Оборот составов пригородных поездов
Графиком оборота определяются режим работы составов на пригородном участке, место и время их экипировки, необходимое количество бригад и среднесуточный пробег составов. Для его разработки используются данные предыдущего расчета о делении участка на зоны, размерах движения пригородных поездов по каждой зоне и их почасовом распределении, а также нормы времени на обработку составов пригородных поездов на головной и зонных станциях. Обработка электросекций на головной станции по прибытии возможна как без их осаживания на пути технической станции, так и с осаживанием.
Графиком оборота определяются режим работы составов на пригородном участке, место и время их экипировки, необходимое количество локомотивных бригад и среднесуточный пробег составов. Обслуживание пригородного движения необходимо обеспечивать минимальным числом составов, установленным аналитически для каждого варианта графика.
Количество составов, требующееся для обслуживания зоны, равно максимальному числу поездов, которое нужно отправить (или принять) за время оборота одного состава в наиболее интенсивный период движения по данной зоне (рис. 2.12).
В данном случае для отправления всех семи поездов в пиковый период, ограниченный временем минимального оборота составов, требуется семь составов, а под восьмой поезд используется вернувшийся первый состав. Этих составов достаточно для обеспечения поездов суточного периода, так как в друге время суток интенсивность движения поездов меньше, чем в часы «пик».
Общее число составов определится как суммарная их потребность по зонам:
=
где , – минимальный оборот составов соответственно по зонам I, II и т.д.;
, - средний интервал между поездами зон I, II и т. д., за период оборота состава по соответствующей зоне, ч,
Рис. 2.12. Схема оборота состава в пригородном движении:
θс – оборот состава; Iθ –средний интервал отправления поездов данной зоны за время оборота состава в часы пик; tз, tг – время нахождения состава соответственно на зонной и головной станциях
= (2.18)
где – суммарное время хода поездов от головной до зонной станции (н – нечетное направление, ч – четное направление), мин; Σ tст – общее время стоянок пары пригородных поездов на попутных станциях и остановочных пунктах, мин; Σ tрз – суммарное время на разгон-замедление пары поездов на станциях и остановочных пунктах, мин; tг, tз – норма времени нахождения состава по обороту на головной, зонной станции соответственно, мин.
Результат, полученный по указанной формуле, округляется в большую сторону до целого числа. В пригородном сообщении один состав в сутки может обслуживать до 10 поездов.
При построении графика оборота составов допускается передвижка пригородных поездов с учетом сохранения расчетных размеров движения за каждый час суток. При этом можно замыкать один и тот же состав на следующие сутки как на ту же нитку графика оборота, так и на нитку другого состава.
После построения графика производят нумерацию пригородных поездов в пределах номеров с 6001 по 6998. С начала движения присваиваются нитки последовательно, для различных назначений устанавливаются номера по второму знаку.
Рассмотрим фрагмент схематического графика оборота составов от начала движения поездов до 9 ч, т. е. в часы максимальных пассажиропотоков (рис. 2.13). График построен так, чтобы в период наибольших размеров движения составы имели минимальные затраты времени на операции, не связанные с перевозкой пассажиров. Тем самым будет обеспечено выполнение заданных объемов работы минимальным числом составов. Именно в часы пик составы должны быстро оборачиваться, перевозя самый интенсивный поток пассажиров, не затрачивая время на смену локомотивных бригад и ремонтные работы. Известно, что большую часть времени в периоды спада пассажиропотоков и ночью составы вынужденно простаивают, представляя собой «мертвый» капитал, и более того – занимают пути, которые могли бы быть использованы для полезной работы. Поэтому именно в это время следует выполнять все операции по ремонту составов и их содержанию в исправном состоянии.
Рис. 2.13. Фрагмент графика оборота пригородных составов
Поездные бригады, отправляющиеся с первыми электропоездами с зонных станций, ночуют в домах отдыха локомотивных бригад.
После построения графика оборота в пиковый период проводится увязка ниток в остальное время суток. Иногда делается так называемая «засылка» составов. Так называют назначение дополнительного поезда без пассажиров для обеспечения оборота составов. Такие поезда прокладывают в графике под номерами с 7631 по 7898. Засылка составов позволяет не увеличивать их требующееся число в тех случаях, когда период максимального движения превышает время оборота составов. Она необходима и при переходе от одного варианта пригородного графика движения к другому. Этим достигается увязка графиков оборота составов для рабочего, предвыходного, выходного и следующего за выходным дней.
Схематический график оборота пригородных составов используется при разработке графика движения поездов на пригородном участке. Окончательный вариант графика оборота определяется графиком движения поездов. Основным качественным критерием оценки графика оборота является среднесуточный пробег состава.