Пересечение теплопроводами рек, железнодорожных путей и автомобильных дорог
Наиболее простой метод пересечения речных преград – прокладка теплопроводов по строительной конструкции железнодорожных или автодорожных мостов. Однако мосты через реки в районе прокладки теплопроводов нередко отсутствуют, а сооружение специальных мостов для теплопроводов при большой длине пролета стоит дорого. Возможными вариантами решения этой задачи является сооружение подвесных переходов или сооружение подводного дюкера.
На рис. 8.10 и 8.11 показан дюкер для прокладки теплопроводов по дну Москвы реки, сооруженный в Москве. Полностью сваренный дюкер длиной свыше 200 и диаметром 2,5 м был опущен в заранее подготовленное ложе на дне реки.
Рис. 8.10. Трасса дюкера
1– дюкер; 2– железобетонный колодец; 3– бетонный массив; 4– присыпка песком
Рис. 8.11. Поперечное сечение дюкера
1 – пригрузочное кольцо; 2– кольцо жесткости
Для того чтобы дюкер не всплыл, на него сверху были надеты чугунные грузы – кольца. Для предохранения от коррозии наружная поверхность дюкера покрыта слоем гидроизоляции. В дюкере имеется проход для обслуживания высотой 2 и шириной 1 м.
Современные усовершенствованные покрытия автодорожных магистралей стоят дорого, поэтому пересечение их вновь сооружаемыми теплопроводами производится обычно закрытым способом, методом щитовой проходки. Такое сооружение производится при помощи щита, представляющего собой цилиндрическую сварную оболочку, выполненную из стального листа (рис. 8.12 и 8.13). Поступательное движение щита 7 в грунте осуществляется при помощи гидравлических домкратов 4, упирающихся в выложенный участок туннеля 2. Для опускания щита в грунт строится специальная шахта 1, через которую во время проходки грунт удаляется на поверхность земли. По мере проходки щита в грунте выкладывается цилиндрический туннель 2 из сборных бетонных или железобетонных элементов.
Пересечение теплопроводами железнодорожных или автодорожных насыпей также производится без остановки движения методом прокола (рис. 8.14). При помощи мощных гидравлических домкратов в тело насыпи вдавливается стальная труба-гильза, которая насквозь проходит через насыпь. После очистки от грунта эта труба используется в качестве гильзы–оболочки, внутри которой прокладывается изолированный теплопровод. При пересечении насыпей электрифицированных железных дорог теплопровод необходимо электрически изолировать от стальной гильзы для защиты его от электрокоррозии.
Рис. 8.12. Схема щитовой прокладки
1 – производственная шахта; 2– часть уложенного туннеля; 3– место забоя; 4– гидравлический домкрат; 5– кран–укосина; 6– вагонетка для вывоза грунта; 7 – щит
Рис. 8.13. Канал из блоков при щитовой прокладке
Рис. 8.14. Пересечение теплопроводом дорожной насыпи
1 – железобетонные плиты, 2– асфальт, 3– бетонная подготовка, 4– трубопровод, 5– изоляция трубопровода, 6– труба-гильза, 7 – основание канала
Трубы и арматура
Техника транспорта теплоты предъявляет следующие основные требования к трубам, применяемым для теплопроводов:
1) достаточная механическая прочность и герметичность при имеющих место давлениях и температурах теплоносителя;
2) эластичность и стойкость против термических напряжений при переменном тепловом режиме;
3) постоянство механических свойств;
4) стойкость против внешней и внутренней коррозии;
5) малая шероховатость внутренних поверхностей;
6) отсутствие эрозии внутренних поверхностей;
7) малый коэффициент температурных деформаций;
8) высокие теплоизолирующие свойства стенок трубы;
9) простота, надежность и герметичность соединения отдельных элементов;
10) простота хранения, транспортировки и монтажа.
Все известные до настоящего времени типы труб одновременно не удовлетворяют всем перечисленным требованиям. В частности, этим требованиям не вполне удовлетворяют стальные трубы, применяемые для транспорта пара и горячей воды. Однако высокие механические свойства и эластичность стальных труб, а также простота, надежность и герметичность соединений (сварка) обеспечили практически 100 %-ное применение этих труб в системах централизованного теплоснабжения.
В настоящее время для сооружения тепловых сетей применяются, как правило, стальные трубы, изготовленные преимущественно из так называемой спокойной стали. Для подбора сортамента стальных труб и арматуры для тепловых сетей пользуются шкалой давлений по ГОСТ 356-80. В основу построения шкалы давлений положено деление всех трубопроводов на восемь групп в зависимости от температуры транспортируемой среды. Шкала разработана таким образом, что одна и та же труба может применяться для транспорта теплоносителя с любой температурой от 0 °С до установленной для трубы из данной марки стали предельной температуры < 445 °С, но при различных давлениях.
