Эксплуатация ленточных транспортеров
Монтаж ленты. Ленту перед установкой на конвейер подвергают предварительному растяжению в течение 3 сут. Усилие вытяжки каждой ветви принимают равным максимальному расчетному натяжению рабочей ветви (Smax) или максимально допустимой рабочей нагрузке на все поперечное сечение ленты. Процесс установки новой ленты состоит из следующих этапов: протаскивание на конвейере; снятие старой ленты; стыковка концов новой ленты методами вулканизации и ее натяжение; регулирование хода ленты.
Устанавливать новую ленту необходимо при помощи монтажной лебедки. Вначале протягивают нижнюю ветвь ленты, затем ее конец огибают вокруг приводного барабана и направляют по рабочей ветви конвейера. Протягивать новую ленту можно также при помощи старой, используя привод конвейера. В этом случае около концевого барабана новую ленту подводят под старую, которую разрезают и концами прикрепляют к новой ленте.
Первоначальное натяжение ленты должно соответствовать проектным нормам и быть таким, чтобы она не проскальзывала на приводном барабане. Излишнее натяжение вызывает перенапряжение и уменьшение срока эксплуатации. Лента должна быть отрегулирована так, чтобы ее продольная ось и ось станины совпадали. Если лента смещается на барабанах, то их поворачивают на некоторый угол. В местах схода ленты по длине конвейера опоры разворачивают на 1...20 со стороны смещения.
Работа ленточного конвейера. Пускают конвейер до поступления на него груза. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы лента была натянута, не проскальзывала на барабанах и не сходила с роликовых опор; загрузка должна быть равномерной, без завалов, просыпи и обеспечивать заданную производительность; разгрузочная тележка и другие устройства должны работать без просыпи груза и повреждения ленты.
Конвейер оборудуют устройствами, предотвращающими попадание груза между лентой и барабаном. Не допускается во избежание схода ленты перекос барабанов более чем на 2°. Ролики должны легко и свободно вращаться, натяжная станция - автоматически поддерживать постоянное натяжение ленты, а натяжной барабан - свободно перемещаться в обе стороны по салазкам при увеличении или уменьшении поступления груза.
В процессе работы разгрузочных тележек проверяют нагрев подшипниковых узлов, состояние болтовых, шарнирных соединений и электропроводки. После работы конвейер полностью разгружают от груза, останавливают и осматривают.
Во время эксплуатации необходимо своевременно смазывать все узлы соответствующей смазкой, не реже одного раза в неделю необходимо проводить профилактический осмотр конвейера.
Возможные неисправности. Конвейер немедленно останавливают, если во время его работы обнаружены следующие дефекты: нарушение правильности стыкового соединения; сбегание ленты в сторону; длительное пробуксовывание ее на приводном барабане и чрезмерное провисание между роликовыми опорами; заедание или поломка подшипников барабана; продольный или поперечный разрыв ленты; сход с рельсов разгрузочной тележки; неисправность ее привода или тормоза.
В процессе эксплуатации конвейеров возможны и такие неисправности, как выход из строя электродвигателя из-за перегрузки, особенно в момент пуска. Кроме того, во время работы могут ослабнуть клиновые ремни. Следует передвинуть электродвигатель или заменить ремни.
Правила техники безопасности. Приводные и натяжные станции должны быть ограждены, а грузы натяжных станций - закрыты на высоту не менее 2 м от пола; к грузам обеспечивают свободный подход для регулирования их массы. В конвейерах длиной более 30 м предусматривают возможность остановки их не менее чем с двух мест.
Через конвейеры длиной более 20 м, смонтированные на высоте не более 1,2 м от уровня пола до низа наиболее выступающих частей конвейера, в необходимых местах устанавливают переходные мостики шириной не менее 1 м со сплошным настилом. Мостики ограждают поручнями высотой не менее 1 м. Конвейеры для штучных грузов должны иметь по всей длине борта высотой не менее 200 мм.
Самоходные разгрузочные тележки должны иметь надежные механизмы включения и выключения с быстродействующим тормозным устройством, обеспечивающим неподвижность тележки во время работы конвейера. В концевых частях его станины устанавливают надежные упоры, гарантирующие останов тележки. Несамоходные разгрузочные тележки должны легко перемещаться усилием одного человека. Перемещать тележки во время работы конвейера запрещено. При дистанционном управлении тележкой ее передвигают только после предупредительного сигнала. Разгрузочные тележки, насыпные лотки и сбрасывающие коробки необходимо аспирировать.
Обслуживающему персоналу запрещено смазывать и ремонтировать конвейер во время его работы. Электрооборудование надежно заземляют.
Контрольные вопросы.
1. Назначение ленточных транспортеров.
2. Перечислите основные конструктивные элементы ленточных транспортеров.
3. Дайте классификацию транспортных лент.
4. Чему равна толщина прорезиненной транспортной ленты, виды прокладок ленты.
5. Перечислите конструкции транспортных лент и укажите их назначение.
6. Укажите соотношение между шириной ленты и размером перемещаемого груза.
7. Перечислите виды барабанов по назначению и конструктивному исполнению.
8. Для каких целей приводные и поворотные барабаны делают выпуклой формы, оптимальная их длина.
9. Виды опор ленточных транспортеров, их назначение и область применения.
10. В чем преимущество многороликовых опор по сравнению с однороликовыми опорами.
11. Назначение натяжных устройств и их классификация по принципу действия.
12. Виды разгрузочных устройств.