Организационное построение оптовой торговли, розничной торговли, потребительской кооперации в РБ

Оптовая торговля- вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предприни­мательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным по­добным использованием .

Торговые организации и индивидуальные предприни­матели, осуществляющие оптовую торговлю, могут иметь товарные склады, организовывать хранение и переработ­ку товаров, формировать их запасы в объеме и ассортимен­те, необходимых для бесперебойной торговли, оказывать информационные и иные услуги, связанные с торговлей.

Оптовую торговлю товарами народного потребления не­посредственно организуют и осуществляют оптовые орга­низации ряда министерств и ведомств.

Ведущую роль играют оптовые организации системы Министерства торговли. В непосредственном подчинении министерства находятся государственные унитарные предприятия «Белювелирторг» и «Белимпортторг». Кро­ме того, созданы торговые организации в форме открытого акционерного общества (ОАО), имеющие долю государ­ственной собственности в уставном фонде. Это ОАО «Торг-одежда», «Трикотажторг», «Обувьторг», «Бел галанте­рея», «Белхозторг», «Белкультторг», «Белбакалея», «Минбакалеяторг».

Оптовую торговлю в областях осуществляют, как пра­вило, специализированные организации по торговле про­довольственными и непродовольственными товарами с го­сударственной коммунальной собственностью (унитар­ные, оптово-розничные предприятия, ОАО). Например, в Гомельской области создано Гомельское коммунальное оп­тово-розничное унитарное предприятие (ГКОРУП) «Обл-торгсоюз».

Кроме того, в системе Министерства торговли оптовую торговлю как товарами народного потребления, так и про­дукцией производственного назначения осуществляют оп­товые организации концерна «Белресурсы» - РУП «Бела-русинторг» и ЗАО «Белагропромторг».

В системе потребительской кооперации оптовую тор­говлю осуществляют ведомственные оптовые организации (72 единицы).

Оптовую торговлю некоторыми товарами народного потребления, специфическими с точки зрения производ­ства и реализации, осуществляют организации и предпри­ятия отдельных министерств и ведомств; Министерство здравоохранения и концерн «Белбиофарм» (лекарствен­ные препараты, предметы санитарии и гигиены), концерн «Белнефтехим» (резиновые изделия), Министерство сель­ского хозяйства и продовольствия.

Реальные структурные изменения в оптовой торговле способствовали развитию конкуренции, замене одноканальной системы товародвижения, действующей в усло­виях плановой экономики, многоканальной.

Вместе с тем в развитии оптовой торговли проявились серьезные негативные тенденции, среди которых следует отметить:

■ невысокий уровень концентрации капитала, который предопределил функционирование в основном мелких и средних оптовых структур;

■ достаточно высокий уровень нецелевого использова­ния складских площадей, которые сдаются в аренду или вообще не используются;

■ нестабильное финансово-экономическое состояние оптовых организаций;

■ отсутствие гибкой системы ценообразования, что дела­ет оптовых посредников невыгодными поставщиками для розничных организаций по сравнению с изготовителями;

■ сокращение поставок товаров сложного и социально значимого ассортимента, пользующегося повышенным спросом у населения.

■ сложившаяся экономическая ситуация в оптовой тор­говле требовала принятия кардинальных решений, на­правленных на реформирование и повышение конкурен­тоспособности отечественного опта. В этой связи была при­нята «Концепция развития оптовой торговли Республики Беларусь» (утверждена Коллегией Министерства торгов­ли 31 марта 2003 г., протокол № 5).

Основной целью данной концепции является разработ­ка адекватного рыночной экономике организационно-эко­номического и правового механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие опто­вой торговли в системе внутреннего рынка в целом.

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

■ формирование прозрачной системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечествен­ных товаропроизводителей и способствующей оптимиза­ции на рынке соотношения отечественных и импортных товаров;

■ восстановление финансового контроля над товарообо­ротом на основе существенного ограничения возможнос­тей теневого оборота;

■ создание равных условий хозяйствования для субъек­тов различных форм собственности;

■ укрепление нормативно-правовой базы развития оп­товой торговли;

■ создание развитой инфраструктуры оптовой торговли. Дальнейшее реформирование оптовой торговли должно

производиться на принципах:

■ программно-целевого подхода в управлении развити­ем оптового звена;

■ приоритетного развития рыночной инфраструктуры, оптовых продовольственных рынков;

■ формирования и дальнейшего развития эффектив­ной, отвечающей современным требованиям многоканаль­ной системы товародвижения на основе реформирования существующего оптового звена;

■ обеспечения баланса интересов всех участников това­родвижения: производителей, оптовиков, розничной тор­говли, государства;

■ ориентации на снижение издержек обращения, со­кращение звенности и контроль структуры и динамики то­варооборота;

■ повышения инвестиционной привлекательности оп­товой торговли и деловой активности потенциальных ин­весторов;

■ развития новых форм и методов государственной ко­ординации и регулирования оптовой торговли.

Стратегия развития оптового звена должна исходить из того, что потребности рынка товаров народного потребле­ния должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:

■ крупными оптовыми структурами республиканского уровня (масштаба);

■ оптовыми организациями регионального (городско­го, районного, областного) уровня (масштаба).

Оптовые организации республиканского уровня долж­ны обеспечивать закупки крупных партий товаров страте­гического назначения для потребителей всей республики.

Оптовые организации регионального уровня, закупая товары у оптовых структур республиканского уровня и непосредственно у товаропроизводителей как в регионе раз­мещения, так и за его пределами, доводят их до розничных торговых организаций и иных потребителей в зоне их де­ятельности.

Важным приоритетом в развитии опта является при­знание роли специализированных оптовых организаций как основного системообразующего звена оптовой торгов­ли товарами народного потребления.

Роль и значение процесса товародвижения. Основные факторы. Единая технологическая цепь товародвижения. Сущность товароснабжения. Звенность и формы товародвижения. Рационализация товародвижения.

Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением.Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.

Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы: производственные, транспортные, социальные и торговые.

К числу производственных факторов относятся следующие: размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров.

К транспортным факторам относятся: состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т. д.

Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов населения и т. д.

На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

Комплексный технологический процесс товародвижения включает
несколько последовательных этапов:

• движение товаров от прифабричных складов на склады оптовой
торговли;

• внутрискладские операции с товаром;

• товароснабжение розничной торговой сети;

• внутримагазинные операции с товаром и операции по его

доведению до покупателя.

Эти этапы взаимно обусловлены и представляют единую непрерывную технологическую цепь в системе товародвижения.

Наши рекомендации