Классификация новшеств и инноваций
Признак классификации | Виды инноваций |
1. Уровень новизны инновации | 1.1 Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов) |
2. Стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество | 2.1 Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга 2.2 НИОКР 2.3 Организационно-технологическая подготовка производства 2.4 Производство (включая тактический маркетинг) 2.5 Сервис, осуществляемый изготовителем или специализированной организацией |
3. Масштаб новизны инновации (новшества) | 3.1 Инновации (новшества), новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты) 3.2 Новые в стране 3.3 Новые в отрасли 3.4 Новые для фирмы |
4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация | 4.1 Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки 4.2 В сфере образования 4.3 В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение) 4.4 В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.) |
5. Сфера применения инновации (новшества) | 5.1 Инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения 5.2 Новшества для накопления на фирме 5.3 Новшества, в основном для продажи |
6. Частота применения инновации | 6.1 Разовые 6.2 Повторяющиеся (диффузия) |
7. Форма новшества – основа инновации | 7.1 Открытия, изобретения, патенты 7.2 Рационализаторские предложения 7.3 Ноу-Хау 7.4 Товарные знаки, марки, эмблемы 7.5 Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п. |
8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации | 8.1 Научно-технический 8.2 Социальный 8.3 Экологический 8.4 Экономический (коммерческий) 8.5 Интегральный |
9. Подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется новшество | 9.1 Подсистема научного сопровождения 9.2 Целевая подсистема, обеспечивающая подсистема 9.3 Управляемая подсистема 9.4 Управляющая подсистема |
Выделяют четыре категории инноваций:
1. Инновации в области конечного продукта деятельности фирмы (способы взаимодействия вещей);
2. Инновации процессов – касаются способов развития конечного продукта, его производства, распространения (способы взаимодействия «людей с вещами»)
3. Инновации процедур – касаются методов развития организационно-управленческой структуры фирмы (методы улучшения взаимодействия между людьми)
4. Инновации циклов – сквозное развитие нескольких этапов жизненного цикла продукта (взаимодействие процессов и процедур)
Нововведение, производимое в области выпуска нового конечного продукта, связано с инновациями конечного продукта. Нововведение производственных процессов – результат инноваций процессов. Нововведения в оперативной среде фирмы – результат инноваций процедур. Комплексное нововведение, затрагивающее конечный продукт, технологию и организацию его производства – результат инноваций жизненного цикла продукта.
Следующая группа классификационных признаков инноваций – класс инноваций – характеризует, как велики изменения, производимые той или иной инновацией:
ü Модифицирующие – ведут к незначительным улучшениям в области конечного продукта, процессов, процедур, жизненного цикла; позволяют, например, намного быстрее и дешевле добиться намного лучших результатов.
ü Улучшающие – обеспечивают значительное преимущество и улучшение, но не базируются на принципиально новых технологиях и подходах
ü Прорывные – базируются на фундаментально новых технологиях и подходах, позволяют выполнять ранее недоступные функции или известные функции новым способом, резко по качеству превосходящим старый.
Инновации прорыва появляются как результат большого числа улучшающих инноваций, а тех, в свою очередь, как результат прилива модифицирующих инноваций. Результатом инновации прорыва является создание новой индустрии или класса технологий, создание нового ряда или группы последующих, менее значительных улучшающих инноваций.
Так же как и область применения, категория и класс инновации может варьироваться в зависимости от отрасли индустрии, компании или значимости того или иного отдела фирмы.
Таким образом, в настоящее время, существуют различные подходы к классификации инноваций. При этом следует отметить, что в этих работах предлагается достаточно много классификационных групп, во-вторых предлагаемые группировки отличаются не только по названиям, но и по содержанию, в-третьих, в каждой группе выделяются различные инновации, в четвертых, группировки даны в целом, без дифференциации по отраслям народного хозяйства. Очевидна, что роль классификации инноваций достаточно велика, особенно, когда необходимо учитывать какую-либо классификацию для более эффективного использования инновации и возможности изначально определить тип необходимых изменений на предприятии, предугадать и спрогнозировать результаты, которые будут достигнуты при введении новшеств в деятельность предприятия.