Исправление трещин, коррозии и эрозии
Дефектное место следует зачистить металлической щеткой и шлифовальной машинкой на расстоянии не менее 50 мм на сторону. Концы трещин засверлить сверлом D=6-12 мм на 2-3 мм более глубины трещины. Выбрать дефект до полного удаления и подготовить кромки под сварку. При этом трещины глубиной до 1/2S корпуса выбирают до получения V-образных кромок под углом 50-60°; трещины глубиной более 1/2S и сквозные выбирают до получения V-образных или Х-образных кромок в зависимости от толщины стенки корпуса; участки, пораженные коррозией, эрозией и с расслоением металла, удаляют с учетом обеспечения полного провара во всех местах.
В корпусах из двухслойных сталей протравить подготовленные под заварку кромки раствором медного купороса для определения границ основного и плакирующего слоев.
Заварить подготовленную поверхность. При этом однослойный металл варить на 3-5 мм выше поверхности корпуса; в корпусах из двухслойного металла заварить основной слой, не доходя до плакирующего 2-3 мм; плакирующий слой варить на 2-3 мм выше поверхности корпуса.
Необходимость в термической обработке и режимы обработки определяют в зависимости от материала и толщины стенки корпуса.
Исправленное место зачищают шлифовальной машинкой заподлицо с поверхностью корпуса. Качество сварного соединения следует проконтролировать одним из неразрушающих методов контроля.
Замена дефектных участков. Дефекты корпусов (гофры, вмятины, выпучины, гнездообразные трещины, коррозия и эрозия сверх допустимых пределов) устраняют заменой листа, обечайки, днища или установкой «латки» из того же металла.
Для удобства демонтажа и монтажа внутренних устройств-корпусов допускается в определенных местах вырезка монтажных окон с последующей заваркой.
«Латку» формируют по кривизне радиусом, на 10% меньшим, чем радиус корпуса, и вваривают встык заподлицо с основным металлом. Углы «латки» должны быть скруглены; радиус скругления R=50 мм.
Замену обечайки или днища проводят по индивидуальной технологии. Дефектные обечайки заменяют целой обечайкой или полистно. При полистовой смене каждый лист должен быть свальцован радиусом, равным радиусу корпуса. Длина вырезаемого участка должна быть не более 1/5 длины окружности корпуса.
При вырезке участков более 1/5 длины окружности корпуса полистовую смену обечаек вертикальных корпусов проводят с установкой укрепляющих стоек.
Дефектные днища корпусов при невозможности их исправления на месте заменяют новыми.
После сборки и сварки в результате замены обечаек или днищ корпуса сосудов и аппаратов должны удовлетворять следующим требованиям: отклонение по длине сосуда или аппарата не должно превышать 0,3% номинальной длины корпуса, но не более ±75 мм; не прямолинейность корпуса не должна выходить за пределы 2 мм на длине 1 м, а по всей длине корпуса — за пределы 20 мм при длине корпуса 10 м и за пределы 30 мм — при длине корпуса более 10 м.
Замена штуцеров. Штуцера подлежат замене при следующих дефектах: трещинах всех видов и направлений; коррозии и эрозии; расслоении металла.
Замену штуцеров выполняют установкой нового штуцера с заменой укрепляющего кольца или же без замены укрепляющего кольца.
Новый штуцер должен изготовляться в условиях ремонтного цеха с соблюдением требований стандартов и нормативно-технической документации на изготовление штуцеров.
Если после дефектного штуцера отверстие в корпусе получилось овальной формы или большего диаметра, чем требуется, допускается местная наплавка кромки отверстия или наплавка на наружной поверхности штуцера с выполнением следующих требований:
а) в зависимости от толщины стенки и материала корпуса я штуцера определяют необходимость предварительного и сопутствующего подогрева и последующей термообработки;
б) наплавку проводят кольцевыми валиками с перекрытием 1/3 ширины каждого;
в) наплавка должна быть многослойной с послойным визуальным контролем; однослойная наплавка не допускается;
г) толщина наплавленного слоя как на корпусе, так и на штуцере после наплавки должна быть не более 10 мм, а после механической обработки — не более 8 мм; ширина наплавленного слоя по образующей штуцера должна быть больше суммарной толщины стенки корпуса и укрепляющего кольца на 15-20 мм;
д) наплавленную поверхность следует обработать и проконтролировать неразрушающими методами на отсутствие трещин.
