Дифференцированное обучение
Дифференциация обучения (от лат. differentia, «разность», «разли-чие») — это способ организации учебной деятельности учащихся, при которой учитываются их индивидуально-типологические особенности. Это создание различий между частями образовательной системы (школами, классами, группами) по одному или нескольким признакам.
В качестве таких признаков (оснований для дифференциации) могут выступать:
· возраст учащихся (школьные классы, параллели классов);
· пол (мужские, женские классы, школы, команды);
· уровень здоровья (спецмедгруппы по физкультуре, группы для детей с ОПФР в детском саду и школе, санаторные школы);
· область интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие классы, направления, отделения, школы);
· уровень учебных достижений или уровень умственного развития.
Последний показатель является основанием для дифференциации во многих странах Запада. Остановимся на нем подробнее.
Традиционная практика группирования учащихся по уровню актуальных знаний и навыков, распространенная в американской школе, играет негативную роль. Как показывают социологические исследования, это четко коррелирует с социально-экономическим статусом учащихся. Как бы ни назывались группы — «снегири», «голуби» или «орлы», — дети понимают, что в действительности эти эвфемизмы означают «способные», «средние» и «отстающие». Ребенку, которого зачисляют в группу отстающих в самом начале обучения, очень трудно догнать своих успевающих сверстников. Кроме того, ребенок из группы медленно успевающих учащихся редко может перейти в более продвинутую группу. Таким образом, в результате искусственного группирования по способностям детям, зачисляемым в группы более низкой категории, наносится явный ущерб, в то время как у детей в группах с полноценным преподаванием самооценка искусственно завышается.
Смысл дифференцированного обучения (далее — ДО) в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям и потребностям каждого ребенка.
Различные виды дифференцированного обучения были разработаны и апробированы в 1920-е годы В. Штерном и Э. Клапаредом (дифференциация по способностям, по интеллекту, по неспособностям). В России необходимость дифференцированного обучения была провозглашена в 1918 году. В опытно-показательных станциях Наркомпроса создавались группы учащихся по степени одаренности. Занятия с одаренными детьми способствовали повышению их творческой активности. К сожалению, в таких группах наблюдалось перевозбуждение психики детей, их чрезмерная усталость, нервозность, что объяснялось неразработанностью методики и отсутствием опыта работы. Одновременно создавались группы слабых учеников — прообраз современных классов выравнивания.
В 30-е годы на волне борьбы с педологией дифференциация была вообще исключена из советской школы. В 60-е годы дифференциация вновь вернулась в школы в форме факультативов и курсов по выбору, углубленного изучения отдельных предметов в старших классах, специализированных школ (физико-математический профиль, иностранные языки).
В опыте современной российской и белорусской массовой школы сложились следующие направления несколько ДО:
I. Внутренняя дифференциация —внутри одного класса выделяются более или менее однородные малые группы учащихся. Такие группы всегда являются временными, подвижными. У каждой группы — свой темп изучения материала, свой набор учебных заданий, свои виды деятельности, характер и дозировка помощи со стороны учителя. Работая с каждой из таких групп, учитель применяет разные методы обучения.
Модели внутренней дифференциации:
1. Учет индивидуальных особенностей учащихся в рамках традицион-ной методики обучения.Вот некоторые приемы:
а) разноуровневое изложение материала (вначале упрощенное изложение, затем усложненное — детализированное, конкретизированное);
б) многократное повторение изложенного в течение урока (для детей с плохой памятью);
в) сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения на каждом уроке (так как в зависимости от преобладающего типа восприятия ученики делятся на «визуалов», «аудиалов» и «кинестетиков»);
г) дифференцированные задания для самостоятельной (в том числе домашней) работы с учетом успеваемости, уровня развития, интересов учащихся;
д) для «продвинутых» учеников — дополнения к типовым заданиям;
е) подбор заданий, рассчитанных на восполнение пробелов в знаниях отдельных учащихся (наряду с общеклассным заданием).
ж) сочетание различных методов контроля (устный и письменный опрос, дидактические тесты);
з) дозированная помощь учителя разным учащимся;
и) обеспечение для отдельных учеников возможности ускоренно и углубленно изучить и темы и пройти контроль, и т. п.
2. Уровневая дифференциация: школьники обучаются по одной программе, но имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований. Обычно выделяют три уровня:
— базовый уровень, определенный программой и учебником минимум ЗУН, достижение которого обязательно для всех учащихся класса;
— средний (продвинутый) уровень: ученики усваивают некоторые выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения;
— высокий уровень: дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по предмету, решение задач повышенной сложности.
Включая в урок элементы дифференцированного обучения, учитель должен соблюдать следующее правило: внутренняя дифференциация не должна быть явной. При этом учитель должен быть сдержанным в похвале сильных учеников и постоянно поощрять слабых.
II. Внешняя дифференциация — предполагает создание на основе определенных особенностей учащихся (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабильных групп (классы, потоки, школы), в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются.
Внешняя дифференциация может быть ранней и начинаться с первого класса (ИЗО, музыка, иностранные языки), а может начинаться только в старших классах (профиль предполагаемой трудовой деятельности — физико-математические, естественнонаучные, гуманитарные, искусствоведческие, кадетские, педагогические и другие классы).
Модели внешней дифференциации:
1) селективная система (выбор учеником класса или учебного заведения с углубленным изучением цикла предметов);
2) элективная система (свободный выбор учебных предметов при наличии инвариантного ядра образования).
Одним из вариантов внешней дифференциации является профильная дифференциация, когда создаются классы, в которых наряду с общеобразовательными предметами преподаются отдельные предметы прикладной или профессиональной направленности. В настоящее время в РБ в каждом районе имеются школы с профильными классами.
Отбор может быть детерминированным, когда учитель, изучив особенности учащихся, сам определяет уровень обучения, и демократическим, когда учащемуся предоставляется право выбора.
Отбор учащихся в условиях ДО происходит на основе комплексной диагностики: по наличию базовой подготовки (фактические знания, умения); по уровню развития общеучебных умений, творческого потенциала; по склонности к определенному виду деятельности.
Вопрос №16.