Технология модульного обучения. Технология модульного обучения, позволяет индивидуализировать процесс обучения и
Технология модульного обучения, позволяет индивидуализировать процесс обучения и обеспечить самостоятельную учебную работу учащегося.
Цель технологии – создать условия для усвоения учащимися содержания модульных образовательных программ, которые реализуют комплексные дидактические цели и обеспечивают самостоятельное изучение каждым учащимся учебного материала в индивидуальном темпе.
Приведем два смысла понятия «м о д у л ь»:
1. дидактическая единица модульной программы, состоящая из учебных элементов, реализующая интегрирующую дидактическую цель.
2.дидактико-методическая единица, представляющая собой пакет заданий для учащегося, выполнение которых организуется как самостоятельное, индивидуальное, в своем объеме, в своем темпе. В состав заданий входят: указания на то, какую информацию следует усвоить; в каких источниках найти эту информацию; проверочные задания для выполнения после усвоения материала; творческие задания; контрольные задания; ключ для самопроверки. Говоря другими словами, в модуль входят учебные элементы.
Учебный элемент – дидактическая единица учебного материала, реализующая частную дидактическую цель.
Модульное обучение в мировой педагогической практике сегодня можно изучать:
как одну из концепций современного обучения;
как форму организации обучения;
как технологию современного обучения;
как основу для модульного подхода к организации современного обучения.
Мы рассматриваем технологию модульного обучения.
Принципы модульного обучения:
модульность; выделение из содержания обучения обоснованных элементов; динамичность; действенность и оперативность знаний; гибкость; принцип осознанной перспективы; разносторонность методического консультирования; паритетность.
1. Принцип модульноститребует построения обучения по отдельным функциональным блокам – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Отдельные модули позволяют решать общую дидактическую цель в процессе обучения.
2. Принцип выделения из содержания обучения обоснованных элементов требует рассматривать учебный материал как единую целостность, направленную на решение дидактической цели; модуль имеет чёткую структуру. В интегрированной цели выделяется структура частных целей, достижение каждой из которых полностью обеспечивается учебным материалом соответствующего элемента.
3. Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей. Содержание каждого элемента, модуля может легко изменяться или дополняться. Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули.
4. Принцип осознанной перспективытребует глубокого понимания обучающимся близких, средних и отдалённых стимулов учения. Для чего каждому учащемуся предоставляется вся модульная программа на этап обучения; комплексная дидактическая цель, лично значимая, как ожидаемый результат. Обучаемый обеспечивается путеводителем для достижения близких, средних и отдалённых перспектив; описанием интегрированных целей учения в каждой деятельности и частных целей учения в качестве результатов деятельности.
5. Принцип разносторонности методического консультированиятребует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности. Учебный материал представляется в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих освоение информации; предлагаются различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые обучаемый может выбирать.
6. Принцип паритетности в модульном обучении предполагает взаимодействие педагога и обучаемого. Для этого модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучаемым до определённого уровня.
Литература
Основная литература
1. .Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. - М.,1989.
2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии.-М.,1996.
3. Дидактика средней школы./ Под ред.М.Н.Скаткина. –М.: «Просвещение»,1998.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебн. пособие для студ. высш. пед.заведений. - М.: «Академия», 2001.
5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. –М.: «Знание», 1998.
6. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: Учебн. Пособие /Под ред. Н.Н.Никитиной. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
7. Никитина Н.Н. Современные педагогические теории технологии: Метод реком..- Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
Дополнительная литература.
1. Вендровская Р.Б. Уроки дифференцированного обучения. //Советская
1. педагогика, 1990, №11.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
3. Гильбух.Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание, 1991.
4. Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996.
6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.,1991.
7. Железнякова О.М. Проблемное обучение: технологический аспект.-Ульяновск, 1996.
8. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.
9. Калмыкова З.И. Психологические основы развивающего обучения. – М.,1979.
10. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.,1994.
11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989.
12. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие /Под ред. Н.Н.Никитиной.-Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
13. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практич. пособ. – Мн.: Харвест, 2003.
14. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. Для учителей. – М.,1977.
15. Никитина Н.Н. Железнякова О.М. Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2002.
16. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: «Высшая школа», 1990
17. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. /Под ред. Т.И.Шамовой, П.И. Третьякова. –М.- Тюмень,1994.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
19. Теоретические основы обучения в школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я. Лернера. – М.,1989.
20. Третьяков П.Н., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., 1997
21. Унт И. Индидуализация и дифференциация обучения. – М.,1990
22. Фридман Л.М., Маху В.И. Проблемная организация учебного процесса. /Метод. разработка. – М.,1990.
23. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки? Или: Точка опоры. – М.: «Педагогика», 1987.
24. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М., 1991.
25. Эллис А., Фоутс Дж. Педагогические инновации. - М., 1993.
26. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.
Вопросы и задания для самоконтроля к лекциям 12 – 13.
