Организационное построение оптовой торговли, розничной торговли, потребительской кооперации в РБ
Оптовая торговля- вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием .
Торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю, могут иметь товарные склады, организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы в объеме и ассортименте, необходимых для бесперебойной торговли, оказывать информационные и иные услуги, связанные с торговлей.
Оптовую торговлю товарами народного потребления непосредственно организуют и осуществляют оптовые организации ряда министерств и ведомств.
Ведущую роль играют оптовые организации системы Министерства торговли. В непосредственном подчинении министерства находятся государственные унитарные предприятия «Белювелирторг» и «Белимпортторг». Кроме того, созданы торговые организации в форме открытого акционерного общества (ОАО), имеющие долю государственной собственности в уставном фонде. Это ОАО «Торг-одежда», «Трикотажторг», «Обувьторг», «Бел галантерея», «Белхозторг», «Белкультторг», «Белбакалея», «Минбакалеяторг».
Оптовую торговлю в областях осуществляют, как правило, специализированные организации по торговле продовольственными и непродовольственными товарами с государственной коммунальной собственностью (унитарные, оптово-розничные предприятия, ОАО). Например, в Гомельской области создано Гомельское коммунальное оптово-розничное унитарное предприятие (ГКОРУП) «Обл-торгсоюз».
Кроме того, в системе Министерства торговли оптовую торговлю как товарами народного потребления, так и продукцией производственного назначения осуществляют оптовые организации концерна «Белресурсы» - РУП «Бела-русинторг» и ЗАО «Белагропромторг».
В системе потребительской кооперации оптовую торговлю осуществляют ведомственные оптовые организации (72 единицы).
Оптовую торговлю некоторыми товарами народного потребления, специфическими с точки зрения производства и реализации, осуществляют организации и предприятия отдельных министерств и ведомств; Министерство здравоохранения и концерн «Белбиофарм» (лекарственные препараты, предметы санитарии и гигиены), концерн «Белнефтехим» (резиновые изделия), Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Реальные структурные изменения в оптовой торговле способствовали развитию конкуренции, замене одноканальной системы товародвижения, действующей в условиях плановой экономики, многоканальной.
Вместе с тем в развитии оптовой торговли проявились серьезные негативные тенденции, среди которых следует отметить:
■ невысокий уровень концентрации капитала, который предопределил функционирование в основном мелких и средних оптовых структур;
■ достаточно высокий уровень нецелевого использования складских площадей, которые сдаются в аренду или вообще не используются;
■ нестабильное финансово-экономическое состояние оптовых организаций;
■ отсутствие гибкой системы ценообразования, что делает оптовых посредников невыгодными поставщиками для розничных организаций по сравнению с изготовителями;
■ сокращение поставок товаров сложного и социально значимого ассортимента, пользующегося повышенным спросом у населения.
■ сложившаяся экономическая ситуация в оптовой торговле требовала принятия кардинальных решений, направленных на реформирование и повышение конкурентоспособности отечественного опта. В этой связи была принята «Концепция развития оптовой торговли Республики Беларусь» (утверждена Коллегией Министерства торговли 31 марта 2003 г., протокол № 5).
Основной целью данной концепции является разработка адекватного рыночной экономике организационно-экономического и правового механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие оптовой торговли в системе внутреннего рынка в целом.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
■ формирование прозрачной системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров;
■ восстановление финансового контроля над товарооборотом на основе существенного ограничения возможностей теневого оборота;
■ создание равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности;
■ укрепление нормативно-правовой базы развития оптовой торговли;
■ создание развитой инфраструктуры оптовой торговли. Дальнейшее реформирование оптовой торговли должно
производиться на принципах:
■ программно-целевого подхода в управлении развитием оптового звена;
■ приоритетного развития рыночной инфраструктуры, оптовых продовольственных рынков;
■ формирования и дальнейшего развития эффективной, отвечающей современным требованиям многоканальной системы товародвижения на основе реформирования существующего оптового звена;
■ обеспечения баланса интересов всех участников товародвижения: производителей, оптовиков, розничной торговли, государства;
■ ориентации на снижение издержек обращения, сокращение звенности и контроль структуры и динамики товарооборота;
■ повышения инвестиционной привлекательности оптовой торговли и деловой активности потенциальных инвесторов;
■ развития новых форм и методов государственной координации и регулирования оптовой торговли.
Стратегия развития оптового звена должна исходить из того, что потребности рынка товаров народного потребления должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:
■ крупными оптовыми структурами республиканского уровня (масштаба);
■ оптовыми организациями регионального (городского, районного, областного) уровня (масштаба).
Оптовые организации республиканского уровня должны обеспечивать закупки крупных партий товаров стратегического назначения для потребителей всей республики.
Оптовые организации регионального уровня, закупая товары у оптовых структур республиканского уровня и непосредственно у товаропроизводителей как в регионе размещения, так и за его пределами, доводят их до розничных торговых организаций и иных потребителей в зоне их деятельности.
Важным приоритетом в развитии опта является признание роли специализированных оптовых организаций как основного системообразующего звена оптовой торговли товарами народного потребления.
Роль и значение процесса товародвижения. Основные факторы. Единая технологическая цепь товародвижения. Сущность товароснабжения. Звенность и формы товародвижения. Рационализация товародвижения.
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением.Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.
Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.
Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.
На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы: производственные, транспортные, социальные и торговые.
К числу производственных факторов относятся следующие: размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров.
К транспортным факторам относятся: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т. д.
Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов населения и т. д.
На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.
Комплексный технологический процесс товародвижения включает
несколько последовательных этапов:
• движение товаров от прифабричных складов на склады оптовой
торговли;
• внутрискладские операции с товаром;
• товароснабжение розничной торговой сети;
• внутримагазинные операции с товаром и операции по его
доведению до покупателя.
Эти этапы взаимно обусловлены и представляют единую непрерывную технологическую цепь в системе товародвижения.