Назовите причины и условия формирования взрыво- и пожароопасной среды. Дайте классификацию взрывоопасных и пожароопасных зон согласно ПУЭ
Нарушения технологических процессов, неисправности производственного, санитарно-технического и прочего оборудования и коммуникаций могут в этих условиях являться источниками образования взрывоопасной и пожароопасной среды.
Причинами образования взрывоопасной среды в технологическом оборудовании могут быть:
- некоторые технологические процессы в нормальном режиме (окисление органических жидкостей, окрасочные и сушильные камеры, пневмотранспортировка измельченных материалов и т.п.);
- подсос воздуха в аппараты, находящиеся под разряжением (вакуумные ректификационные колонны);
- мойка и очистка деталей в растворителях…
Причинами образования взрывоопасной среды непосредственно в помещении могут быть: выброс или утечка горючего газа, легковоспламеняющейся жидкости или горючей пыли из технологического оборудования в результате неисправности аппаратуры, потери прочности, неправильной деятельности персонала, внезапного отключения вентиляции и других причин.
Взрывоопасные зоны.
Зоны класса В - I располагаются в помещениях, где выделяются горючие газы или пары легковоспламеняющихся жидкостей в таком количестве, что могут образовывать с воздухом взрывоопасные смеси при нормальных режимах работы, например, при загрузке или разгрузке технологических аппаратов, хранении или переливании ЛВЖ, находящихся в открытых емкостях.
Зоны класса В - Iа располагаются в помещениях, где при нормальной эксплуатации взрывоопасных горючих газов или паров ЛВЖ с воздухом не образуются, а их образования возможны только в результате аварий или неисправностей (нефтяные, газонасосные, компрессорные, цехи нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств).
Зоны класса В - Iб располагаются в помещениях, где как и в предыдущем случае, при нормальной эксплуатации взрывоопасные смеси горючих газов или паров ЛВЖ с воздухом не образуются, а возможно их образование только в результате аварий или неисправностей, но отличающиеся одной из следующих особенностей: I) горючие газы в этих помещениях обладают высоким нижним пределом взрываемости и резким запахом при предельно допустимых по санитарным нормам концентрациях; 2) образование в аварийных случаях в помещениях общей взрывоопасной концентрации по условиям технологического процесса исключается, а возможна лишь местная взрывоопасная концентрация; 3) горючие газы и легковоспламеняющиеся горючие жидкости имеются в помещениях в небольших количествах, не создающих общей взрывоопасной концентрации, и работа с ними производится без применения открытого пламени.
Установки класса В-Iг. К ним относятся наружные установки, содержащие взрывоопасные газы, пары, горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, где взрывоопасные смеси возможны только в результате аварии или неисправности.
Помещения класса В-II. К ним относятся помещения, в которых могут образоваться взрывоопасные смеси горючих пылей или волокон с воздухом и другими окислителями при нормальных недлительных режимах работы.
Помещения класса В- II а. К ним относятся помещения, в которых опасные состояния, указанные в предыдущем классе, возможны только в результате аварий или неисправностей.
Пожароопасная зона.
Зоны класса П - I располагаются в помещениях, где образуются горючие жидкости с температурой вспышки выше 61 оС.
Зоны класса П - II располагаются в помещениях, где выделяется горючая пыль или волокна с нижним концентрационным пределом воспламенения более 65 г/м3.
Зоны класса П - IIа располагаются в помещениях, где обращаются твердые горючие вещества.
Зоны класса П - III располагаются вне помещений, в них обращаются ГЖ с температурой вспышки выше 61оС или твердые горючие вещества.
Дайте определение что, такое тельфер и его назначение. Назовите и опишите элементы конструкции и основное электрооборудование, и их особенности. В чем заключается особенность схемы управления.
Для подъема и перемещения грузов в цехах промышленных предприятий, на заводских территориях и складах широко применяются подвесные электротележки . грузоподъемностью от 0,1 до 5 т. Они меньше мостовых кранов, что сокращает размеры промышленных зданий, а их обслуживание не требует квалифицированного персонала. В подвесных электротележках в качестве грузоподъемного механизма применяется электроталь, состоящая из грузового канатного барабана, приводимого во вращение двигателем через редуктор. С главным валом привода подъема связаны диски электромагнитного тормоза . Электроталь смонтирована на ходовой тележке , колеса которой опираются на нижние полки двутавровой балки — монорельса и приводятся в движение от двигателя через цилиндрический редуктор (небольшие электротележки не имеют этого двигателя и перемещаются вручную).
Движение крюка вверх ограничивается конечным выключателем. Перемещение тележки по монорельсу также ограничивается конечными выключателями. Ток к двигателям подводится от контактных проводов (троллеев), подвешенных на уровне монорельса, при помощи токосъемников, укрепленных на кронштейне ходовой тележди или при помощи гибкого кабеля.
Подвесными электротележками оснащаются и кран-балки— легкие мостовые краны грузоподъемностью не более 5 т. Мост кран-балки, имеющий механизм пере-мещения с электроприводом, выполнен в виде одной балки, по которой движется ходовая электротележка.
Для привода подвесных электротележек, как правило, применяются трехфазные асинхронные двигатели с
короткозамкнутым ротором и лишь при большой грузоподъемности и необходимости регулирования скорости плавной «посадки» грузов — асинхронные двигатели с фазным ротором. Электротележками с небольшой скоростью перемещения (0,2—0,5 м/с), имеющими привод от двигателей с короткозамкнутым ротором, обычно управляют с уровня пола (земли) при помощи подвесных кнопочных станций. В подвесных тележках и кран-балках с кабиной для оператора (при скорости движения 0,8—1,5 м/с) двигателями с фазным ротором управляют посредством контроллеров.
