Классификация грузовых судов
В основу классификации сухогрузных судов положен коэффициент конструктивной неравномерности трюмов:
- суммарная вместимость всех грузовых помещений судна, м3
Wmax- макс. вместимость расчетного трюма (отсека) , м3
nл- число расчетных трюмов (люков) судна.
Количество люков | КНТ | Группа судна |
...0.65 | III | |
0.66…0.85 | IV | |
0.86…1 | V | |
...0.65 | IV | |
0.66…0.85 | V | |
0.86…1 | VI | |
...0.65 | V | |
0.66…0.85 | VI | |
0.86…1 | VII | |
…0.70 | VI | |
0.71…0.85 | VII | |
0.86…1 | VIII | |
8 и более | …0.75 | VII |
0.76…1 | VIII |
Чем выше группа, тем больше доступа к судну в процессе производства ПРР.
К приведенной таблице группировки судов существуют поправки:
- Для судов грузоподьемностью > 1000 т, у которого все грузовые помещения 1-го класса группа судна повышается на 1.
- 2-х и 3-х палубные суда, которые перевозят лесные и навалочные грузы, классифицируются на одну-две группы ниже, потому, что 2 или 3 раза сталкиваются с подпалубными пространствами, откуда груз выбирается вручную, либо дополнительными средствами механизации.
- Грузовые люки шириной 8 метров и длинной 20-30 метров рассматриваются как два самостоятельных люка. Если при такой же ширине люк имеет длину 20-40 метров, то это три самостоятельных люка. Поэтому для судов, имеющих люки таких размеров при определении КНТ грузовместимость грузовых помещений, имеющих люки длиной 20-30 метров делится на две равные части, а длиной 30-40 метров – на три равные части. Т.о. выделяются два понятия:
- Число конструктивных люков
- Число расчетных люков, по которым определяется КНТ и определяется группа судна.
Одним из показателей классификации судов речного флота по его приспособленности к производству ПРР являются коэффициент вертикальной проницаемости трюмов.
[м2]
SЛ – площадь люка
SТР – площадь трюма
По классификатору речного флота суда разделяются на 4 группы (класса):
Трюм I | КВП=1 | Грузы располагаются на палубе судов, и на судах площадках |
Трюм II | 0.61<КВП<1 | Открытые суда (открытые трюма) |
Трюм III | 0.31<=КВП<=0.6 | Полуоткрытые трюма |
Трюм IV | КВП<=0.3 | Закрытые трюма (суда уже не применяются) |
С учетом этой классификации для каждого 1) типа судна 2) рода груза
Устанавливается значение комплексных норм выработки
КН = РЭ * tОП/СМ т(шт, м3)/смену
РЭ – эксплуатационная производительность ПТМ т(шт, м3)/ч
tОП/СМ – оперативное время работы за смену; tр= 8ч; tоп= 6.5ч
Значения КН с увеличением No класса трюма снижаются на 15-20%
Рельная интесивность (Jс) грузовой обработки судна расчитывается по формуле:
JC= NФР * РТ * Кконст * Ксл * Кнер * Кзач * РЛ * КВЗП * Кнеодн
NФР – количество машин (фронтальных) распологаемых на линии кордона (обрабатывающие флот).
РТ – техническая производительность одной механизированной установки.
Кконст - коэфф. Учитывающий конструктивные особенности судна.
Ксл – коэфф. Учитывающий потерю времени из-за послойной обработки судов.
Кнер - коэфф. Неравномерности трюмов (только для выгрузки из судов навал. Грузов)
Кзач - коэфф. Зачистных работ (только для выгрузки из судов навал. Грузов)
РЛ - вероятность безотказной работы оборудования из-за метеорологических причин.
КВЗП – коэфф. Взаимных помех (единиц техники, одновременно обрабатывающих трюма)
Кнеодн – кооэфф. Неодновременного окончания работы.
(из-за того, что трюмы бывают разных размеров, а краны разной грузоподъемности, разной поизводительности, грузообработка трюмов может заканчиваться в разное время.
Если сравнивать интенсивность грузовой обработки судов III типа и II типа, то интенсивность обработки судов III типа будет ниже от 1.5 до 2.5 раз.
Портовиками разработаны требования к конструкциям грузовых трюмов:
1. Суда должны иметь трюмы прямоугольной формы.
2. Количество трюмов должно быть минимальным (в идеале один трюм).
3. Размеры трюмов должны быть кратны стандартным размерам грузовых мест (для легких грузов – наиболее полное использование грузоподъемности)
4. Люковые закрытия судов должны допускать единовременное 100% -е раскрытие трюмов (нет подпалубных пространств).
Требования к порту в отношении грузовой обработки судов:
- Безопасность судна в процессе ПРР, отсутствие у судна после погрузки крена и дифферента.
- Обеспечение сохранности груза.
- При погрузке судна: мах использование грузоподьемности и грузовместимости
- Минимизация трудоемкости ПРР, минимизация себестоимости погрузки.
Существует сборник инстукций по погрузкп / разгрузке флота.
Кроме того, вопросы рационального использования флота регламентируются так же:
«Технические условия погр. Выгр. И размещения грузов в судах».
(для навалочных, для ТШГ и для специальных грузов).