Задания на установление правильной последовательности
Задания этой формы позволяют проверить способность к алгоритмическому мышлению, знания, умения и навыки по установлению правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, терминов, определений, исторических событий и т.д. Каждому заданию этой формы предшествует инструкция: «Установить правильную последовательность». Пример:
62. Установить правильную последовательность:
ОСНОВНЫЕ СТАДИИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПЕРЕДЕЛА
Выплавка стали
Выплавка чугуна
Получение слитков (заготовок)
Подготовка железорудного сырья
Производство готового проката
Испытуемый должен проставить цифры в прямоугольниках слева, указав, таким образом, правильную последовательность.
Основные требования к заданиям этой формы сводятся к следующему: алгоритм должен быть понятен и доступен, корректен с точки зрения цели и содержания, однозначен по трактовке. Однозначность предполагает наличие только одного, единственного алгоритма, соответствующего правильному ответу (последовательности). Примеры:
Установить правильную последовательность:
63. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВИДОВ ИЗЛУЧЕНИЯ
инфракрасное
ультрафиолетовое
радиоволны
видимый свет
рентгеновское
64. СТАДИИ ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗА
Fe3O4
Fe2O3
Fe
FeO
65. ФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА ОМА
прямо пропорциональна напряжению
сопротивлению сила тока в цепи
обратно пропорциональна
66. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЦВЕТОВ В СПЕКТРЕ ВИДИМОГО
ИЗЛУЧЕНИЯ
желтый красный
оранжевый зеленый
синий голубой
фиолетовый
67. ЭНЕРГИЯ ЧАСТИЦЫ, ДВИЖУЩЕЙСЯ СО СКОРОСТЬЮ СВЕТА
m c2
= ´
E
68. DAYS OF THE WEEK (SUNDAY - IS NUMBER ONE)
Wednesday Friday
Saturday Monday
Thursday Tuesday
Sunday
Как видно из приведенных примеров, задания на установление правильной последовательности могут использоваться не только для контроля, но и для самостоятельного обучения, например, при обучении по мультимедийным учебникам, самостоятельное изучение дистанционного курса(ов) и др. Высокий обучающий потенциал таких заданий позволяет создавать на их основе всевозможные тренажеры, обучающие комплексы и т.п.
Система оценивания ответов на такие задания может быть различной, однако, как и для форм заданий, рассмотренных выше, рекомендуется выставлять 1 балл за полностью правильный и 0 баллов – за неправильный или частично правильный ответы.
Нетестовые задания
В соответствии с теорией педагогических измерений к таким заданиям относятся задачи, вопросы, примеры, упражнения, кроссворды и прочие задания, в любой форме, кроме тестовой. В тесты их не включают по причине нетехнологичности, громоздкости, затруднений в восприятии формы и содержания, повышенной трудоемкости их подготовки и последующей проверки. Эти «недостатки» не позволяют использовать такие задания в тестах и осуществлять с их помощью эффективное и качественное педагогическое измерение.
Тем не менее, сказанное вовсе не означает, что нетестовые задания должны быть полностью исключены как форма контроля. Эти задания занимают свое место и выполняют свою, достаточно важную роль, однако с тестами, с точки зрения теории педагогических измерений, ничего общего не имеют.
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ИСПЫТАНИЙ
Подготовка заданий в тестовой форме и пробное тестирование
Прежде чем приступать к разработке заданий в тестовой форме, следует четко определиться – что предполагается измерять? Какова цель тестирования? Уровень каких знаний, навыков или умений предполагается измерить с его помощью? Каким должен быть тест и условия его применения для получения максимально достоверных результатов?
В табл. 3.1 представлены основные разновидности тестов и их общая характеристика. Как видно из таблицы, от назначения тестов зависят как объем базы заданий для их создания, так и условия тестирования. Далее будет рассмотрено создание тестов первой группы, наиболее простой, так как остальные разновидности создаются по тем же принципам.
