Действия по окончании работ
По окончании работ следует привести в порядок снаряжение, инструмент. Веревки должны быть смаркированы либо, если требуется, развешены в сухом помещении для просушки и затем смаркированы. Системы закрепления и веревки могут быть оставлены на объекте работ в том случае, если работы прекращены на время (на ночь, на выходной день и т.п.) и к системам нет доступа посторонних лиц.
Бригады промышленного альпинизма гарантируют и несут ответственность за качество
выполняемых работ, но при необходимости бригада до снятия снаряжения с объекта по особому договору с заказчиком может выполнить работы по фотосъемке места произведенных работ или доставить к месту произведенных работ представителя заказчика, используя при этом методы основной технологии и приведенные в этой книге правила обеспечения безопасности.
Впрочем, нужно отметить, что каждому производственному коллективу стоит порекомендовать вести фотографирование объектов работ, их состояние до и после выполнения работ. Это и опыт поможет накопить, и целям рекламы послужит.
В любом случае имеет смысл регистрировать все новые решения проблем, возникающих при производстве работ.
И поскольку речь пошла о "бумажном" оформлении работ, то, хотя в настоящее время оно и не является таким уж строгим, но с введением у нас стандарта на выполнение работ таким способом появятся, очевидно, и соответствующие требования к документации. Возможно, она будет такой, как это указано в цитируемом ниже немецком стандарте.
А у "них" это так...
В прошлом издании название этого раздела звучало "...или как это в Германии". Однако сейчас, имея в руках "Предписания по технике безопасности и выполнению работ с применением веревки", разработанные FISAT (Объединение профессионалов и любителей, выполняющих работы с применением веревки), можно увидеть, что в нем учтены соответствующие правила ТБ и Англии, и Австралии (см. приложение 1). Так что это уже опыт международный.
По предписаниям германских служб техники безопасности дополнительно к требованиям строительных норм и правил должна быть подготовлена еще и такая строительно-технологическая документация:
- описание конкретизированной для объекта технологии исполнения;
- список применяемых рабочих средств, страховочных технических средств и средств
защиты тела;
- оценка точек крепления веревки;
- описание возможных опасностей и требуемых мер защиты;
- меры по спасению и транспортировке в случае необходимости;
- справка о применении техники подъема и спуска по веревке, предоставляемая в:
- соответствующие инспекции по охране труда;
- соответствующие инспекции по гигиене труда, если нет возможности
соблюдения санитарно-гигиенических норм;
- инспекцию по технике безопасности строительного предприятия и заказчика;
-другие, предписанные правилами, службы;
- справка о необходимости применения метода промышленного альпинизма на
данном объекте.
Ну, и альпинисты при выполнении работ должны иметь при себе соответствующее удостоверение о пройденном обучении и допуске к работам.
Вот, в основном, и все, что можно было бы сказать об организации труда на высотных объектах. В чем-то мы вынуждены были повториться, но пусть это будет самым худшим недостатком этой книги. Но все же хотелось бы сказать еще
И еще о безопасности
"Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" - это известный вариант известного плаката. И то, что этот совет, несмотря на некоторую юмористическую составляющую, во
многом вполне справедлив - очевидно.
В приложении к высотным работам можно сказать, что практически все, что было сказано в этой книге выше, и направлено на это самое спасение еще до того, как "утопающий" станет утопающим. И в самом деле, если вы выполните все правила и рекомендации, то вероятность ЧП на высотных работах будет минимальной.
Об этом говорит и анализ тех происшествий, которые - увы! - уже имели место.
Впрочем, слово "анализ" здесь тоже подходит лишь условно, потому что анализ - это обратная связь, но в этом виде деятельности такой важнейший аспект пока практически отсутствует. А, следовательно, отсутствует и элемент общения специалистов, элемент взаимного обучения. То, что было реализовано в альпинизме советских времен - ежегодный разбор всех аварий, происшедших в стране, и передача этого анализа во все альпклубы страны - в промышленном альпинизме пока не применяется. Каждая бригада, каждый клуб или город "варится" в собственном соку. Об этом говорит и то, что одних инструкций по технике безопасности у нас было создано в свое время не менее десятка - в каждом клубе своя. (Это, правда, говорит и о том, что такие инструкции и предписания нужны!). А ведь для повышения уровня безопасности при выполнении высотных работ полезным может оказаться не только анализ случаев на производстве, но и анализ происшествий в горах. Включая и международный опыт.