Плотность приварки колец к патрубкам штуцеров проверяют через контрольные отверстия гидро- или пневмоиспытанием давлением 0,4-0,6 МПа с обмыливанием швов внутри и снаружи аппарата.
Замена дефектного штуцера с укрепляющим кольцом. В зависимости от материала и толщины стенки корпуса и штуцера определяют необходимость предварительного и сопутствующего подогрева при удалении дефектного штуцера и вварке нового.
Штуцер отрезают огневым способом на расстоянии 10-12 мм от поверхности укрепляющего кольца. Огневым способом удаляют оставшуюся часть штуцера и шов приварки укрепляющего кольца к корпусу. Снимают укрепляющее кольцо и зачищают корпус от остатков шва абразивным кругом. Огневым способом подготавливают кромки отверстия под новый штуцер. При получении отверстия большего диаметра или неправильной формы следует выполнить наплавку.
Новый штуцер устанавливают в отверстие и прихватывают к корпусу; число прихваток должно быть не менее трех с наибольшим расстоянием между ними 200-250 мм.
Штуцер приваривают к корпусу, зачищают корень шва и выполняют подварку шва при V-образной разделке. При Х-образной разделке вторую половину заваривают после зачистки корня первого шва.
Готовый шов подвергают контролю ультразвуковым методом или проникающей радиацией.
В случае двухслойного металла штуцер приваривают к корпусу в следующем порядке: приваривают штуцер к основному металлу корпуса, зачищают корень шва и выполняют его под-варку; наплавляют плакирующий слой; качество сварки контролируют ультразвуковым методом или проникающей радиацией.
Устанавливают на корпус укрепляющее кольцо и прихватывают в 4-6 местах при расстоянии между прихватками не более 200-250 мм. Приваривают укрепляющее кольцо к корпусу и патрубку штуцера.
В зависимости от материала и толщины стенки корпуса и штуцера определяют необходимость термообработки.
Качество сварного соединения подлежит контролю через контрольные отверстия пневмо- или гидроиспытанием давлением.
Замена дефектного штуцера без замены укрепляющего кольца для корпусов с толщиной стенки до 26 мм. В зависимости от материала и толщины стенки корпуса определяют необходимость предварительного и сопутствующего подогрева при производстве огневых работ (резка, сварка, наплавка). Штуцер срезают огневым способом на расстоянии 10—15 мм от поверхности укрепляющего кольца.
Остаток штуцера удаляют огневым способом и готовят кромки под сварку. После зачистки механическим способом форма кромок должна быть такой, как показана на рис. 7.6.
Штуцер устанавливают в отверстие и прихватывают к корпусу; число прихваток — не менее трех, наибольшее расстояние между ними 200-250 мм.
Заваривают внутренний шов, зачищают корень шва, выполняют подварку с последующей зачисткой для контроля качества. При сварке двухслойного металла, выполняя внутренний шов, приваривают штуцер к основному металлу корпуса. После удаления корня внутреннего шва выполняют его подварку и наплавку плакирующего слоя; швы зачищают.
Качество внутреннего шва контролируют ультразвуковым методом или проникающей радиацией.
Заваривают наружный шов и зачищают сварное соединение.
В зависимости от материала стенки корпуса и штуцера проводят термообработку.
Качество сварного соединения подлежит контролю методом пневмо- или гидроиспытания.
-
Рис. 7.6. Форма кромок корпуса и укрепляющего кольца, подготовленных под сварку