Анализ альтернатив УР в органах ГиМУ. Метод сценариев и дерева решений

.Методы анализа альтернатив УР предназначены для обоснованного выбора наиболее подходящего в конкретной ситуации решения. В идеале желательно выявить все возможные варианты решения проблемы, т.е. сформировать «поле альтернатив». Однако на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу, поэтому он, как правило, ограничивает число вариантов сравнения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее подходящими.

Метод сценариев

Типовой вид сценария. Метод сценариев представляет собой набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным положительным и отрицательным последствиям. Сценарии по каждому решению обычно фиксируются на бумаге, в памяти компьютера, на магнитной ленте. Они напоминают литературные сценарии с прологом, основной частью и эпилогом.

Сценарии всех спектаклей по сути также представляют прогнозы решений необычных или классических жизненных проблем, при этом зрители играют роль арбитров. Спектакли с плохими вариантами решений являются провальными и их обычно не спасает талантливая игра актеров.

Сценарий для УР. При разработке, выборе или реализации УР метод сценариев выполняется следующим образом.

• руководитель подразделения составляет подробное описание задания: цели, существующую ситуацию и проблему;

• одному из опытных работников поручается разработать варианты решения проблемы;

• специалисту, обладающему еще и литературными способностями, дается задание составить сценарий возможного прохождения решения и предполагаемых результатов, а также реакций на эти результаты заинтересованных специалистов;

• текст сценария рассылается всем работникам, которые на разных стадиях должны принять участие в разработке и реализации решения;

Метод сценариев — это совокупность приемов изящного изложения процедур подготовки и реализации любых решений, в том числе и управленческих. Осуществляется набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, возможным положительным и отрицательным последствиям.

Метод дерева решений

Общая идея метода. Метод дерева решений аналогичен методу сценариев с его эмоциональным содержанием, но предполагает аналитический подход к выбору наилучшего решения. Метод дерева решений позволяет руководителю визуально оценить результаты действия различных решений и выбрать наилучший их набор.

Данный метод использует модель разветвляющегося по каким-либо условиям процесса. Модель представляет собой графическое изображение связей основных и последующих вариантов УР. В ней приводятся сведения о наименованиях УР, основных результатах каждого решения и ожидаемой эффективности.

34.Основные управленческие навыки руководителя. Правила постановки целей. Проведение совещаний. Модерация.

Ключевые навыки руководителя

· Интуиция и логика в принятии управленческих решений;

· Конвергентное и дивергентное мышление при принятии решений;

· Методы мозгового штурма и другие методы командных решений;

· Управление собственным интеллектуальным потенциалом;

· Зона ответственности и полномочий при принятии решений.

· Адекватное отношения к конфликту;

· Стрессоустойчивость в конфликте и сохранение самообладания;

· Приемы управления конфликтом и выделения истинных причин конфликта;

Навыки адекватного разрешения конфликтов.

· Эффективная команда критерии оценки деятельности;

· Приемы установления правил командного взаимодействия;

· Приемы создания командного духа;

· Приемы поддержания командного взаимодействия;

· Навыки контроля действия подчиненных.

· Постановка целей и задач;

· Планирование деятельности в ситуации неопределенности;

· Распределения задач и полномочий с учетом способностей и мотивов подчиненных;

· Навык постановки задачи на языке результата;

· Делегирования полномочий с целью развития подчиненных.

· Адекватное отношение к проблеме, результат как критерий деятельности;

· Прогнозирование проблем и возникающих задач;

· Анализ проблем, ее составные части и возможные решения;

· Умение находить точное решение и последовательность достижения результата.

·

Цель обязательно должна иметь временные рамки, то есть ограничиваться каким-то периодом времени. Для того, чтобы цели были достигнуты в определенное время и в полном объеме, необходимо, чтобы они правильно были сформулированы. Такие цели называются SMART.

Также сотрудники четко должны уяснить, какие плоды вашему предприятию принесет эта цель. Если сотрудники не понимают того, чем данная цель может быть полезна для них самих, то, скорее всего, ваша задача не будет выполнена так, как вам этого хотелось.

Также одним из критериев умной цели является измеримость. Измеримость предполагает тот факт, что умная цель должна быть выполнена или если она выполнена частично, то в какой степени. Если же измерители не учитываются при постановке цели, то очень сложно определить, в какой степени выполнена та или иная задача. Для измерения выполняемости цели можно применять процентное соотношение, внешние стандарты, средние показатели, частота происходящего результата, время выполнения

Еще одним критерием, который важен для постановки SMART цели, является значимость этой цели. Для этого, сотрудник из вашей постановки цели должен выяснить для себя лично значимость этой поставленной задачи. Какие материальные выгоды может иметь лично для себя сотрудник, который будет выполнять эту задачу. Если вы мотивируете ему выполнение такой задачи, то он непременно будет стремиться ее выполнить и в те сроки, которые вам необходимы. Также руководитель должен рассказать значимость поставленной задачи для его целей, что же он подразумевает на самом деле, когда ставит такую цель.

Наши рекомендации