Структура технологического процесса перегрузки (тп)
Каждый вариант работ состоит из совокупности технологических операций.
Операция – законченная часть ПП, которая выполняется одним или несколькими исполнителями на одном рабочем месте.
Признаки классификации:
I По месту выполнения операции делятся:
- Судовая
- Вагонная
- Автомобильная
- Складская
- Кордонная
II По содержанию:
- Передаточная
- Внутрипортовая транспортная
Операция существует только тогда, когда ее кто-то выполняет.
Судовая операция выполняется докерами, находящимися на судне. Это формирование, расформирование подъема груза (Тарно- Штучный Груз ТШГ).
Часто на судовой операции заняты не только люди, но и механизмы, управляемые людьми.
При выгрузке из судна навалочного груза грейферами, людей на судне нет – нет судовой операции. (это кордонная операция).
Кордонная операция выполняется крановщиком и сигнальщиком.
Захват груза грейфером в трюме – кордонная операция.
Передаточная операция – передача груза с одной подъемно транспортной машины (ПТМ) на другую. При выгрузке ТШГ: трюм – кран – автомобиль – склад. Операция выполняется стропильщиком.
При выгрузке с судна контейнеров стивидорами, стропильщиков нет – нет передаточной операции.
Внутрипортовая транспортная операция – выполняется водителем погрузчика, тягача, который осуществляет перевозку груза с причала на склад и обратно.
Складская операция есть тогда, когда при доставке груза на склад погрузчиком докер поднимает упавшие ящики, направляет пакет, или когда докер формирует стопки порожних поддонов.
Вагонная операция – выполняется теми, кто грузит груз в вагоны.
Аналогично и для автомобильной операции.
IIIНа основные и вспомогательные.
Основные операции – захват, перемещение и укладка груза.
Вспомогательные операции – это закрытие и открытие крышек трюмов, люков, дверей вагонов.
В свою очередь операции делятся на элементы операций.
Докерами в порту выполняются следующие элементы операций:
ФГ – формирование поддона с грузом.
РГ – расформирование поддона с грузом.
ЗГ – захват груза.
ОГ – очистка груза.
ЗП – захват порожнего грузозахватного приспособления (поддона)
ОП – очистка поддона.
АНГ – активное наблюдение за грузом.
АНП – активное наблюдение за поддоном.
Наблюдение связано с необходимостью соблюдения техники безопасности. Ведется докерами, которые для этого прекращают свою работу и уходят в безопасное место (например в подпалубное пространсво, столовую экипажа, или в кубрик, где, как правило, режутся в карты и распивают разного рода горячительные напитки).
АНГ и АНП учитывает простой докеров.
Механизмами выполняются следующие операции:
ХГ – ход с грузом (перемещение груза)
ХП – ход порожнем
Исходя из опыта были выведены нормативы на элементы операций для того, чтобы можно было самим спроектировать ТП и определить его эффективность (производитльность).
Наиболее полную характеристику ПП дает Технологическая Схема погрузо – разгрузочных работ (ПРР).
Технологическая схема определяет конкретный способ выполнения перегрузочного процесса на данной механизированной линии указывая:
- Направление перемещения груза
- Состав и способ выполнения операций
- Количество перегрузочных машин (ПТМ) и приспособлений
- Порядок их использования
По степени механизации ПРР они делятся на четыре вида:
- Ручной
- Механизированный
- Комплексно-механизированный
- Автоматизированный
Ручной – все операции по укладке груза, его перемещения исполняются вручную с использованием простейших приспособлений.
Механизированный – часть операций, связанных с перемещением выполняется с помощью перегрузочных машин (ПТМ), а часть операций (укладка груза на ГЗП и т.п.) осуществляется вручную.
Комплексно-механизированный – все операции ПП выполняются машинами: захват, перемещение и укладка. Роль человека сводится к управлению перегрузочными машинами. Но, в настоящее время, к этим работам относят работы, в которых вспомогательные операции (застропка, отстропка, зачистка судов или вагонов и крепление груза) производится вручную.
Автоматизированный – замена труда человека по управлению ПТМ спецальными устройствами, которые обеспечивают заданный режим и производительность работ.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОМПЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ПРР.
- Освобождение рабочих от тяжелого физического труда и обеспечение благоприятных условий труда.
- Повышение производительности труда портовых рабочих, что ведет к снижению количества рабочих.
- Сокращение времени стоянки транспортных средств под обработкой в порту.
- Снижение себестоимости ПРР за счет максимального увеличения количества груза, перегружаемого одной установкой (ПТМ).
- Снижение капитальных вложений в потровое хозяйство за счет счет повышения пропускной способности причалов.