Проектирование шпангоутов
Шпангоуты бывают нормальные и усиленные.
Нормальные шпангоуты – для: 1 создания и сохранения формы поперечного сечения фязеляжа; 2 восприятия местной воздушной нагрузки от обшивки и стрингеров; 3 для подкрепления обшивки, а при наличии стрингеров и стрингеров (панелей) при их работе на сжатие и сдвиг от Мпан., стр.
Усиленные шпангоуты – выполняют тоже эти функции + восприятие сосредоточенных сил от агрегатов и элементов расположенных в фюзеляже, и агрегатов и грузов присоединяемых к фюзеляжу. Шпангоут в хвостовой части может воспринимать нагрузки от двигателя и хвостового оперения.
8.4.1.Рассмотрим работу нормального шпангоута:
с точки зрения воздушных нагрузок носовая часть создает подъемную нагрузку.
Рассмотрим выделенный фрагмент:
В сечении фрагмент будет иметь следующий вид:
Шпангоут и обшивка соединены, шпангоут берет нагрузку от обшивки.
Если выделить этот участок и рассмотреть его, то получим:
- такие погонные касательные усилия возника-
ют в обшивке от воздушной нагрузки.
По салону же действует нагрузка распределяемая по шпангоутам, то есть эта
нагрузка переходит на боковинки в виде касательных усилий обшивки.
Рассмотрим изгиб фюзеляжа
Под действием растягивающих нагрузок
фюзеляж подвергается сжатию по верхнему
и нижнему наружным контурам,
и если не устанавливать шпангоуты фюзеляж
сложится, то есть приобретет следующий вид:
При работе панели на кручение:
при потере обшивкой устойчивости
появляются волнистости, рассмот-
рим сечение Б-Б.
по правилу параллелограмма
Таким образом при потере
устойчивости обшивки, на стрингер действует
сила направленная к центру фюзеляжа, а при потере
устойчивости и стрингера и обшивки нагрузка восприни-
мается шпангоутом.
При изгибе фюзеляжа панель
может потерять устойчивость
; с – коэффициент опирания
i – радиус инерции панели.
Выбор расстояния между нормальными шпангоутами.
Выбирается из условия mmin фюзеляжа
Рассмотрим зависимость изменения
mпан и mшп
Существуют следующие виды сечения шпангоутов:
8.4.2. Проектирование усиленных шпангоутов
Рассмотрим на примере самолета МиГ - 15
У транспортных обычно 2 – 3 части:
У пассажирских самолетов:
Усиленные нервюры также как и нормальные работают в своей
плоскости воспринимая такие же нагрузки, и сосредоточенные
силы.
С точки зрения механики такой шпангоут является 3(триж-
ды) неопределимым.
Вырежем участок и рассмотрим его:
Обозначим т.А; т.В; т.О; т.Д; т.С на шпангоуте.
т.А и т.Д – можно считать что здесь
у нас шарнир, тогда (см. рис).
Возьмем сумму моментов вокруг т.Д
Построим эпюры моментов и продольных сил.
Таким образом для каждого сечения равного силового шпангоута имеет
место нагружения:
j
Поэтому исходными данными для расчета равного силового шпангоута: Rвнутр и Rвнешн;
. Выбирают проектируемые параметры также как и для лонжерона: H, Q, M, N.
Начинают выбирать значения поясов исходя из условия восприятия изгибающего момента. Толщины стенки выбирают из условия восприятия поперечной силы Q.
После проектирования поясов и стенок определяют напряжения от действия продольной силы, после этого производится проверка: сумма напряжений в поясах от s<sразр.
Лекция 33
Имеем 3 эпюры: Q (j), N (j), M (j). Для каждого сечения записываем исходные данные: M, N, Q, .
Расчет похож на лонжерон, тем, что и у лонжерона действуют M, Q. У лонжерона Н=сonst. У шпангоута Н можно менять (hi) варьировать hi с учетом min массы. , где погонные массы;
Почему же расчет с :
Если высота в 2 раза выше, то интенсивность в 4 раза ниже.
Мы убедились, что есть opt. Теперь определяем площади поясов. Ширина пояса, как правило, уже задана. Схема шпангоута выбирается по схеме лонжерона типа «Б».
B=f (параметры и размеры стыка с обшивкой)=
Пусть толщина пояса = d и одинакова в сжатой и растянутой зоне.
, т. к. тогда
. Находим из условия min массы: .
Рассмотрим упрощенный метод: Мр – известно, В – задано, Н – известно:
можем построить график несущей способности:
E=const; H=const; B=const;
Рассмотрим теперь алгоритм выбора поперечного сечения рамного силового шпангоута. Теперь E=const, а B=const=f();
Все пересчитываем для Hopt:
Теперь мы получили конкретное сечение и размеры. Надо проверить действие напряжений:
, где N – продольная сила;
Можно проверить еще так:
(+) для растянутой зоны:
(-) для сжатой зоны:
Если не выполняется, то надо увеличить d, т. к. N может быть очень велико.
При полете: растянутая зона;
При грубой посадке: сжатая зона;
Для стенки: , если не выполняется, то усиливаем. Вернемся к эпюрам:
Есть шпангоуты, Hopt по (j) разные.
Шпангоут заставляет работать и обшивку, накладки и. т. п.
,где – фактические напряжения; M, Q, N – если бы не было обшивки и накладок;
. Есть графики и таблицы для кi.
Мы рассмотрели пример и расчет только от М, но еще действуют и Q и N, которые тоже отдельно надо рассчитывать.
Если к шпангоуту прикладываются несколько сил, то надо от каждой построить эпюры, а потом их сложить, если они действуют одновременно, по принципу суперпозиций, а потом только в каждом сечении определять М, Q, N и вести счет.
Расчет продольных и поперечных соединений и стыков в шпангоуте аналогичен с лонжероном.
Особенности соединения шпангоута с обшивкой:
Для соединения элементов: ;
Когда имеем дело с нормальными шпангоутами, то стрингеры проходят сквозь них, не нарушая работоспособности, а если шпангоут силовой, то проходить нельзя.
Лекция 37
Шасси
Шасси зависит:
· от поверхности аэродрома;
· от типа самолета и. т. д.
От шасси зависит очень много параметров самолета (узлы навески крыла и. т. д.).
Но, несмотря на эту возможность 90% летных происшествий происходит на режиме взлета-посадки. С другой стороны – шасси – элемент, лишний в полете.