Практическая работа № 3 Инструкционная карта
ТЕМА: Газораспределительный механизм карбюраторных двигателей.
ЦЕЛЬ: Закрепить, углубить и систематизировать теоретические знания по устройству и работе ГРМ, карбюраторных двигателей, а также приобрети навыки по самостоятельному изучению особенностей конструкции деталей, узлов этих механизмов.
УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
Макеты двигателей (макеты имеют необходимые разрезы, позволяющие ознакомиться с устройством изучаемого механизма), детали, узлы ГРМ указанных двигателей, плакаты №3.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Приступив к работе учащемуся необходимо:
Ознакомиться с темой и целью работы. Записать их в подготовленную форму отчёта.
Определить название и назначение деталей, закреплённых на щите рабочего места №3.
Рассматривая расположение клапанов и распределительных валов, определить типы ГРМ, отметить их преимущества и недостатки.
Изучить конструкцию приводов ГРМ. Дать им оценку. Обратить внимание на установочные метки.
Изучить конструктивные элементы распределительных валов. Обратить внимание на количество и расположение кулачков, подшипников, фиксацию от осевых перемещений.
Ознакомиться с конструктивными особенностями штанг и коромысел. Обратить внимание, где определяется и как регулируется тепловой зазор в ГРМ, как он влияет на работу двигателя.
Рассматривая конструктивные особенности клапанов, закреплённых на щите, обратить внимание на способы повышения их надёжности и долговечности; способы их соединения с пружинами.
Разберитесь, рассматривая на щите, устройство и работу механизма принудительного поворота клапана.
Ознакомьтесь с диаграммами фаз ГРМ изучаемых моделей. Обратите внимание, как они влияют на работу двигателя; как они изменяются с увеличением частоты вращения.
На макетах двигателя рассмотрите общую компоновку, расположение и крепление деталей ГРМ.
Вопросы для самопроверки
o Назначение ГРМ, его типы.
o Устройство ГРМ с верхним расположением клапанов.
o Устройство ГРМ с нижним расположением клапанов.
o Какие преимущества и недостатки имеет верхнеклапанный газораспределительный механизм по сравнению с нижнеклапанным?
o Назначение и устройство клапанов, назначение и крепление клапанных пружин.
o Способы повышение долговечности и надёжности клапанов.
o Типы толкателей, их назначение и устройство.
o Назначение и устройство распределительного вала. Как фиксируется распределительный вал от осевых смещений?
o Какие типы приводов распределительного вала применяются на изучаемых двигателях?
Оформить отчет и предъявить преподавателю.
При выполнении работы необходимо:
1. Иметь необходимую литературу и заготовленные формы отчётов.
2. Следить за сохранностью и комплектностью рабочего места.
3. Разборочно-сборочные работы проводить с разрешения преподавателя.
4. Соблюдать правила техники безопасности и внутреннего распорядка
5. Окончив работу, навести порядок на своём рабочем месте, и проверить его комплектность. Сдать преподавателю.
Литература.
1.Пехальский А.П, Пехальский И.А. «Устройство автомобилей» М., «Академия», 2013г. с.55-73
2.Пузанков А.Г. «Автомобили. Устройство автотранспортных средств». М. Академия. 2013г. с.58-74
3.Тур Е.Я., Серебряков К.В. и др. «Устройство автомобилей», М., Машиностроение, 1990 г. с.50-64
Интернет-ресурсы.
1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система федеральных образовательных порталов [Электронный ресурс]. — Режим доступа www.ict.edu.ru
2. Сайт для обучающихся об автомобиле [Электронный ресурс]. — Режим доступа
www.kardan-ru.narod.ru.
ВОПРОСЫ ИНДУВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ №3
1. Схема ГРМ с нижним расположением клапанов. Преимущества и недостатки.
2. Схема ГРМ с верхним расположением клапанов. Преимущества и недостатки.
3. Схема ГРМ с верхним расположением распределительного вала. Преимущества и недостатки.
4. Как регулируется осевое перемещение распределительного вала ЗИЛ-130? Выполнить схему.
5. Устройство и конструктивные особенности клапанов изучаемых моделей. Схема клапанов двигателя ЗИЛ-130.
6. Типы приводов ГРМ. Их преимущества и недостатки. Схема привода с верхним расположением распределительного вала.
7. Какие конструктивные и технологические мероприятия обеспечивают надёжность и долговечность клапанов. Схема механизма поворота клапана.
8. Типы толкателей и штанг. Их конструктивные отличия. Эскизы толкателей и штанг изучаемых моделей карбюраторных двигателей.
9. Конструктивные отличия ГРМ ЗМЗ-24 от ГРМ «Москвич 2140». Схема приводов.
10. Назначение теплового зазора в ГРМ. Его величина, расположение, влияние на работу двигателя. Выполнить схему ГРМ ЗИЛ-130. Объяснить регулировку зазора.
11. Что называется фазами ГРМ. Их влияние на работу двигателя. Выполнить и проанализировать диаграмму фаз ГРМ двигателя ЗИЛ-130.
12. Выполните диаграммы фаз ГРМ двигателей ЗИЛ-130, ЗМЗ-24. Сравнить их.
13. Что такое перекрытие клапанов? От чего оно зависит и как влияет на работу двигателя? Покажите перекрытие клапанов на диаграмме фаз ГРМ двигателя ЗМЗ-53.
14. Как тепловой зазор в ГРМ влияет на фазы газораспределения. Какие и где имеются метки для установки распределительного вала? Покажите их на схеме.
15. Схема ГРМ ВАЗ-2108. Преимущества и недостатки.
16. Как осуществляется привод распределительного вала двигателей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2108? Ответ проиллюстрировать схемами.