Дистанционные технологии в профильном обучении

Дистанционное обучение (ДО) – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Дистанционная технология обучения – совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Кейс-технология – вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов традиционным или дистанционным способом.

Система ДО – образовательная система, обеспечивающая получение знаний с помощью дистанционных технологий обучения. Включает в себя: кадровый состав администрации и технических специалистов, профессорско-преподавательский состав, учебные материалы и продукты, методики обучения и средства доставки знаний обучающимся (соответствующие одному или нескольким видам дистанционных технологий обучения), объединенные организационно, методически и технически с целью проведения дистанционного обучения.

Виртуальная аудитория – множество удаленных друг от друга рабочих мест, объединенных каналами передачи данных и используемых в рамках технологии дистанционного обучения обучаемыми для выполнения одинаковых в содержательном отношении учебных процедур при возможности интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем.

Виртуальная лаборатория ДО – лаборатория удаленного доступа, в которой реальное учебно-исследовательское оборудование заменено средствами математического моделирования.

Инструментальные средства ДО – программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в информационно-образовательной среде ДО.

Тьютор – методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в профессорско-преподавательский состав системы ДО, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения.

Главными целями дистанционного обучения как важной составляющей в системе беспрерывного образования являются:

- повышение качества образования обучающихся в соответствии с их интересами и способностями;

- развитие профильного образования в рамках ОУ на основе использования информационных технологий как комплекса социально-педагогических преобразований;

- создание условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся в области образования без отрыва от основной учебы.

Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме, предусматривает:

- значительную долю самостоятельных занятий обучающихся, имеющих возможность изучать предмет на повышенном уровне;

- методическое и дидактическое обеспечение этого процесса;

- дистанционную форму обучения при необходимости реализуют комплексно с традиционной формой его получения.

Организация процесса дистанционного обучения в профильной школе.

- Знакомство с необходимыми дистанционными ресурсами.

- Проведение анализа востребованности дистанционного обучения обучающихся.

- Составление расписания занятий.

- Консультирование педагогов.

- Контроль процесса дистанционного обучения, анализ итогов дистанционного обучения.

- Оказание технической и организационной помощи обучающимся.

Образовательное учреждение выявляет потребности обучающихся в профиле дистанционного обучения или углублении, расширении знаний по отдельным предметам. Выявляет проблемы, связанные с удовлетворением образовательных потребностей обучающихся в профильном обучении или углублении, расширении знаний по отдельным предметам. Принимает педагогическим советом решение об использовании дистанционного обучения для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся в профильном обучении или углублении, расширении знаний по отдельным предметам (закон РФ «Об образовании» ст. 32 п.2.). Включает часы дистанционного обучения в учебное расписание ОУ.

Основанием для открытия дистанционной формы обучения по профильным учебным предметам или для углубления знаний по отдельным предметам являются: назначение ответственного за организацию ДО из числа педагогического коллектива; назначение помощника преподавателя, который будет находится в непосредственном очном контакте с обучающимися, оказывать им техническую и организационную помощь, из числа педагогов школы; • определение учебной нагрузки для педагогов; установление коэффициента доплаты учителям-предметникам, осуществляющим контроль за процессом ДО, оформление школьной документации по результатам обучения (за ведение инновационной деятельности).

Права школы в рамках предоставления обучающимся обучения в форме дистанционного образования. Школа имеет право использовать дистанционные образовательные технологии при всех, предусмотренных законодательством РФ, формах получения образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 32 п.2 п.5) или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся; использовать ДОТ при наличии руководящих и педагогических работников и учебно-воспитательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки (документ о повышении квалификации) и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ.

Аналитики выделяют позитивную тенденцию развития дистанционного обучения в системе российского образования, которая, безусловно, будет продолжаться и предположительно, активизируется: несмотря на существующие проблемы, реальная экономия средств для вузов и корпораций вполне очевидна. Онлайновая форма обучения способствуют массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными для тех категорий слушателей, которые ранее не были охвачены традиционным очным образованием. Тем не менее, аналитики констатируют низкое качество обучения на сегодняшний момент, что закономерно в контексте существующих приоритетов – минимизация расходов, соответствие стандартам и количеству модулей учебных программ.

Наши рекомендации