При расчётах тепловых сетей и разработке проектной документации применяют понятия диаметра условного прохода (условного диаметра dу) и условного давления .
Условный диаметр dу – номинальный внутренний диаметр трубы при гостированном наружном диаметре dн трубы и указанной толщине стенки S.
Сортамент применяемых для тепловых сетей стальных труб в соответствии с ГОСТ характеризуется типоразмерным рядом, соответствующим так называемому ряду Ренара, т.е. диаметр условного прохода последующей трубы большего диаметра равен
(8.1)
Трубы бесшовные горячекатаные по ГОСТ 8732–78 выпускаются с диаметрами условного прохода dу=32 мм и минимальная толщина стенки S=2,5 мм (диаметром 38×2,5) до диаметра 426×9 мм.
Сортамент труб электросварных (по ГОСТ 10704-91 и 8096-74) соответствует диапазону диаметров от 426×9 до 1400×14 мм.
Труба, рассчитанная на какое-либо условное давление может быть применена для рабочего давления
(8.2)
При повышении температуры теплоносителя от 250ºС до 350ºС величина понижающего коэффициента принимается в пределах ε=0,9–0,7, поскольку прочность металла с ростом температуры уменьшается.
Трубы и арматуру выбирают из выпускаемого сортамента в зависимости от условного давления, рабочих (расчетных) параметров теплоносителя и окружающей среды.
Условное давление определяет максимально допустимое давление, которое длительно могут выдержать трубы и арматура определенного типа при нормальной температуре среды 20°С. При повышении температуры среды допустимое давление снижается.
Рабочие давления и температуры теплоносителя для выбора труб, арматуры и оборудования тепловых сетей, а также для расчета трубопроводов на прочность и при определении нагрузок на строительные конструкции должны приниматься равными, как правило, номинальным (максимальным) значениям в подающих трубопроводах или на нагнетании насосов с учетом рельефа местности.
Необходимую толщину стенки труб, мм, определяют в зависимости от внутреннего (рабочего) давления теплоносителя (другие нагрузки не учитываются), по уравнению
(8.3)
где Рр –рабочее давление теплоносителя, Па; dн – наружный диаметр трубы, мм; σрасч – расчётное допустимое напряжение в стенках трубопровода под действием внутреннего давления; для трубопроводов тепловых сетей в зависимости от марки стали σрасч=10…13 кгс/мм2= =(10…13)·107 Па; n – коэффициент перегрузки; n=1,1.
Возможна и обратная задача, при которой оценевается способность имеющейся трубы выдерживать требуемые нагрузки.
В этом случае толщина стенки трубы удовлетворяет условиям прочности при соблюдении неравенства
(8.4)
В последние годы ведутся работы по использованию для теплоснабжения неметаллических труб (асбестоцементных, полимерных, стеклянных и др.). К их достоинствам относится высокая антикоррозионная устойчивость, а у полимерных и стеклянных труб и более низкая шероховатость по сравнению со стальными трубами. Асбестоцементные и стеклянные трубы соединяют при помощи специальных конструкций, а полимерные трубы — на сварке, что значительно упрощает монтаж и повышает надежность и герметичность соединений. Основным недостатком указанных неметаллических труб являются невысокие допустимые значения температур и давлений теплоносителя — примерно 100°С и 0,6 МПа. В связи с этим их можно использовать только в сетях, работающих с низкими параметрами воды, например в системах горячего водоснабжения, конденсатопроводах и др.
Арматура, применяемая в тепловых сетях, по назначению подразделяется на запорную, регулировочную, предохранительную (защитную), дросселирующую, конденсатоотводящую и контрольно-измерительную.
К основной арматуре общего назначения относят обычно запорную арматуру, так как она используется наиболее широко непосредственно на трассе тепловых сетей. Остальные виды арматуры устанавливаются, как правило, в тепловых пунктах, насосных и дросселирующих подстанциях и др.
Основными типами запорной арматуры тепловых сетей являются задвижки и вентили. Задвижки применяются обычно в водяных сетях, вентили — в паровых. Изготовляют их из стали и чугуна с фланцевыми и муфтовыми присоединительными концами, а также с концами под приварку труб на различные условные диаметры.
Запорная арматура в тепловых сетях устанавливается на всех трубопроводах, отходящих от источника тепла, в узлах ответвлений с dy≥ 100 мм, в узлах ответвлений к отдельным зданиям при dу ≥ 50 мм и длине ответвления l ≥ 30 м или к группе зданий с суммарной нагрузкой до 600 кВт (0,5 Ткал/ч), а также на штуцерах для спуска воды, выпуска воздуха и пусковых дренажей.
Маркировка трубопроводной арматуры характеризуется спиральными обозначениями, например:
30с41нж1 – задвижка стальная с уплотнительными кольцами из нержавеющей стали;
30ч6бр – задвижка чугунная с уплотнительными кольцами из бронзы;
15кч19П2 – вентиль чугунный фланцевый.