Технология программированного обучения

Программирование обучение (ПО)— такой способ изложения учебного материала, при котором соответствующие характеристики содержания предмета выражаются в точных последовательностях операций по переработке информации.

В этом смысле ПО сводится к строгой систематизации учебного материала, а сам процесс обучения — к систематизации действий учащихся. Еще одна важная черта ПО — постоянная обратная связь. В ПО ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала.

ПО возникло на основе сочетания психолого-педагогических наук и кибернетики (науки, изучающей проблемы оптимального и целенаправленного управления сложными системами или процессами). В качестве концептуальной основы ПО выступает кибернетическая теория управления.Процесс обучения, с точки зрения кибернетики, относится к типу очень сложных динамических систем. Действие этой системы обусловлено управляющей деятельностью учителя. Объект управления — это познавательная деятельность учащихся. Управление в обучении состоит в обеспечении оптимального перехода динамической системы в заданное программное состояние. Для управления познавательной деятельностью учащегося учитель должен постоянно по каналам обратной связи получать информацию о том состоянии, в котором находится учащийся, а также о результатах своих управляющих воздействий.

Важнейшая часть ПО — это обучающая программа, понимаемая как упорядоченная последовательность заданий, передаваемых с помощью обучающей машины (компьютера) или программированного учебника. Содержание образования в ПО перерабатывается в последовательность логически законченных доз учебного материала.Каждая такая доза называетсяшагом программы.Каждый шаг состоит из более мелких доз, называемых кадрами. Вся информация в кадрах формулируется предельно коротко, ясно и четко.

Все многообразие кадров делится на три основные группы:

1) кадры, содержащие текстовую или текстографическую информацию;

2) кадры, содержащие вопросы по учебному материалу или учебные задания;

3) кадры с эталонами ответов (кадры обратной связи).

Процесс переработки учебного материала в шаги и кадры для программированного обучения получил название программирования.

Другая неотъемлемая часть ПО — это систематический программированный контроль и самоконтроль в форме тестированияпо каждому кадру и каждому шагу обучающей программы. К следующему кадру и к следующему шагу переходят те учащиеся, которые успешно прошли контроль по содержанию предыдущего.

В зависимости от особенностей содержания учебного материала, наличия кадров и функциональных связей между ними различают обучающие программы трех типов: линейные, разветвленные и комбинированные.

Влинейных программах (их автором является Б.Ф. Скиннер) кадры внутри шага и сами шаги программы располагаются последовательно один за другим, как бы в линию. Учебный материал расположен в строгой логической последовательности и подается небольшими порциями. Кадры обратной связи сигнализируют ученику о том, насколько успешно идет усвоение материала. О своих ошибках ученик узнает путем сравнения своих ответов с эталоном.

Общий недостаток линейной системы состоит в обилии мелких незначительных вопросов, необходимости отвечать на каждый из них. Отсюда утомляемость, понижение продуктивности труда учащихся. Не учитывается разный уровень развития учащихся.

Вразветвленных программах после каждого кадра вводится несколькокадров обратной связи, обеспечивающих дифференциацию работы учащихся. На каждый вопрос предлагается несколько готовых ответов (обычно 3—5), из которых только один верный, а остальные неточные или неполные, но правдоподобные, и выявляют наиболее вероятные причины ошибок в системе рассуждения учащихся.

Создателем первых разветвленных программ является Н.А. Кроудер, однако следует также вспомнить обучающий автомат Пресси (США, 1926): на столе учащегося — четыре кнопки; ученик нажимает кнопку правильного ответа.

На основании предвидения ошибочного хода рассуждений учащихся авторы программированных учебников заранее составляют дополнительные разъяснения, которые могут потребоваться учащимся, совершившим одну из предполагаемых ошибок. Иногда эти разъяснения дополняются новыми заданиями, имеющими целью более прочное усвоение изучаемого материала.

Разветвленная программа позволяет индивидуализировать обучение. Если ученик хорошо подготовлен и выбирает правильные ответы, он быстро продвигается вперед, переходя без задержек от одной порции информации к другой. При неверном ответе ученик будет продвигаться медленнее, но зато получать дополнительные разъяснения своих ошибок и устранять пробелы в знаниях (см.: рисунок).