Рассмотрим некоторые случаи, которые как стало известно по "частным" каналам, произошли на высотных работах.
1979 г., г. Харьков. При выполнении работ на фасаде 5-этажного дома у альпиниста А. о балконный карниз перетерлась основная грузовая веревка. Страховочной веревки не было. Смертельный исход. Комментарии излишни. Следует только добавить, что кроме отсутствия второй страховочной цепи не было достаточной защиты на перегибе...
1989 г. При работе на радиобашне для спуска использовали стальной трос. При одном из осмотров системы обнаружились следы оплавления троса. Причина - наведенное в тросе электричество (длина троса оказалась приблизительно равной длине волны радиоизлучения). При случайных контактах троса с металлической башней возникало искрение.
Вывод:Следует учитывать конкретные условия работы, и, если нет возможности избежать опасных воздействий на снаряжение и человека, такие работы выполнять нельзя. В данном случае оказалось достаточным перейти к работе на основной веревке. С точки зрения же воздействия на человека, уровень излучения не превышал допустимый.
1984 г., г. Харьков. Заканчивая вечером работу, при сворачивании систем альпинист Б. провалился в неогражденный люк в строительных лесах. Сложные травмы.
Вывод:Вряд ли можно считать соответствующими стандарту по технике безопасности отсутствие освещения и ограждения люка. И нужно учитывать не только свою область деятельности, но и прилегающие, где также возможны нарушения техники безопасности. Это нарушение бригада в принципе могла устранить и сама.
1987 г., г. Харьков. Альпинист В., выполнял работы по ремонту стыков на панельном доме. Веревка, страховочная и основная, были закреплены наверху вместе даже не узлом, а петлей проводника, через которую был продет металлический прут-шкворень (это предположение комиссии). Весь этот крепеж развязался сам, когда В. на высоте 14-го этажа, встав на перила чьего-то балкона, на мгновенье ослабил веревку.
Вывод:Неверное применение принципов закрепления веревок, неправильное применение узлов. Работа в одиночку! Ведь напарник мог подсказать и проконтролировать всю систему наверху. Если бы он был.
1988г., г. Ленинград. Альпинист Г. улетел при работе на доме, т.к. была обрезана веревка. Увы, есть и такая возможность: воздействие человеческой среды. Это встречается при выполнении работ в жилом секторе при встрече с людьми, имеющими, например, отклонения в психике. Бывали случаи отрезания веревок снизу (воровство, основная веревка нужна была для автомобильного буксира), случаи, когда альпиниста поливали
сверху кислотой (жилец, страдающий манией преследования) или бросали что-либо сверху (баловство детей) и т.д. В общем, нужно быть начеку. И тем более нужны 2 веревки, каска, наличие коллеги рядом, резерв снаряжения при себе.
Последний случай обрезания веревки с трагическим исходом произошел в Москве в 1999 году с альпинистом-спасателем Д. Хотелось бы, чтоб он действительно был последним...
Примечание: По другой версии у Д. лопнула поврежденная и неотбракованная веревка. Но в любом случае: отсутствовала вторая, страховочная веревка.
1989 г., г. Дюссельдорф. При работе на дымовой трубе у альпиниста-верхолаза Е. произошел инфаркт.
Трудно сказать, какие требования в Германии существуют в прохождении медицинских осмотров, но, наверное, следует учитывать вероятность травмы или резкого ухудшения состояния здоровья на высоте всем верхолазам, обязанным, кстати, ежегодно проходить достаточно серьезный медосмотр.
