Особенности развития инновационного процесса в рыночной экономике

Изучение менеджмента, особенно инновационного, имеет первостепенное значение для подготовки специалистов в условиях развития рыночной экономики России. Концепция рыночного хозяйствования формируется с учетом множества инновационных трудностей, которые являются специфическими для современного состояния экономики нашей страны.

Инновационной фирме очень сложно функционировать в обстановке неопределенности, намного труднее, чем в условиях развитого рыночного хозяйства.

Для эффективного использования потенциала инновационного менеджмента--науки о наиболее рациональной организации и управлении--необходимо активное участие научно-производственного коллектива предприятия. Управление деятельностью людей требует от менеджера исключительно высокого профессионализма, широкого арсенала используемых им приемов, управленческих и предпринимательских методов. С внедрением инновационного менеджмента как науки сейчас связываются огромные экономические достижения, революционные технические и технологические изменения, совершенно новые подходы к научно-производственному развитию, формирование творческой индивидуальности и многое другое.

Всё чаще использование возможностей современного инновационного менеджмента приносит фирме огромный хозяйственный эффект при относительно минимальных затратах. Инновационный менеджмент выступает в качестве важного фактора решения научно-производственных и социальных проблем в трудовых коллективах и общества в целом. Поэтому интерес к инновационному менеджменту в нашей стране очень высок. Но потенциал науки и возможность его практической реализации это вещи разные. Хозяйственные условия в России сегодня настолько отличаются от условий государств развитого капитализма. Поэтому использование потенциала инновационного менеджмента должно максимально учитывать особенности, традиции и специфику всей страны в целом, каждого региона и отдельного трудового коллектива.

Условия развития инновационного процесса формируются под воздействием двух основных сил:

-влияние рынка на деятельность разработчиков новой техники, на процедуру присвоения им части дополнительной прибыли от реализации новшества, на конкуренцию в области технологических разработок и на отбор наиболее интересных продуктов и процессов;

-государственное регулирование инновационных процессов, связанных с высокими технологиями. Необходимо использовать такие методы, как: прямое ориентирование НИОКР, государственные и ведомственные стандарты , их внедрение и пр.

В настоящее время разработана государственная программа, которая определяет цели и задачи развития инновационной деятельности.

Три этапа создания нормативных условий для развития инновационной деятельности.

1.Этот этап сопровождается структурными сдвигами, связанными со свертыванием экономически неэффективных производств и перераспределением их ресурсов в новые, более эффективные отрасли. Основной задачей государственного регулирования здесь является поддержка новых эффективных производств, стабилизация социальной обстановки, сохранение основных систем жизнеобеспечения, создание новых эффективных производств.

2.Основная цель данного этапа -- это экономический подъем, возрастание темпов развития производства России, что возможно только на основе устойчивого роста экономики. Здесь необходимо реализовать политически эффективные инновационные проекты. Использование такой системы может дать 70--80% от общего вклада в конечные результаты.

3.На этом этапе происходит разработка новых технических усовершенствований, рычагов и стимулов для реализации инновационных проектов на основе экспертизы. Важными условиями развития инновационного производства являются использование и анализ инновационных процессов в конкретных условиях.

В современном мире в настоящее время господствуют три тенденции, которые оказывают мощное влияние на развитие инновационного процесса и тесно переплетаются между собой:

-развитие новых технологий;

-глобализация предложения и спроса;

-индивидуализация и динамизм поведения покупателей.

За последние 10--15 лет произошло снижение удельного веса технических наук и возросла доля комплекса «наук о жизни» (биология, генетика, медицина, биохимия, биофизика), т.е. междисциплинарных исследований, создавших принципиально новые области применения.

Особенность нового этапа заключается в том, что сейчас существует не один пучок технологий, а три:

-информационно-коммуникационный;

-биотехнологический;

-новые материалы.

Трансфер инноваций.

Одним из рыночных регуляторов диффузных процессов является трансферт инноваций. В обычное понятие трансферта вкладывается процесс передачи права владения именными ценными бумагами. Трансферт инноваций законодательно разрешает передачу права использования инноваций как носителей новых ценностей (стоимостей) другим субъектам инновационной деятельности. Инновационный трансферт учитывает именную ценность инноваций, интеллектуальный вклад авторов. Специально созданная патентно-лицензионная служба охраняет и удостоверяет исключительные права патентодержателя на инновацию в виде, например, изобретения или новой технологии производства. Патент закрепляет за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение. Лицензию на использование изобретения выдает владелец патента. На практике владелец патента, как правило, передает свои права государству, которое имеет значительно больше возможностей для защиты интеллектуальной собственности.

Важнейшей задачей патентно-лицензионной службы государства является регулирование и координация инновационного трансферта с учетом инвестиционных возможностей организаций промышленности при реализации инновационных проектов. В случае, если продажа лицензии иностранному государству осуществляется до того, как технологическое нововведение достаточно полно использовано в стране – патентодержателе, то такая сделка может нанести ощутимый экономический вред.

Патентно-лицензионная служба, осуществляющая трансферт инноваций, должна руководствоваться прежде всего экономическими интересами своей страны. До тех пор пока нововведение, не имеющее аналогов в зарубежной практике, не использовано достаточно полно в мезо- и микросреде инновационной деятельности, продавать лицензию другому государству экономически нецелесообразно. Если все же это происходит, то прямо или косвенно нарушается авторское право на интеллектуальную собственность. Следовательно, трансферт инноваций нуждается в продуманном технико-экономическом обосновании диффузных процессов, связанных с распространением новшеств и нововведений как на уровне организаций промышленности, так и в макросреде при продаже лицензий другим странам.

Наши рекомендации