Расчет гидродинамических сил и моментов на баллере руля
1. Коэффициент попутного потока определяется из ряда (0,22...0,26)
2. Коэффициент влияния корпуса на руль Kк вычисляется по формуле:
3. Площадь руля, омываемая потоком винта Fв вычисляется по формуле:
b D, м2
где D - диаметр гребного винта, м.
4. Скорость судна υs вычисляется по зависимости:
1856 υ/3600, м/с
где υ - скорость судна, уз.
5. Осевая скорость винта относительно воды υp вычисляется по формуле:
(1- ) υs, м/с
6. Мощность, затрачиваемая на вращение винта Nр вычисляется по зависимости:
0,98Ne, кВт
где Ne – мощность ГД, кВт.
7. Упор винта Р вычисляется по формуле:
Nрhр/ υp, кН
где hр определяется из ряда (0.6... 0.7).
8. Коэффициент нагрузки винта по упору Sр определяется по табличным данным.
9. Коэффициент влияния винта на руль Kв определяется из ряда (2,15...2,75).
10. Плотность забортной воды принимается равной = 1025 кг/м3.
Все расчеты вносятся в таблицу 2.
Таблица 2
№ п/п | Наименование, обозначение, единицы измерения | Числовое значение |
Коэффициент попутного потока | 0,24 | |
Коэффициент влияния корпуса на руль Kк | 0,578 | |
Площадь руля, омываемая потоком винта Fв | 17,99 | |
Скорость судна υs, м/с | 8,25 | |
Осевая скорость винта относительно воды υp, м/с | 6,27 | |
Мощность, затрачиваемая на вращение винта Nр, кВт | ||
Упор винта Р, кН | 939,75 | |
Коэффициент нагрузки винта по упору Sр | 1,96 | |
Коэффициент влияния винта на руль Kв | 2,65 |
Далее определяют величины для различных углов поворота руля от среднего положения α и вносят в таблицу 3:
1. Коэффициенты Cx, Су, СD определяют по табличным данным [1, табл.10].
2. Коэффициент нормальной силы Сn вычисляется по формуле:
cosa+ sina
3. Отстояние центра от передней кромки руля S вычисляется по формуле:
CD b, м
4. Коэффициент гидродинамического момента Cm вычисляется по формуле:
( S)/b
5.Нормальная сила N вычисляется по формуле:
Cm Kk KB F
6. Гидродинамический момент относительно передней кромки руля М определяется из зависимости:
Cm Kk KB F
7. Гидродинамический момент относительно оси руля Ма определяется из зависимости:
Cn Kk KB F (b CD - z) 10-3
8. Коэффициент нормальной силы на заднем ходу Сn з.х. определяем по табличным данным.
9. Отстояние центра давления от задней кромки руля на заднем ходу S з.х. определяется из зависимости:
(0,3...0,35)b
10. Гидродинамический момент на заднем ходу судна Ма з.х. вычисляется по формуле:
Cn з.х. F [b-(Sз.х.+z)] 10-3
11. Гидродинамический момент для расчета Мр принимаем равным Ма.
12. Момент на баллере руля с учетом трения в боковых опорах баллера и пяте руля Мб определяется из зависимости:
(1,15...1,2)Мр.
13. Крутящий момент на баллере с учетом дополнительных внешних нагрузок Мкр определяется из зависимости:
(1...1,2) Мб
Таблица 3
Угол поворота руля от среднего положения α, град | |||||||
Коэффициент сопротивления Cx | 0,040 | 0,060 | 0,090 | 0,170 | 0,270 | 0,380 | |
Коэффициент подъемной силы Су | 0,250 | 0,530 | 0,835 | 1,060 | 1,100 | 1,140 | |
Коэффициент центра давления СD | 0,230 | 0,245 | 0,265 | 0,285 | 0,365 | 0,385 |
Продолжение таблицы 3
Коэффициент нормальной силы Сn | 0,253 | 0,532 | 0,830 | 1,054 | 1,111 | 1,180 | |
Отстояние центра от передней кромки руля S, м | 0,752 | 0,801 | 0,867 | 0,932 | 1,194 | 1,259 | |
Коэффициент гидродинамического момента Cm | 0.058 | 0.130 | 0.220 | 0.300 | 0.406 | 0.454 | |
Нормальная сила N, кН | 289,5 | 608,8 | 949,9 | 1206,3 | 1271,5 | 1350,5 | |
Гидродинамический момент относительно передней кромки руля М, кНм | 217,06 | 486,50 | 823,31 | 1122,70 | 1519,39 | 1699,02 | |
Гидродинамический момент относительно оси руля Ма, кНм | 94,681 | 169,228 | 201,898 | 177,499 | 145,521 | 242,878 | |
Коэффициент нормальной силы на заднем ходу Сn з.х. | 0,190 | 0,399 | 0,623 | 0,791 | 0,833 | 0,885 | |
Отстояние центра давления от задней кромки руля на заднем ходу S з.х., м | 1,063 | 1,063 | 1,063 | 1,063 | 1,063 | 1,063 | |
Гидродинамический момент на заднем ходу судна Ма з.х., кНм | 14,12 | 29,65 | 46,30 | 58,79 | 61,91 | 65,78 | |
Гидродинамический момент для расчета Мр, кНм | 94,68 | 169,23 | 201,90 | 177,50 | 145,52 | 242,88 | |
Момент на балл ере руля с учетом трения в боковых опорах баллера и пяте руля Мб, кНм | 108,88 | 194,61 | 232,19 | 204,41 | 167,35 | 279,31 | |
Крутящий момент на баллере с учетом дополнительных внешних нагрузок Мкр, кНм | 119,77 | 214,07 | 255,41 | 224,85 | 184,09 | 307,24 |