Метеорологических условиях
Контактная сеть, работающая на открытом воздухе, подвергается воздействию ветра, гололеда, грозовых перенапряжений и т.п. При воздействии ветра на контактную сеть происходит отклонение контактного провода от нормального положения, что может привести к сходу его с полоза токоприемника и, следовательно, к срыву струн, поломке токоприемника, а иногда и к обрыву контактного провода. Кроме того, при ветре значительно повышается нажатие токоприемника на контактный провод. Чаще эти случаи происходят в местах, не защищенных от воздействия ветра: на высоких насыпях, в степных районах, при пересечениях рек и оврагов. Воздействия ветра на контактную сеть рассмотрены в главе 4. Для устойчивой работы контактной сети в этих условиях на основе метеорологических наблюдений с учетом рельефа и особенностей местности разрабатывают специальные организационно-технические мероприятия. При этом учитывают опыт эксплуатации предшествующих лет на данной и других дистанциях электроснабжения.
Чтобы контактная сеть обеспечивала бесперебойность движения поездов в условиях ветровых воздействий, необходимо выявлять ветровые участки, соблюдать требуемые натяжения проводов, проектные расстояния от контактного провода до расположенных над ним устройств, размеры зигзагов у опор и выносов проводов в пролете, а также выполнять меры повышения ветроустойчивости контактной сети.
Наиболее опасным для контактной сети является образование гололеда на ее проводах и устройствах. Гололед откладывается одновременно на большом протяжении, что осложняет его ликвидацию. Для борьбы с этим явлением применяют профилактический подогрев, электрическую плавку, механические и химические средства. При профилактическом подогреве для предотвращения образования гололеда необходима плотность тока 2,5—3,5 А/мм2, а для оплавления уже образовавшегося гололеда — 6,5—8 А/мм2.
На линиях переменного тока применяют электрические схемы для плавки гололеда без прекращения движения поездов. Для этого на одной из подстанций питающие линии включают на контактную сеть каждого пути (на двухпутных участках) от разных фаз А и В, на соседней подстанции соединяют контактную сеть обоих путей между собой. В результате от одной фазы к другой проходит ток независимо от движения электропоездов. Электроснабжение ЭПС осуществляется, как и обычно, с использованием фазы С. Для плавки по одному пути собирают схему через подстанцию с включением встречно разных фаз (рис. 13.15, а).
На линиях постоянного тока для плавки гололеда используют схему, при которой ток проходит от плюсовой шины к минусовой (13.15, б). Недостаток этой схемы в том, что она требует прекращения движения поездов.
Более прогрессивной является схема профилактического подогрева контактной сети постоянного тока без прекращения движения поездов с использованием прогревочного агрегата (рис. 13.16). Для этого плюсовый вывод прогревочного агрегата подключают к подвеске I пути, а минусовый — к подвеске II пути. Для электроснабжения ЭПС используют рабочий агрегат, подключаемый только к подвеске одного пути. Ток прогрева складывается из рабочего и прогревочного токов.
Механическое удаление гололеда с контактных проводов осуществляют несколькими способами. Наиболее эффективной является гололедоочистительная установка МОГ-1, установленная на
Рис. 13.15. Схема плавки гололеда на участках переменного (а) и постоянного (б) тока
изолированной вышке автомотрисы или дрезины. Она состоит из барабана, смонтированного на наклонной раме, и приводится в работу бензоэлектрическим агрегатом АБ-4Т/230. На барабане закреплены круглые стальные прутки, которые при вращении барабана ударяют по рабочей части контактного провода и обивают гололед. В пределах рабочей высоты обеспечивается нажатие 100—150 Н.
Гололед счищают при скорости движения 20—60 км/ч в зависимости от его толщины и плотности. Раму располагают наклонно в сторону, противоположную движению, чтобы предотвратить недопустимое поджатие провода.
В районах с особо интенсивным гололедом толщиной более 15 мм применяют двухбарабанную установку МОГ-2, в которой совмещение двух барабанов на одной раме повышает эффективность очистки.
Установки МОГ-6, МОГ-7 ( рис. 13.17) имеют двухбарабанную конструкцию, они выполнены на телескопическом подъемнике с изолирующим валом и монтируются на автомотрисе или на прицепной платформе. В транспортном положении барабаны находятся
Рис. 13.16. Схема профилактического подогрева контактной сети постоянного тока без прекращения движения поездов: 1 и 2 рабочий и прогревочный агрегаты; 3 — пост секционирования
Рис. 13.17. Устройство для очистки гололеда с контактного провода (МОГ-7): 1 — пульт управления; 2 — головка устройства МОГ-7; 3 — вставки изоляционные; 4 — электродвигатель вращения; 5 — рама подвижная; 6 — мотор-редуктор; 7 — железнодорожная платформа; 8 — автомотриса АДМ
на высоте 4,66 м от уровня головки рельса, а при работе в пределах рабочей высоты контактного провода — на высоте 5,55—6,8 м, обеспечивая нажатие в пределах 70—200 Н.
