Центровочные характеристики самолета
Центровочные характеристики самолета — это понятия, обозначения и определения, используемые при расчете коммерческой загрузки самолета.
Основой центровочных характеристик является центровка самолета, которая определяет местоположение центра тяжести самолета.
В производственной практике под центровкой самолета понимают такое размещение коммерческой загрузки на самолете, при котором обеспечивается безопасность на всех режимах полета.
Центр тяжести самолета (ЦТ) — точка приложения общей силы тяжести самолета.
Местоположение ЦТ отсчитываетея вдоль продольной оси самолета х—х и определяется из уравнения моментов сил тяжести отдельных масс самолета относительно, например, передней точки 0 носовой части фюзеляжа (рис, 2),
Рис. 2. Схема определения местоположения ЦТ самолета
Для самолета, подготовленного в рейс, координата ЦТ — , определяется дробью, числителем которой будет сумма произведений силы тяжести — — каждой составляющей массы на расстояние до выбранной точки отсчета 0, а знаменателем — общая сила тяжести самолета mg:
где общая масса самолета определяется суммой:
(на рис. 2 слагаемые массы пронумерованы).
Местоположение ЦТ самолета определяет балансировку, устойчивость и управляемость самолета на земле и в воздухе, т. е. безопасность полета.
Средняя аэродинамическая хорда крыла (САХ) — хорда условного крыла, с помощью которой определяют центровку самолета.
Рис. 3. Схема САХ стреловидного крыла
Условное крыло представляет собой прямоугольное крыло (рис. 3, пунктирные линии), построенное на базе исходного. Пересечение передних и задних кромок этих крыльев определяет величину и местоположение САХ.
Среднюю аэродинамическую хорду крыла, что показана на рис. 3, переносят на боковину фюзеляжа — на вид самолета сбоку (рис. 4) — и оценивают но ней положение ЦТ самолета.
Рис. 4. Схема определения центровки самолета аналитическим
методом
Центровка самолета — расстояние х от носка САХ крыла до ЦТ самолета, выраженное в процентах длины САХ Величина определяется по формуле:
Теоретический расчет центровки самолета:
— определяют местоположение ЦТ самолета (см. рис. 2 и 4);
— с нивелировочной схемы самолета (Первая часть описания самолета) выписывают значение САХ — и расстояние от точки 0 до начала САХ— (см. рис. 4);
— выписывают расчетную формулу ;
— рассчитывают значения центровки для различных вариантов заправки и загрузки самолета (в расчетной формуле будут различные величины только ).
В эксплуатации центровка самолета определяется с помощью центровочного графика или с помощью системы автоматизированного расчета коммерческой загрузки. Эти методы основаны на теоретическом расчете, однако при автоматизированном расчете центровка иногда оценивается сначала в индексах, а потом в процентах САХ.
Индекс — момент (произведение массы на плечо), выраженный в приведенных единицах:
где т — масса самолета;
х — расстояние между базовым (самолет не заправлен и не загружен) и фактическим (самолет заправлен и загружен) местоположением ЦТ самолета;
Д — константа, обеспечивающая выражение момента в приведенных единицах;
С — константа, обеспечивающая только положительные значения
Центровка пустого самолета — центровка, полученная по
результатам взвешивания самолета после его изготовления или ремонта на заводе. фиксируется в формуляре самолета.