VI. Техника работы с противовесом
И действительно, в распоряжении инженера была естественная сила, которой можно было воспользоваться без особого труда,
чтобы привести в действие подъемник. Жюль Верн. Таинственный остров
...Альпинист, закончив работу на вертикальной стойке металлоконструкции, вдруг, не останавливаясь, быстро, без видимых усилий, побежал вверх по крутой укосине. Остановился на секунду и начал работать, спускаясь по ней же обратно. Тем временем другой, закончив какие-то дела на земле, широкими прыжками так же легко пробежал вверх по другой стойке. Несколько минут - и он уже на высоте 60 метров, там, где закончился последний окрашенный слой...
Примерно так выглядит со стороны один из довольно оригинальных способов работы на веревке, применяемый некоторыми бригадами верхолазов у нас в стране. Суть его заключается в том, сила земного притяжения перестает быть соперником альпиниста при подъеме, а становится его мощным союзником.
Применение этого метода показано на рис.1-VI.
Он удобен для выполнения, например, работ по антикоррозийной защите высотных пространственных конструкций. В частности, имеется богатый опыт применения этого метода при работах на радио- и телевизионных башнях высотой 100 и более метров.
Для работы требуется точка закрепления блока, выдерживающая, как и сам блок, нагрузку, в два раза большую, чем обычная одинарная точка закрепления. То есть не менее 2000 кгс (20 кН). Это следует из разложения сил на блоке (рис.1 -VI).
Естественно, что спусковое устройство для этого метода не требуется, а седушка пристегивается карабином к коушу троса при работе на стальном тросе или к двойному карабину основной веревки, если работа происходит на ней.
Длина троса или основной веревки между седушкой или
противовесом приблизительно равна высоте объекта от земли
или промежуточной площадки, на которой осуществляется
высадка, до блока. Второй конец троса или веревки после
пропускания через верхний грузовой блок прикрепляется к
противовесу. Это делается либо с помощью карабинов, либо -
в случае стальных тросов - с помощью зажимов, либо просто
привязыванием. В любом случае нужно следить, чтобы в месте
прикрепления не было острых перегибов троса или веревки.
Для этого нужно использовать коуши, двойные карабины и т.д.
- мы об этом уже говорили выше . 1.VI
Для того чтобы траектория противовеса при работе, да и в состоянии покоя при перерывах, не оказалась непредсказуемой (а к этому могут привести резонансные явления, ветер и другие причины), в дополнение к грузовой системе нужно наладить систему оттяжки противовеса.
Эта система представляет собой наклонную канатную дорогу, по которой на роликах или - в крайнем случае - на скользящих карабинах движется противовес.
Для этой дороги можно использовать трос диаметром 5 мм, основную веревку, репшнур диаметром не менее 7 мм, телеграфный провод. В некоторых случаях можно использовать уже имеющиеся тросы, натянутые рядом с объектом. Такие тросы, например, натянуты рядом с некоторыми радиобашнями для обслуживания антенн. Правда при этом нужно получить разрешение от тех, кто эксплуатирует башню, да и убедиться на всякий случай, что трос заземлен.
Дорога противовеса должна быть организована так, чтобы груз на всей ее длине не касался конструкции даже при сильной ветровой нагрузке. Наклон дороги должен быть не меньше 60 градусов по отношению к земле. И чем она круче, тем меньше на нее нагрузка.
Точки закрепления концов дороги должны выдерживать нагрузку не менее 1000 кгс (10кН).
Теперь, прежде чем приступать к настройке всей системы, нужно подумать о страховке. В принципе, также как и при обычной работе со спусковым устройством, грузовая система с противовесом является подстраховывающей. Этого, однако, недостаточно, требуется еще и страховочная система, которая обеспечивается либо с помощью отдельной страховочной веревки так же, как и при обычных спусковых системах, либо с помощью двух самостраховочных концов, которыми работающий попеременно пристраховывается к элементам конструкции, по которой он лазит.
Итак, если вы
vдоставили наверх необходимое снаряжение (веревки, тросы, блок, выдерживающий нагрузку 2000 кгс (20 кН), стальные стропы или цепи для организации точек закрепления, седушку и т.д.), v организовали точки закрепления грузовой
(рабочей) системы, v натянули оттяжку, по которой будет удобно
спускать вниз конец
v вспомогательной веревки для подъемов грузов, конец страховочной и рабочей веревки, v организовали страховку (на рис. для
упрощения не показана),
v пропустили через блок грузовой трос и один его конец опустили вниз, то можно начинать настройку системы.
Для этого нужен помощник. Он, находится внизу и, конечно же, помогает во всех предыдущих действиях. Затем он прикрепляет к оттяжке на роликах или карабинах противовес и, максимально выбрав слабину грузового троса (веревки), привязывает его к противовесу.
Рис. 2.VI |
Работающий альпинист садится на седушку (тщательнейшая самостраховка!), нагружает своим весом ее и, тем самым, всю систему. Его задача и задача помощника подобрать вес противовеса таким образом, чтобы при нахождении работающего вверху, у блока, он своим весом вместе с весом необходимого инструмента и материала лишь незначительно перевешивал вес противовеса.
Возможно, что при таких манипуляциях с подвешиванием дополнительных грузов к противовесу верхнему придется несколько раз садиться в седушку и вылезать из нее. Но лучше затратить на это некоторое время сразу, чем мучиться потом постоянно "уезжая" вниз из-за того, что слишком мал противовес, либо прилагая гигантские усилия, чтобы перевесить противовес слишком большой!
Одной из проблем при налаживании всей системы является проблема общения с помощником. Хорошо, если есть радиостанции или телефонная связь. Если же нет ни того, ни другого, то нужно тщательно продумать и последовательность действий, и систему сигнализации, т.к. при высоте объекта более 50-60 метров, да еще если дует ветер, докричаться друг до друга бывает весьма сложно.
Нет нужды говорить и о том, что противовес и все его составляющие должны быть привязаны к тросу или основной веревке столь же надежно, как и сам альпинист.
После того, как система налажена и отрегулирована, можно приступать к работе. Но сначала нужно еще пристраховаться к карабину, которым седушка пристегнута к грузовому тросу. Таким образом, как мы уже говорили, обеспечиваются две страховочные цепи: одна - через рабочую систему, другая - через страховочную.