Проектирование перронов
Назначение и общие требования к планировке перронов
Перроном называют специально оборудованную площадку на аэродроме, предназначенную для стоянки воздушных судов на период посадки и высадки пассажиров, погрузки и разгрузки почты и грузов и выполнения оперативных форм технического обслуживания воздушных судов. При необходимости в аэропорту может быть предусмотрен специальный грузовой перрон, который располагают вблизи грузового склада на некотором удалении от пассажирского перрона. Грузовой перрон предназначен для стоянки воздушных судов, перевозящих только грузы, для выполнения грузовых операций и проведения оперативных видов технического обслуживания воздушных судов.
При небольшом объеме грузовых перевозок целесообразно бывает выделить для этих целей необходимые площадки в удаленной части пассажирского перрона.
Оперативное техническое обслуживание самолетов на перроне может включать в себя при необходимости следующие работы:
- дозаправка топливом, маслом, водой, химжидкостью, сжатым воздухом, кислородом;
- осмотр и техническое обслуживание планера, шасси, спецоборудования;
- слив отстоя топлива;
- кондиционирование воздуха в пассажирских салонах и кабине экипажа;
- подогрев двигателей;
- запуск двигателей с использованием наземных источников питания электроэнергией и другие работы.
Для выполнения технологических операций, связанных с обслуживанием перевозочных процессов и техническим обслуживанием самолетов, используется большое число передвижных машин, механизмов и стационарных устройств различного назначения.
В число передвижных средств входят топливозаправщики, маслозаправщики, воздухозаправщики, машины для заправки кислородом, кондиционеры, машины запуска двигателей, моторные подогреватели, автокраны, машины для очистки санузлов, буксировщики, автотранспортеры, автолифты, электроагрегаты, электрокары, пассажирские трапы, автобусы и др.
Указанное в перечне передвижное технологическое оборудование в периоды обслуживания рейсовых самолетов выезжает на перрон и размещается в определенном порядке около обслуживаемого самолета.
Кроме передвижного оборудования, на перроне могут быть установлены стационарные средства для технического обслуживания самолетов.
Размеры и конфигурация перрона и его размещение относительно аэровокзала и ВПП должно обеспечивать:
- размещение расчетного числа эксплуатируемых типов самолетов с учетом прогнозируемой интенсивности их движения и экономичности решения перрона;
- безопасное маневрирование самолетов, четкие и минимальной протяженности маршруты их движения между ВПП и местами стоянки на перроне;
- безопасный и удобный проезд, размещение и маневрирование на перроне спецавтотранспорта и средств механизации;
- безопасность следования (доставки) пассажиров по кратчайшим маршрутам между вокзальными помещениями и местами стоянки самолетов на перроне;
- возможность механизированной очистки от снега;
- размещение стационарного оборудования для технического обслуживания самолетов;
- возможность расширения перрона с учетом перспектив увеличения объема перевозок.
Кроме перрона, в аэропорту предусматриваются места стоянок, предназначенные для хранения и технического обслуживания самолетов, приписанных к данному аэропорту.
На этих стоянках производится послеполетное и предполетное техническое обслуживание самолетов. Послеполетное техническое обслуживание выполняется при возвращении самолета на базовый аэродром после завершения рейса и при оставлении самолета на ночную стоянку.
Предполетное техническое обслуживание производится перед вылетом самолета, если с момента проведения предыдущего технического обслуживания прошло время, установленное для самолета данного типа, и самолет не вылетел, а также после ночной стоянки самолета.
Таким образом, следует различать места стоянки самолетов на перроне и места стоянки хранения самолетов (МС).
Возможны три варианта взаиморасположения перрона и МС:
- МС находятся в удалении от перрона;
- МС примыкают к перрону;
- МС совмещены с перроном.
Размещение МС в удалении от перрона относится к периоду начала эксплуатации реактивных самолетов. В этот период послеполетное и предполетное обслуживание самолетов включало выполнение сравнительно трудоемких работ, требующих специального оборудования. Сюда же входило опробование двигателей, что создавало повышенный шум. Это исключало возможность проведения послеполетного и предполетного обслуживания самолетов вблизи перрона и требовало значительного удаления МС от вокзальных помещений.
По мере развития авиационной техники и накопления опыта ее эксплуатации уменьшалась трудоемкость и продолжительность послеполетного и предполетного технического обслуживания. В частности, проверка работы авиадвигателей самолетов стала осуществляться путем их запуска без специального опробования.
Все это позволило, во-первых, приблизить МС к перрону, во-вторых, дооборудовать часть стоянок перрона для выполнения послеполетного и предполетного технического обслуживания и использовать их в качестве МС в периоды снижения интенсивности движения самолетов в аэропорту. В настоящее время непосредственное примыкание МС к перрону в практике проектирования аэропортов признано наиболее рациональным.
Такое их взаиморасположение сокращает потери времени и затраты на передвижение самолетов с перрона на МС и обратно. Использование стоянок перрона для послеполетного и предполетного обслуживания позволяет сократить количество МС.
При полном совмещении МС с перроном исключаются движение самолетов между перроном и МС и связанные с этим непроизводительные расходы, сокращаются общее количество стоянок самолетов и площади искусственных покрытий в аэропорту. Вместе с тем увеличивается число стоянок на совмещенном перроне, что приводит к его растянутости.
Полное совмещение МС и перрона может быть оправдано лишь в отдельных случаях на основе технико-экономических расчетов.