Вопросы и задания для самоконтроля к 3.
o Дайте определение понятия «педагогическая технология».
o Дайте определение понятия «технология обучения».
o Перечислите подходы к определению сущности педагогической технологии.
o Назовите признаки (или критерии) педагогической технологии.
o Какие элементы составляют структуру педагогической технологии?
o Перечислите основания, по которым ученые классифицируют педагогические технологии.
o Какие группы педагогических технологий называют на основе преобладающих целевых установок?
o Назовите конкретные технологии, известные вам из раннее изученных учебных курсов.
Вопросы и задания для самоконтроля к 3.1.
o В чем заключается основная цель технологии полного усвоения?
o Охарактеризуйте уровни усвоения учебного материала и определите их зависимость от протекания процесса усвоения.
o Охарактеризуйте таксономию Б. Блума.
o Перечислите последовательность определения целей обучения в когнитивной области.
o Какие требования предъявляет к оценке результатов обучения технология полного усвоения?
o Назовите основные этапы обучения по ТПУ.
o Оцените степень эффективности данной технологии и возможности, ее
o применения в современной школе.
o 8. Для размышления. В чем выражается личностно ориентированная направленность технологии полного усвоения?
Вопросы и задания для самоконтроля к 3.2.
o Дайте определение разноуровневого обучения.
o Что такое обучаемость и обученность?
o Чем отличается разноуровневое обучение от дифференцированного полхода?
o Какие элементы данной технологии можно ввести в классно-урочную систему обучения для повышения ее эффективности?
o На каком этапе разноуровневого урока учитель не может вести работу ниже второго уровня?
o Какие идеи и принципы личностно ориентированного обучения можно реализовать с помощью данной технологии?
o Для размышления. Возможно ли использование ТРО в условиях традиционного обучения? Обоснуйте свой ответ.
Вопросы и задания для самоконтроля к 3.3.
o Раскройте понятие проблемного обучения.
o Кто разрабатывал теорию проблемного обучения в дидактике?
o Перечислите методы проблемного обучения.
o Охарактеризуйте уровни проблемного обучения.
o Что называют проблемной ситуацией в обучении?
o Назовите технологические шаги технологии конструирования проблемной ситуации.
o Перечислите этапы построения проблемного учебного занятия.
o Для размышления. Дайте основные характеристики проблемному обучению как современному обучению. Из чего исходите при ответе?
Вопросы и задания для самоконтроля к 3.4.
o Что является объектом исследования ТРИЗ?
o В чем состоит сущность ТРИЗ-технологии в обучении?
o Раскройте цель и задачи ТРИЗ-технологии в обучении.
o Перечислите основные идеи и понятия ТРИЗ.
o Что такое «вепольный анализ»?
o Перечислите обучающие приемы ТРИЗ-технологии.
o Какие творческие возможности развивает ТРИЗ-технология?
o Назовите правила педагога, поощряющего творческое мышление ученика.
o Для размышления. Дайте оценку обучению на основе ТРИЗ-технологии с точки зрения современных требований к образовательному процессу.
Вопросы и задания к 3.5.
o В чем состоит сущность коллективного взаимообучения?
o Перечислите принципы обучения по технологии КСО.
o Охарактеризуйте особенности индивидуальной и парной форм обучения.
o Охарактеризуйте особенности групповой и коллективной форм обучения.
o В чем состоят преимущества технологии КСО?
o В чем заключается ограниченность применения технологии КСО?
o Для размышления. Какие идеи и принципы личностно
ориентированного обучения можно реализовать с помощью
технологии коллективного взаимообучения?
Вопросы и задания к 3.6.
o Какие частные методики КСО известны вам?
o Что называют алгоритмом в обучении?
o Как оценивают эффективность КСО?
o Для размышления. Назовите условия традиционного обучения: а) способствующие использованию КСО; б) затрудняющие его применение. Сделайте необходимые с вашей точки зрения пояснения к ответу.
Вопросы и задания к 3.7.
o Что понимают под индивидуализацией в обучении?
o В чем заключается сущность дифференциации обучения?
o Как соотносятся индивидуализация и дифференциация в обучении?
o Назовите формы современной дифференциации обучения.
o Назовите виды внутренней дифференциации.
o Раскройте сущность видов внешней дифференциации.
o Приведите примеры технологий индивидуализации и дифференциации обучения.
o Для размышления. Чем вызван переход в школьном обучении к внешней дифференциации? Дайте характеристику элективной (гибкой) и селективной (жесткой) дифференциации, имеющей место в современной школе.
Вопросы и задания для самоконтроля к 3.8
o В чем состоит цель технологии модульного обучения?
o Раскройте сущность технологии модульного обучения.
o Назовите принципы технологии модульного обучения.
o Для размышления. Какими дидактическими знаниями и умениями необходимо владеть учителю для использования технологии модульного обучения в своей дидактической системе?