Ремонтно-экипировочные депо
Основные работы по текущему обслуживанию — это проверка технического состояния и исправности действия узлов и агрегатов оборудования вагона. К качеству выполнения работ предъявляются высокие требования, поскольку они обеспечивают не только безотказность оборудования (комфорт поездки), но безопасность пассажиров в пути следования. На отечественных железных дорогах пока недостаточно средств автоматической диагностики технического состояния оборудования. Основной метод контроля технического состояния узлов и элементов конструкции, оборудования и т.д. является органолептический (визуальный). При этом большую роль играют органы зрения, слуха и т.д. специалистов, а также доступность и контролепригодность оборудования вагонов, которые резко ухудшаются зимой из-за налипания снега на подвижной состав и оборудование, образования сугробов в междупутьях. Поэтому при работе на открытых путях на качество осмотра влияет плохое освещение в ночное время, слишком яркое — в ясные солнечные дни, низкие температуры зимой, высокие — летом, неблагоприятные метеорологические условия (перепад давления, осадки и т.д.), шум работающей на станции техники. Негативное влияние этих факторов снижается при выполнении работ по осмотру и ремонту вагонов на крытых путях, появляется возможность использовать сложное диагностическое оборудование (в том числе, требующее защиты от атмосферных осадков).
Создавая нормальные условия для работы осмотрщиков, ремонтных и экипировочных бригад (температурный режим, освещение, акустику, укомплектованность стационарным диагностическим оборудованием, сооружение смотровых канав для осмотрщиков-пролазчиков), можно существенно повысить производительность и качество выполняемых работ.
Поэтому в последнее время большой интерес представляет проектирование и создание ремонтно-экипировочных депо. Эти предприятия имеют высокий уровень автоматизации и механизации ремонтных, экипировочных и диагностических работ.
Для проведения технического обслуживания в холодных климатических зонах ремонтно-экипировочные устройства размещают в крытых цехах (депо) пассажирских технических станций. Ремонтно-экипировочное депо (рисунок - 3.22) представляет собой здание, которое имеет стойловую часть — цех экипировки и ремонта вагонов, производственные мастерские и служебно-бытовые помещения.
При выборе места на станции для ремонтно-экипировочного депо стремятся расположить его так, чтобы максимально сократить затраты времени на маневровые операции, подачу вагонов в депо и уборку их после ремонта. Длину экипировочного цеха (стойловой части) определяют по количеству вагонов в наиболее длинном из обслуживаемых составов. При определении длины депо необходимо предусмотреть пятиметровое расстояние от хвостового вагона состава до торцевых стен депо и десятиметровое — на растяжку состава для удобства транспортных работ в средней части цеха. В типовых проектах предусмотрены цеха длиной 420 и 542 м, вмещающие 16 и 20 вагонов соответственно, а также длиной 260 м для размещения одного состава на двух путях. Длина стойловой части депо позволяет разместить основные и вспомогательные цеха и дополнительные устройства вдоль экипировочных путей. Такое размещение является лучшим объемно-планировочным решением.
Ширина ремонтно-экипировочного депо определяется количеством путей и объемами выполняемых работ; для двух путей она составляет 18 м, при этом расстояние между осями путей составляет 8 м, от крайних путей до стен — 5 м. В зависимости от объемов работы по обслуживанию пассажирских поездов депо бывают одно- и двухпролетными (на два и четыре пути соответственно).
Высота экипировочного цеха устанавливается с учетом возможности подъема кузова вагона для выкатки тележек, а также проведения работ на крыше вагона. При наличии мостового крана грузоподъемностью 10 т высота цеха должна составлять 10,8 м.
Согласно типовому проекту ремонтно-экипировочного депо предусмотрены отдельные помещения (цеха), в которых размещены кузнечное, сварочное, столярное, стекольное, электроремонтное, аккумуляторное, малярное отделения, а также отделение ремонта воздушных фильтров, радиоаппаратуры, холодильников, кондиционеров и пр. Здесь же размещаются
Рисунок - 3.22. Схема ремонтно-экипировочного депо с четырьмя путями и отделением текущего ремонта:
I - экипировочный цех; II - цех текущего ремонта; 1 - помещение по обслуживанию вагонов-ресторанов со складскими помещениями; 2 - лаборатория и бойлерная; 3 - компрессорная; 4 - помещение для экипировочных бригад; 5 - помещение для чистки ковровых покрытий; 6 - кладовая ковровых покрытий и жесткого инвентаря; 7 - отделение дезинфекционной обработки белья в камере; 8 - отделение для стирки и отбеливания постельных принадлежностей; 9 - кладовая и раздаточная постельных принадлежностей; 10 - кладовая и раздаточная белья; 11 - отделение для фасовки, укладки и ремонта белья; 12 - сушильное отделение; 13 - прачечное отделение; 14 - помещение для разборки грязного белья; 15 и 16 - отделения по ремонту щелочных и кислотных аккумуляторов; 17 - электроремонтный цех; 18 - отделение по ремонту фильтров; 19 - отделение по ремонту радиоаппаратуры, установок кондиционирования воздуха и холодильных машин; 20 - столярно-стекольное и малярное отделения; 21 - инструментальное отделение; 22 - слесарно-механическое отделение; 23 - кладовая запасных частей; 24 - кузнечно-сварочное и жестяницкое отделения; 25 - домкраты; 26 - мостовой кран; 27 - смотровая канава; 28 - платформа.
подразделения по подготовке инвентаря, продуктов, склады оборудования, прачечные, ремонтные мастерские, склады баллонов с хладоном, колонки для заправки вагонов водой, вагонов-ресторанов — дизельным топливом и т.д. Все отделения имеют необходимые грузоподъемные механизмы (электрифицированные кран-балки). Ремонтные позиции экипировочного депо оборудуются трубопроводами для холодной и горячей воды, воздухопроводом, электросварочной линией, низковольтной линией для освещения вагонов, канализацией. Для удобства осмотра зон с низкой контролепригодностью, как правило, ходовых частей пути имеют высокие железобетонные платформы и смотровые канавы. По концам и в середине платформ предусмотрены съезды и выезды (пандусы) для передвижения электрокаров и другой техники. В нишах стен смотровых канав расположены прожектора для освещения осматриваемых зон под вагоном.
При отцепочном ремонте для смены колесных пар, рессорного подвешивания, букс и других трудоемких работ предусмотрены специальные пути, оборудованные мостовым краном или домкратами. На этих путях можно выполнять не только текущий отцепочный ремонт, но и единую техническую ревизию пассажирских вагонов.
Заправка вагонов водой проводится от водоразборных колонок водоразводящей сети. Для предотвращения перелива воды при заправке необходимо иметь специальные устройства контроля уровня воды в баках, соединенные с колонками. Для отвода случайно пролитой воды по обеим сторонам путей, а также на дне канав расположены водостоки, закрытые решетками.
Одним из самых новых и крупных является ремонтно-экипировочное депо станции Москва-пассажирская-Киевская, построенное в 2000 г. Цех имеет длину 500 м, ширину 50 м. Депо может одновременно обслуживать шесть пассажирских составов по 18 вагонов каждый.