Гололед небольшой толщины (2—3 мм) можно счищать токоприемниками с вибрационной установкой при движении со скоростью до 40 км/ч. Это устройство монтируют вместо полоза на переднем по ходу токоприемнике электровоза. Вибрационный полоз состоит из двух уголков, выгнутых по форме нормального полоза. Под действием сжатого воздуха уголки вибрируют и сбивают гололед с рабочей поверхности контактного провода. В последнее время применяют пневмовибраторы.
В качестве противогололедной смазки для токоприемников ЭПС и разъединителей контактной сети используют смазку ЦНИИ-КЗ. Разъединители покрывают этой смазкой перед наступлением каждого гололедного сезона, т.е. 2 раза в год: в конце осени и перед концом зимы. Срок работы этой смазки в зависимости от сопутствующих метеорологических условий составляет 30—45 суток.
Опыт эксплуатации электрифицированных участков, расположенных в гололедных районах, показывает целесообразность совместного применения электрических и механических способов борьбы с гололедом. Благодаря совместному использованию плавки гололеда и установок по механической очистке сокращается время, необходимое для его удаления. В начале плавки поднимают температуру контактного провода выше 0 °С и расплавляют прилегающие к проводу слои гололеда, после чего гололедные образования теряют сцепление с контактным проводом и легко удаляются виброустановками и полозами токоприемников ЭПС.
Хороший эффект достигается также при совместном применении химических и механических средств борьбы с гололедом. Поверхностная пленка противогололедной смазки значительно снижает силу сцепления гололеда с проводом, что облегчает условия очистки.
Для предотвращения гололеда эффективны также лесопосадки вдоль железнодорожного полотна, которые не только снижают силу воздействия ветра на цепную подвеску, но и уменьшают отложения.
Для восстановления контактной сети, воздушных и кабельных линий используются аварийно-восстановительные средства.
В районах контактной сети и в районах электроснабжения используются автомотрисы или дрезины с подъемными рабочими площадками, четырехосные платформы, автолетучки и изолирующие съемные вышки. При этом места хранения изолирующих съемных вышек определяются руководством дистанции электроснабжения. Перечень мест хранения должен находиться в районе контактной сети и у энергодиспетчера дистанции электроснабжения.
В одном из районов контактной сети дистанции электроснабжения должны быть: котлованокопатель или бурильная установка, автомотриса с краном и подъемной изолирующей рабочей площадкой, четырехосная платформа и на дистанции электроснабжения — автокран.
Для проведения восстановительных работ должны использоваться автомотрисы, дрезины, автомашины, краны и другие технические средства дистанции электроснабжения, а по решению руководства отделения железной дороги или управления железной дороги привлекаются технические средства и рабочая сила восстановительных поездов, строительных и электромонтажных (энергомонтажных) поездов.
Восстановительные автомотрисы, дрезины должны быть оборудованы радиостанциями поездной радиосвязи с учетом диапазона частот, принятых на участке железной дороги; системой безопасности для специального самоходного подвижного состава* (ССПС) II категории КЛУБ-П и в последнее время — КЛУБ-УП; а также носимыми радиостанциями, которыми на время проведения восстановительных работ оснащаются сигналисты и руководитель восстановительных работ. При необходимости, по указанию руководства дистанции электроснабжения, автомотрисы оснащаются переносными телефонными аппаратами в комплекте с катушкой полевого кабеля, а также комплектом ключей от телефонов перегонной связи. Автолетучки оборудуются радиостанциями.
Районы контактной сети должны быть оснащены стационарными радиостанциями для радиосвязи с энергодиспетчером.
Место нахождения аварийно-восстановительных средств устанавливается начальником дистанции электроснабжения.
Не допускается выезд с места постоянной стоянки аварийно-восстановительных средств дистанции электроснабжения без разрешения энергодиспетчера.
*Специальный самоходный подвижной состав — мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов или доставки работников предприятий ОАО «РЖД» к месту работы, железнодорожные машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме.
За исправное состояние аварийно-восстановительных средств, использование их по назначению, за наличие топлива для автомотрис, дрезин и автолетучек, сбор бригады и готовность к выезду аварийно-восстановительных средств района контактной сети отвечает начальник района контактной сети.
Не допускается постановка железнодорожного подвижного состава на пути постоянной стоянки аварийно-восстановительных средств районов контактной сети, а также перекрытие стоящим железнодорожным подвижным составом маршрута их выезда.
Для ведения восстановительных работ на контактной сети, воздушных и кабельных линиях в районах контактной сети и на аварийно-восстановительных средствах дистанций электроснабжения, а также, при необходимости, на восстановительных поездах железных дорог создается аварийно-восстановительный запас материальных ценностей (основных материалов и оборудования), защитные средства, монтажные приспособления и комплект инструмента.
Перечень и нормы аварийно-восстановительного запаса материальных ценностей (основных материалов и оборудования), законсервированного для применения при восстановительных работах на контактной сети, высоковольтных линиях электроснабжения устройств СЦБ, должны учитывать конструктивные особенности контактной сети, воздушных и кабельных линий. Конкретные нормы аварийно-восстановительного запаса с указанием типа и количества для каждого района контактной сети утверждаются руководством дистанции электроснабжения.