Линейная и разветвленная программа имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому при составлении программированных пособий целесообразнее пользоваться комбинированной системой.

Комбинированная (смешанная) программа позволяет сочетать преимущества структурной простоты учебника, построенного по линейному принципу, с более высокой степенью индивидуализации обучения, обеспечиваемой принципом разветвленного программирования.

Выделяют две разновидности программированного обучения по применяющимся средствам: безмашинное и машинное.

Средства безмашинного программирования:

1) программированные учебники, обеспечивающие управление всеми этапами познавательной деятельности учащихся;

2) программированные сборники задач и упражнений, предназначенные для закрепления знаний и выработки навыков и умений;

3) программированные дополнения к действующим учебникам, помогающие организовать самостоятельную работу учащихся.

При безмашинном контроле задания могут быть нестандартизиро-ванными и стандартизированными, простыми и сложными, включать один или несколько вопросов. При этом ученик может работать с несколькими типами заданий. Ответ может быть кодированным в виде цифр или представлять собой слово, краткое высказывание, термин, формулу.

Средства машинного программирования (обучающие машины):

1) обучающие машины, выполняющие все дидактические функции;

2) машины-«репетиторы», позволяющие организовать контроль знаний;

3) машины-«экзаменаторы», контролирующие результаты обучения.

ПО в гармоническом сочетании с традиционной методикой способствует систематической повседневной работе учащихся, вырабатывает полезную привычку своевременно и аккуратно выполнять домашние задания, значительно активизирует их мышление и познавательную деятельность.

Вопрос №18.

Технология полного усвоения знаний 1.

Данную технологию разработали американские психологи Дж. Кэрролл и Б. Блум в 1960-е годы. Ими были выделены три группы целей обучения: познавательные, аффективные и психомоторные. В основу рабочей гипотезы легло предположение о том, что все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при оптимально подобранных для каждого ребенка условиях. Учитель должен определить, в именно состоит полное усвоение знаний, и какие результаты должны быть достигнуты всеми. Другими словами, учитель составляет эталон полного усвоения знаний в унифицированном виде с помощью иерархии педагогических целей.

Цели обучения формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять ученик, чтобы достигнуть заданного эталона. Рассмотрим категории целей познавательной деятельности:

знание: ученик воспроизводит конкретные факты, термины, теории, понятия, принципы, процедуры;

понимание: ученик объясняет связи между явлениями, преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (например, из текстовой в рисуночную и наоборот);

применение: ученик использует полученные знания по образцу в сходной или измененной ситуации;

анализ: ученик выделяет существенные признаки, рассуждает логически;

синтез: ученик пишет творческое сочинение, предлагает план экспери-мента, решает проблемные задачи с опорой на знания из разных областей;

оценка: ученик оценивает значение учебного материала для достижения конкретной цели.

Сходным образом формулируются педагогические цели для чувственной и психомоторной сфер.

Составленная таким образом таксономия целей широко используется в учебниках и дидактических пособиях в качестве шкалы для измерения результатов обучения.

Исходя из установки, что все учащиеся способны полностью усвоить необходимый учебный материал, учитель должен:

1) провести детальный анализ материала учебной темы и составить перечень предполагаемых результатов обучения (эталон);

2) организовать самостоятельную работу учащихся по изучению данной темы при консультативной поддержке учителя;

3) составить текущие проверочные работы по теме таким образом, чтобы достижение обозначенных в эталоне целей обучения оценить по принципу «зачет — незачет»;

4) анализировать результаты проверок для того, чтобы каждый ученик мог обнаружить неясности или ошибки и исправить их;

5) проводить необходимую коррекционную работу и добиваться полного достижения эталона каждым учащимся.

Итоговая отметка может иметь два значения: полное усвоение знаний или его отсутствие. Число отличных отметок не ограничивается; консультативная помощь учителя, а также взаимопомощь учащихся не уменьшает возможность каждого получить отличную отметку. Если все ученики класса помогают друг другу и все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки.

Обучение на основе полного усвоения знаний получило широкую международную известность. На родине, в США, оно охватило ряд школьных округов. Эксперименты по этой системе ведутся в школах Австралии, Бразилии и других стран.

Вопрос №19.

Наши рекомендации