VIII. «Разработка опорного конспекта»

Применяемые сегодня методы и средства обучения соответствуют запросам к современному процессу обучения. Необходимо показать возможность языка педагогических систем и педагогической технологии на примере анализа идей В.Ф. Шаталова «Опорные сигналы».

Вот так ведется работа над новым материалом по методике В.Ф. Шаталова.

Первый этап – развернутое, образно-эмоциональное объяснение преподавателем отобранных для урока параграфов.

Второй этап – сжатое изложение учебного материала по опорному плакату (увеличенная копия листа с опорными сигналами), озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.

Третий этап – изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы.

Четвертый этап – работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.

Пятый этап – письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.

Шестой этап – ответы по опорным сигналам (письменные и устные: тихие, магнитофонные, по листам взаимоконтроля и т.д.)

Седьмой этап – постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи – «педагогический десант» – не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами).

Новый материал преподаватель излагает на уроке как обычно: максимально использует демонстрационный эксперимент, технические средства обучения, аудивизуальные средства. В зависимости от содержания материала, состава учащихся, задач, решаемых уроком, преподаватель сам выбирает форму работы: лекцию, беседу, эвристическую беседу или другую форму первичного предъявления материала.

Но здесь есть и особенности. Во-первых, лекцию, рассказ, беседу следует строить в соответствии с планом расположения материала в опорном конспекте и его содержания. В конспект же, который в конце урока получит каждый обучаемый, следует включать только тот материал, который должен быть понят и усвоен. Конспект должен состоять из изолированных друг от друга формой, цветом и контурами блоков. Блоковая компоновка учебного материала преследует две цели. Первая – облегчить учащимся процесс запоминания и воспроизведения опорных сигналов. Вторая – определить рамки ответа каждого обучаемого во время устного опроса.

Во-вторых, во время объяснения преподавателя студент не должен вести запись. Он слушает преподавателя, отвечает на его вопросы, думает, разбирается в материале, но никаких записей не делает.

После объяснения материала показывается крупно написанный опорный конспект. Преподаватель вторично быстро и четко, используя рисунки на опорном конспекте, повторяет весь ранее изложенный материал. Это обычно продолжается две-три минуты.

Опорный конспект представляет собой лист с рисунками, отдельными словами, формулами. В них закодирована определенная информация. Запоминая отдельные символы (рисунки, слова), ученик фактически запоминает и их расшифровку. Умение обучаемого по данному символу построить целый рассказ свидетельствует о понимании им изученного учебного материала.

Опорный конспект позволяет обучаемому:

– глубже разобраться в изучаемом материале, вычленить вопросы, связанным с отдельным положением конспекта, и с помощью преподавателя до конца понять данный материал;

– легче запомнить изучаемый материал;

– используя опорный конспект при ответе, грамотно, точно изложить материал;

– приводить в систему полученные знаний, особенно при повторении.

Опорный конспект помогает преподавателю:

– наглядно представить весь изучаемый материал;

– сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;

– многократно повторять изучаемый материал;

– быстро, без больших временных и энергетических затрат, проверить, как ученик понял и запомнил изученный материал.

Получив опорный конспект, обучаемый дома должен работать в следующей последовательности:

– положив перед собой конспект, он восстанавливает рассказ преподавателя по памяти, сразу же замечая при этом, что не запомнил, чего не понял. На эти места он должен обратить особое внимание при последующей работе;

– затем читает учебник, иногда заглядывает в конспект. Так как конспект в основном составлен по учебнику, то, читая текст соответствующего параграфа, ученик одновременно расшифровывает конспект. Разбирается в отдельных, наиболее трудных и непонятных местах. Если что-то осталось не выясненным, то следует записать вопрос, чтобы проконсультироваться у преподавателя.

Затем ученик переписывает конспект в тетрадь (цветными ручками или фломастерами). На первых уроках преподаватель учит ученика, как раскрашивать конспект, показывает образцы раскрашенного конспекта.

Основные требования к цвету следующие:

1. Обычно конспект состоит из отдельных законченных блоков. Обучаемый должен увидеть каждый блок и отделить один от другого цветом.

2. Цветом выделяются отдельные, наиболее важные места в конспекте.

3. Цветными карандашами с учетом значимости и смысловой нагрузки раскрашиваются рисунки.

4. Не следует допускать в конспекте ярких красок, многоцветия. Это нарушает смысловые акценты конспекта. Раскраска должна быть бледной и незаметной.

Закончив изучение теоретического материала, обучаемый выполняет остальные задания: решает качественные или количественные задачи, делает необходимые домашние эксперименты, читает рекомендованную преподавателем дополнительную литературу и т.д.

На этапе оперативного контроля усвоения знаний преподаватель решает следующие задачи:

– проверяет усвоение изучаемого материала;

– вносит коррективы в отдельные, не до конца выясненные вопросы с тем, чтобы не допустить их неправильного запоминания;

– продолжает работу над усвоением материала, его осмыслением, практическим применением.

На этом этапе преподаватель должен использовать разнообразные приемы контроля знаний, что помогает добиться не просто запоминание конспекта, а его глубокого понимания и осмысления.

Одна из форм контроля – написание по памяти опорного конспекта. Но не всегда написание конспекта надо проводить на следующем после объяснения уроке. Если материал сложный, то имеет смысл над ним предварительно поработать и только после этого приступать к написанию конспекта. Но проводить такую дополнительную работу следует только в случае сложного, требующего доработки материала.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой опорный конспект?

2. Перечислите этапы работы над новым учебным материалом по методике В.Ф. Шаталова.

3. Назовите особенности изложения нового учебного материала с использованием опорного конспекта.

4. Какие возможности дает опорный конспект учащемуся при изучении учебного материала?

5. Какие возможности дает опорный конспект преподавателю при изложении учебного материала?

6. Назовите последовательность работы учащегося с опорным конспектом дома.

7. Назовите основные требования к цвету при разработке опорного конспекта.

8. Каковы задачи преподавателя на этапе оперативного контроля усвоения знаний?

Наши рекомендации