потребует много средств.
Решение о строительстве одно- или многоэтажного магазина должно приниматься после тщательных расчетов
П = Кн х К + С,
где П – приведенные затраты; Кн – нормативный коэффициент эффективности, равный 0,15; К – капитальные вложения, р.; С – годовые затраты по содержанию здания, р.
Контрольные вопросы
1.Назовите технико-экономические показатели использования зданий магазинов?
2.Что такое реконструкция торгового здания?
3.Какие бывают проекты?
4.Что такое смета?
5.Кто проектирует торговые здания?
6.Назовите классификацию торговых зданий?
7.Какие требования предъявляются к устройству и оформлению магазинов?