Режим работы двигателей подвесных электротележек зависит от их назначения. Если грузы перемещают
небольшие расстояния, то двигатели работают в повторно-кратковременном режиме (например, у тележек, обслуживающих участки цехов или складов). Для тележек транспортирующих грузы по территории завода на относительно большие расстояния, режимы работы двигателей подъема и перемещения различны: для первых характерен кратковременный режим, для вторых — дательный. Мощность двигателей подъема и перемещения подвесных тележек определяется так же, как для двигателей механизмов мостовых кранов.
Эл смема упр-я строится на схемах реверсив магнит пускателя и имеет особенности: отсутствие цепей самопитания двигатель работает пока удерж кнопка упр-я.
Назовите назначение и виды компрессоров. Назовите основные системы компрессорных установок, и как осуществляется автоматизация контроля этих систем. Как осуществляется автоматизация процесса регулирования давления и производительности?
Компрессор — устройство для сжатия и подачи газов под давлением. Виды:
Поршневой компрессор. Поршневой компрессор работает благодаря движению поршня вперед в цилиндре путем шатуна и коленчатого вала. Есть два вида устройство компрессора поршневого компрессора: если только одна сторона поршня используются для сжатия, он известен как одностороннего действия и если обе, верхняя и нижняя стороны поршня, используются – это компрессор двойного действия.
Роторный компрессор эксцентрично расположенный ротор имеет пластины, которые перемещаются в направляющих ротора под действием центробежных сил при его вращении. Увеличение давления создается путем сжатия воздуха в камерах, образуемых пластинами и корпусом, к которому они плотно прилегают при вращении.
Турбинный компрессор на роторе, расположенном в корпусе эксцентрично, установлены лопасти .
Увеличение давления при вращении создается за счет сжатия воздуха между корпусом и лопастями.
В большинстве случаев для привода компрессоров используют нерегулируемые асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, с прямым пуском от мощной сети. Но в установках с сетью относительно малой мощности прямой пуск двигателей с короткозамкнутым ротором вызывает значительное снижение напряжения, тогда обычно применяют ограничивающие индуктивные и активные сопротивления в цепи статора или пуск через автотрансформатор (реактор), ограничивающий пусковой ток.
Когда нельзя осуществить прямой пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и неприемлем пуск с ограничивающим сопротивлением, используют асинхронные двигатели с фазным ротором, которые обеспечивают плавный пуск механизма при ограниченных толчках тока в сети.
Используются так же синхронные двигатели (СД), мощностью более 100 кВт при напряжении 10 (6) кВ, с прямым пуском от мощной сети. Основным достоинством синхронного двигателя является возможность получения оптимального режима по реактивной энергии, который осуществляется автоматическим
регулированием тока возбуждения. Синхронный двигатель может работать, не потребляя и не отдавая реактивной энергии в сеть при коэффициенте мощности, равном единице. Если для промышленного предприятия необходима выработка реактивной энергии, то синхронный двигатель, работая с перевозбуждением, может отдавать ее в сеть.
Существенным для электропривода является и то обстоятельство, что скорость синхронного двигателя остается неизменной при любой нагрузке на валу в пределах его перегрузочной способности. Для механизмов поршневого типа применение синхронных двигателей определяется тем обстоятельством, что для них выпускается специальная серия тихоходных синхронных машин с повышенным маховым моментом. Применение этих двигателей позволяет без дополнительного маховика выровнять график нагрузки.
Системы компрессорных установок:
Системы защиты и сигнализации компрессорных установок.Каждый компрессор должен быть оборудован системой аварийном защиты, обеспечивающем звуковую и световую сигнализацию при прекращении подачи охлаждающей воды, повышении температуры сжимаемою воздуха или газа выше допустимой и автоматическую остановку компрессора при понижении давления масла для смазки механизма движения ниже допустимого.
Компрессорные установки должны быть обеспечены надежной системой воздушного или водяного охлаждения.
Система смазки осуществляется двумя независимыми системами:
־ системой смазки низкого давления (циркуляционной);
־ системой смазки высокого давления для подачи масла в цилиндр.
Система автоматики - предназначена для управления работой, защиты и контроля параметров компрессорных машин. Система автоматики состоит из ряда подсистем и в совокупности с электроприводом в зависимости от предназначения компрессорных машин (для сжатия воздуха или газа) осуществляет аварийное прекращение работы компрессорной установки с остановкой приводного электродвигателя;
Для обеспечения нормальной работы потребителей необходимо, чтобы давление воздуха поддерживалось постоянным.
Давление в воздуховоде зависит от потребления воздуха и производительности компрессора. Если расход равен производительности, то давление воздуха в магистрали будет номинальным.
Если потребление воздуха становится больше производительности, то давление падает, и наоборот.
Таким образом, основным условием автоматизации КУ является поддержание постоянства давления воздуха в магистрали.
Производительность КУ регулируется следующими способами:
• путем открывания всасывающих клапанов с помощью регулятора давления,
• периодическим включением компрессорных агрегатов в соответствии с графиком потребления воздуха и величиной давления в магистрали.
Устройства автоматизации
Основным устройством, контролирующим давление воздуха в магистрали и формирующим сигнал в схему управления является электроконтактный манометр.