1988 г., г. Дрезден. Альпинист Ж., работавший в одиночку на куполообразном промышленном сооружении, сорвался с купола и далее упал на глубину 15м. Страховочная веревка при этом попросту слетела со столбика, на который она была наброшена сверху, чего не произошло бы, если бы она была правильно закреплена на том же столбике (например, с помощью хотя бы полусхватывающего узла). Правда, при этом неясно, выдержала ли бы петля самостраховки со схватывающим узлом или зажимом. Ведь точка закрепления веревки была ниже ног альпиниста на 3-5 метров. Нужен был еще один человек, который обеспечил бы лезущему нижнюю динамическую страховку!
1999г., Санкт-Петербург. Альпинист 3., находившийся на крыше дома, получил удар по голове стрелой подъемного крана "Пионер" и был сброшен ею вниз. Стрела резко развернулась под действием сорвавшегося груза...
Хотелось бы, чтоб список таких случаев с неблагоприятным исходом был как можно меньше. Ведь это все люди, а не просто перечисление букв алфавита. И более того, зачастую близкие друзья и коллеги...
Но список мог оказаться и больше! Стоит лишь посмотреть на реальные случаи с благополучным исходом: Альпинист И., наступил на развязанный шнурок ботинка и, упав на живот на площадке, чуть не выскользнул под нижний прут перильного ограждения.
Альпинист К., окончив работу, спускался по наклонной балке просто съезжая на ней верхом. В один из таких спусков он соскользнул набок и слетел вниз с высоты 10 метров. Перелом пяточных костей.
А перед тем он же, придя впервые на работу, поразил своих коллег полным отсутствием боязни высоты. Оказалось, что он попросту близорук. И как он прошел медосмотр? А куда смотрели коллеги?
Альпинист Л., работая на противовесе, в какой-то момент расслабился и чуть не выскользнул с седушки. С помощью товарищей все встало на свои места, но ощущения самого К. были достаточно неприятными.
Альпинист М. садясь на седушку, не зафиксировал на ней перед этим спусковую веревку. А поскольку были еще и нарушения с самостраховкой, то он уехал с пятого этажа донизу хотя и благополучно, но явно не с той скоростью, с какой хотелось бы ему самому.
Альпинист Н. применял нестандартный страховочный пояс с пряжкой, которая расстегнулась и оставила М. на высоте 80 метров вообще без страховки. Правда, ветром ему пригнало обратно и пояс, и веревку и он сумел восстановить систему, но могло и не пригнать...
У альпиниста О. при работе веревка соскользнула с подстилки на перегибе. Когда он поднялся наверх, чтобы перебросить веревку к другому направлению спуска, то обнаружил, что спусковая веревка держалась уже на двух последних прядях...
И так далее. Такой список "мелочей", вероятно, могла бы подсобрать каждая бригада. И говорит он лишь о том, что "мелочи" не являются мелочами.
Люди, будьте бдительны! (Ю.Фучик)
IX. Оказание помощи
Надеемся только на крепость рук, На руки друга и вбитый крюк -И молимся, чтобы страховка не подвела.
В.Высоцкий
Страховка-то не подведет - вы же все правильно сделали! Но случайности все же возможны, и нельзя не считаться с тем, что в любой момент может возникнуть необходимость оказать помощь товарищу, зависшему на веревках и не имеющему возможности выйти из этого положения самостоятельно.
В лучшем случае - это помощь коллеге, который, будучи в добром здравии, просто завис на своей страховочной системе. Ему может оказаться достаточно подвести вторую веревку, чтобы он своим запасным репшнуром завязал на ней петлю со стременем и дальше мог выбираться самостоятельно или с вашей помощью любым из методов, которые мы описали выше (глава "Подъем по веревке").
Худший случай - когда ваш товарищ травмирован и сам ничего сделать не может. Тогда нужно:
- освободить его от зависания; поднять, опустить или отклонить маятником (траверсом)
на площадку (или если есть возможность доставить прямо на землю);
- оказать срочную доврачебную помощь,
- спустить с площадки вниз, на землю, передать медикам (вызванной вами "скорой
помощи").
Впрочем, в зависимости от объекта работы, может оказаться, что пострадавшего наоборот, нужно поднимать вверх. Например, к лифту. Или при извлечении из шахты.