Таблица 3.1 - Разновидности тестов и особенности их применения
Разновидности тестов | Назначение | Сферы применения | На базе чего создается тест | Примерное количество вопросов в одном тесте, шт. | Ориентировочная продолжительность* тестирования |
Гомогенный | Проверка уровня знаний по одной отдельной дисциплине | Промежуточный и итоговый контроль обучения, самостоятельная работа студентов | ОПП, рабочая учебная программа дисциплины | до 30, но не менее 12 | до 30 мин. |
Гетерогенный | Проверка уровня знаний по нескольким дисциплинам | Итоговый контроль обучения, самостоятельная работа студентов, аттестация, вступительное тестирование | ОПП, рабочие учебные программы дисциплин | Не менее 40, рекомендуется 80…120 | 60…90 мин |
Интегративный | Проверка уровня знаний по ряду дисциплин из различных областей знаний | Итоговая аттестация, квалификационный отбор | ОКХ, ОПП, рабочие учебные программы дисциплин | 380…420 | до 240 мин |
*прим. – продолжительность тестирования, как правило, уточняется (корректируется) на практике |
Как следует из табл. 3.1, общее количество заданий в тестовой форме для последующего их использования в тесте должно быть достаточно большим*[3]. Это связано, в первую очередь, с необходимостью обеспечения основного требования к любому тесту – он должен быть репрезентативным по отношению к тому объему знаний и умений, которые предполагается измерить. Другими словами, «...содержание теста – редуцированное отображение учебной дисциплины в тестовой форме» [1].
Как отмечалось в главе 2, при составлении заданий в тестовой форме разработчики обязательно должны учитывать еще одно важное обстоятельство – как будут проводиться тестирование и обработка его результатов? Возможные варианты:
1) Тесты распечатываются на бумаге. Оценивание ответов и анализ результатов тестирования преподаватель производит «вручную»;
2) Тесты распечатываются на бумаге, но результаты вводятся в компьютер и обрабатываются с помощью специализированной программы;
3) Тесты генерируются в специализированной программе и с ее же помощью обрабатываются результаты.
Приведенные варианты имеют свои преимущества и недостатки. Так, например, во втором и третьем вариантах по причинам, рассмотренным в главе 2, использование заданий открытой формы не рекомендуется (во избежание ошибок при обработке результатов тестирования). При вступительном тестировании предпочтителен первый вариант, так как может оказаться, что не все испытуемые в достаточной степени владеют компьютером и программой для тестирования (см. табл. 3.2).
Для сокращения затрат времени на создание заданий в тестовой формепреподаватель должен в совершенстве овладеть рассмотренными во второй главе приемами создания заданий различных форм и принципами формирования их содержания (в первую очередь – принципом фасетности). Здесь может оказать помощь уже имеющийся материал – перечни вопросов к экзаменам и зачетам, задания для самостоятельной работы и т.п., из которых можно достаточно быстро создать необходимый массив заданий в тестовой форме.
Таблица 3.2 - Преимущества и недостатки способов тестирования
Способ изготовления тестов и проведения тестирования | Преимущества | Недостатки |
1. Изготовление тестов на бумаге с последующей «ручной» или компьютерной проверкой | 1) Наличие навыков работы с ПЭВМ и программой для тестирования у испытуемых не обязательно; 2) Нет необходимости в компьютерной технике, программе для тестирования. Тестирование может проводиться в любой аудитории | 1) Низкая технологичность (трудоемкость изготовления тестов и их последующей проверки, большие затраты времени на обработку и представление результатов); 2) Высокая вероятность ошибки при ручной проверке тестов или вводе результатов в компьютер; 3) Наличие субъективного фактора при оценивании результатов |
2. Генерация тестов специализированной компьютерной программой для проведения тестирования и обработки его результатов | 1) Многократное «изготовление» тестов без вмешательства преподавателя; 2) Возможно использование обучающего потенциала тестов, а также их использование для самоконтроля в мультимедийных учебниках, дистанционных курсах и т.п.; 3) Возможна организация тестирования в дистанционном режиме, с использованием сети Интернет; 4) Возможно проведение адаптивного тестирования по различным алгоритмам в автоматическом режиме; 5) Безошибочное оценивание результатов и последующая их обработка с минимальными затратами времени. | 1) Необходимость компьютерного класса и специализированной программы для проведения тестирования; 2) Необходимость предварительного обучения или инструктажа испытуемых; 3) Необходимость достаточно сложных алгоритмов эвристического анализа в случае использования заданий открытой формы, высокая вероятность ошибок при оценивании ответов на задания открытой формы в автоматическом режиме |
Ниже приведен пример разработки заданий в тестовой форме на базе имеющегося перечня вопросов.
Вопрос из перечня для самопроверки знаний*[4]: