Фундаменты. Приемка фундаментов
Фундаменты под металлургическое оборудование служат опорой для машин, воспринимают динамические и ударные нагрузки от работы оборудования. Фундаменты бывают: 1) сплошные, 2) ленточные, 3) точечные. Конфигурация фундаментов под тяжелое оборудование отличается большой сложностью, т.к. в состав фундамента входит: его подошва, собственно фундамент, закладные и накладные детали. В фундаменте прокладывают так же тоннели для трубопроводов и кабелей питания. Тип фундамента определяется в зависимости от несущей способности грунта, климатических условий, наличие грунтовых вод. Глубина заложения фундамента зависит от величины нагрузки, от свойств грунта и глубины промерзания. При монтаже машин, монтажник должен проверить размеры фундамента, которые должны соответствовать размерам основания машин. При бетонировании фундаментов монтажник должен проверить расположение закладных частей и анкерных болтов, соответствие фундамента проектным и присоединительным размером, состояние поверхности фундамента, наличие осевых плашек и реперов. Для защиты фундаментов от грунтовых вод используют следующие методы: а)покрытие подошвы и боковых поверхностей несколькими слоями горячего битума, б) от ударов – стальными щитами и рельсами, в) от агрессивных жидкостей – кислотоупорным кирпичом, г) от истирания – металлической облицовкой в виде чугунных желобов, д) от высоких температур – жаропрочным битумом.
Крепление машин к фундаменту.
Осуществляется с помощью специальных фундаментных или анкерных болтов, они бывают глухие, закладные и съемные. Их изготовляют в основном из стали 3. Глухие болты применяют для крепления легких и средних машин. Закладные болты применяют для крепления вспомогательного оборудования и устанавливают в специальные колодцы, которые заливают бетоном. Съемные болты применяют для крепления тяжелого оборудования с большими динамическими нагрузками. Устанавливаются так же в специальные колодцы, к которым обеспечивают доступ. При большой глубине фундамента и коротких болтах бетонирование осуществляют в 2 приема, что бы установить болты с помощью специального кондуктора.
Геодезическое обоснование монтажа.
Для установки машины в проектное положение необходимо её оси совместить с осями фундамента. Положение осей машины фиксируют на её основании накерниванием пересечение осей. Положение осей на фундаменте наносят на плашках (отрезки металла залитые в бетоне и приваренные к арматуре). Плашки устанавливают так, что бы позади них можно было расположить оседержатели. Для установки станины по высоте используют реперы (заклепка, заделанная в фундамент и приваренная к арматуре). Положение оси фундамента на время установки машины фиксируют при помощи стальной струны, натягиваемой по направлению оси над машинной и удерживаемой с помощью оседержателей. При монтаже большого количества оборудования, когда в одном пролете цеха натягивают много осей к ним прикрепляют куски красной материалы, для того чтобы лучше видеть тонкие струны и не сбивать их во время работы. Система осей и высотных отметок зафиксированная в натуре и нанесенная на специальный чертеж называется геодезическим обоснованием строительства. В натуре оси закрепляют на специальных реперах, изготовленных в виде бетонных столбов возвышающихся над поверхностью земли на 20см и установленных в землю. Система осей и отметок зафиксированная в натуре в пролете, где монтируется группа машин называется геодезическим обоснованием монтажа. Геодезическое обоснование монтажа состоит из основных и рабочих осей и отметок. Рабочие оси представляют собой оси машин и механизмов закрепленных при помощи плашек. По основным осям контролируют правильность привязки рабочих осей.
Установка машин. Сборка машин.
Установочные базы
Для правильной установки машины на её основание должны быть выбраны установочные базы. За установочные базы принимаем точки, линии или поверхности необходимые для точной установки машины в соответствии с монтажными осями. Правильный выбор установочной базы определяет не только технологию монтажа и точность установки, но значительно уменьшает объем работ по пригонке, на базовой поверхности не должно быть каких либо прогибов. Контрольная линейка должна плотно прилегать к базовой поверхности. Монтаж любой машины начинают с установки ее основания. Основаниями машин являются станины, рамы, нижние части корпусов и др.
Подкладки.
При монтаже машин применяют 2 вида подкладок: установочные и регулировочные. Установочные подкладки служат для приближенной установки машин по высоте. Регулировочные подкладки служат для окончательной регулировки высоты машины в процессе установки. Места расположения и число подкладок определяют исходя из числа анкерных болтов ( на каждый болт 1-2 подкладки) и размеров машины. Большинство машин устанавливают на предварительно набранные пакеты подкладок, располагая по обе стороны анкерных болтов.
В некоторых случаях основание машин устанавливают на регулировочных клиньях. После выверки станины их сваривают и заливают бетоном.