Нормирование продолжительности стоянок дальних пассажирских поездов для посадки пассажиров на станциях формирования и оборота
Общая продолжительность операций по отправлению пассажирских поездов на начальных и конечных станциях определяется затратой времени на посадку пассажиров в вагоны.
При организации посадки пассажиров в поезда необходимо выполнение следующих основных условий:
· своевременная подача к пассажирской платформе поезда под посадку;
· своевременная информация пассажиров о поезде, начале посадки, расположении вагонов в составе поезда, номере платформы и пути, на которых производится посадка;
· рациональная специализация проходов, платформ и организация потока пассажиров у входов на платформу;
· разметка номеров вагонов на платформах для ориентации пассажиров в размещении вагонов;
· правильная организация работы поездной бригады.
Продолжительность посадки пассажира подразделяется на несколько операций:
Восприятие пассажиром на вокзале информации о поезде (табло с информацией об отправляющемся поезде, оповещение по громкоговорящей сети о начале посадки, номере платформы и поезда, размещении вагонов в составе поезда по порядковым номерам, зрительные указатели для прохода на платформу).
Проход пассажира на платформу: выход из дверей вокзала с учетом накопления пассажиров в здании вокзала к моменту объявления о начале посадки, проход по тоннелю, по пешеходному мосту или по переходам, проход по лестницам и наклонным спускам (пандусам), соединяющим платформы с выходами в вокзал, тоннелями и пешеходными мостами.
При организации движения пассажиров через вокзал на платформу необходимо предусмотреть создание полной поточности движения пассажиров и кратчайшее направление их следования через вокзал к поездам, минимальное количество подъемов и спусков, недопущение скопления пассажиров у проходов.
Движение пассажира по платформе с ручной кладью.Расстояние прохода по платформе зависит от расположения платформы относительно вокзала и расположения вагона в поезде.
Пассажирские платформы должны обеспечивать удобную, быструю и безопасную посадку-высадку пассажиров. По расположению относительно пассажирского здания и перронных путей платформы делятся на боковые, расположенные сбоку от путей, промежуточные, размещаемые между путями и распределительные (торцовые) в конце тупиковых путей.
Средняя скорость передвижения пассажиров при наличии ручной клади и с учетом свободного передвижения по платформе составляет 1,0÷1,1 м/сек;
Ожидание проверки проездных документов (билетов) проводником вагона;
Проверка проводником проездных документов (билетов) — установление правильности оформления проездных документов (билетов), соответствия номера поезда, назначения, даты посадки и времени отправления, категории, номера вагона и места тем, что указаны в документах;
Посадка в вагон с ручной кладью. Посадка в вагон зависит от высоты платформы. Платформы устраиваются низкие высотой 0,2 м и высокие — 1,1 м над головкой рельса. Так как при высокой платформе уровни платформы и пола тамбура вагона совпадают, то пассажир непосредственно проходит в дверь вагона, затрачивая на это в среднем 2÷3 секунды. При низкой платформе уровень платформы находится ниже уровня пола тамбу-
Таблица 1.6. Среднее время на посадку (высадку) пассажиров в пассажирский вагон в зависимости от высоты платформы
Количество пассажиров в вагоне | Продолжительность посадки-высадки пассажиров, поезда, мин | |||
Низкая платформа | Высокая платформа | |||
посадка | высадка | посадка | высадка | |
0.1 | 0.08 | 0.05 | 0.05 | |
1—5 | 0.5 | 0.5 | 0.25 | 0.25 |
6—10 | 1.0 | 1.0 | 0.5 | 0.5 |
11—15 | 1.5 | 1.5 | 1.0 | 1.0 |
16—20 | 2.0 | 2.0 | 1.0 | 1.0 |
21—25 | 2.5 | 2.0 | 1.5 | 1.5 |
26—30 | 3.0 | 2.5 | 1.5 | 1.5 |
31—35 | 3.5 | 3.0 | 2.0 | 2.0 |
36—40 | 4.0 | 3.5 | 2.0 | 2.0 |
41—45 | 4.5 | 4.0 | 2.5 | 2.5 |
46—50 | 5.0 | 4.5 | 2.5 | 2.5 |
51—55 | 5.5 | 5.0 | 3.0 | 3.0 |
56—60 | 6.0 | 5.0 | 3.0 | 3.0 |
61—65 | 6.5 | 5.5 | 3.5 | 3.5 |
66—70 | 7.0 | 6.0 | 3.5 | 3.5 |
71—75 | 7.5 | 6.5 | 4.0 | 4.0 |
76—80 | 8.0 | 7.0 | 4.0 | 4.0 |
81—85 | 8.5 | 7.0 | 4.5 | 4.5 |
86—90 | 9.0 | 7.5 | 4.5 | 4.5 |
91—95 | 9.5 | 8.0 | 5.0 | 5.0 |
96—100 | 10.0 | 8.5 | 5.0 | 5.0 |
Таблица 1.7. Минимально необходимая продолжительность стоянки пассажирского поезда для посадки (высадки) пассажиров на начальных и конечных станциях
Количество пассажиров в вагоне | Продолжительность стоянки поезда, мин | |||
Низкая платформа | Высокая платформа | |||
посадка | высадка | посадка | высадка | |
15.0 | 2.0 | 15.0 | 2.05 | |
1—5 | 16.0 | 2.5 | 16.0 | 2.25 |
6—10 | 16.0 | 3.0 | 16.0 | 2.5 |
11—15 | 17.0 | 3.5 | 16.0 | 3.0 |
16—20 | 17.0 | 4.0 | 16.0 | 3.0 |
21—25 | 18.0 | 4.0 | 17.0 | 3.5 |
26—30 | 18.0 | 4.5 | 17.0 | 3.5 |
31—35 | 19.0 | 5.0 | 17.0 | 4.0 |
36—40 | 19.0 | 5.5 | 17.0 | 4.0 |
41—45 | 20.0 | 6.0 | 18.0 | 5.0 |
46—50 | 20.0 | 6.5 | 18.0 | 4.5 |
51—55 | 21.0 | 7.0 | 18.0 | 4.5 |
56—60 | 21.0 | 7.0 | 18.0 | 5.0 |
61—65 | 22.0 | 7.5 | 19.0 | 5.5 |
66—70 | 22.0 | 8.0 | 19.0 | 5.5 |
71—75 | 23.0 | 8.5 | 19.0 | 6.0 |
76—80 | 23.0 | 9.0 | 19.0 | 6.0 |
81—85 | 24.0 | 9.0 | 20.0 | 6.5 |
86—90 | 24.0 | 9.5 | 20.0 | 6.5 |
91—95 | 25.0 | 10.0 | 20.0 | 7.0 |
96—100 | 25.0 | 10.0 | 20.0 | 7.0 |
ра вагона на 0,9 м и пассажиру, чтобы попасть в вагон необходимо подняться с ручной кладью по четырем ступенькам, затрачивая при этом в среднем 6 сек (зависит от возраста пассажира, наличия ручной клади и других факторов).
Ожидание отправления поезда от момента обращения проводника к провожающим с просьбой покинуть вагон. Посадка пассажиров прекращается за 2 мин до отправления поезда.
Примерный график зависимости продолжительности посадки пассажира в поезд при составе различной длины приведен на рис. 1.16.
Рис. 1.16. Примерный график продолжительности посадки пассажира в поезд при составе поезда различной длины
Минимально необходимая продолжительность стоянки пассажирского поезда для операций по посадке пассажиров в поезда на начальных и конечных станциях определяется по формуле:
(1.20)