Определение потребности в локомотивных бригадах графическим и аналитическим способами и организация их работы и отдыха
Для управления и обслуживания тягового подвижного состава формируются локомотивные бригады в составе машиниста и его помощника. Разъездной характер работы локомотивных бригад требует соблюдения ряда условий нормального режима их работы и отдыха. Они регламентируются Положением о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта.
Началом работы локомотивных бригад считается момент явки к месту постоянной работы (депо, резерв или пункт смены) в час, установленный по расписанию, наряду или вызову, окончанием – момент сдачи локомотива (окончание сдачи документов) в депо или пункте смены, а в случае несостоявшейся поездки – момент освобождения работника администрацией. Начало и окончание работы локомотивных бригад оформляются в маршруте машиниста.
Непрерывной продолжительностью работы локомотивных бригад, занятых в поездной работе, считается время от момента явки их по расписанию, наряду или вызову на работу до момента сдачи локомотива или поезда. Время, затраченное локомотивной бригадой на следование от места постоянной работы или пункта смены к пункту, назначенному для приема локомотива, включая время на ожидание поезда для следования пассажирами, а также время, затраченное на возвращение, учитывается как рабочее время, но не включается в непрерывную продолжительность работы. Нормы непрерывной продолжительности работы локомотивных бригад для каждого обслуживаемого ими участка устанавливаются на основании графиков движения поездов управлением дороги и, как правило, не должны превышать 7–8 ч. Продолжительность свыше 8 ч (но не более 12 ч) вводится по разрешению МПС, согласованному с профсоюзом рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства.
Увеличение непрерывной продолжительности работы локомотивных бригад свыше установленной по графику движения поездов и более 12 ч не допускается, за исключением случаев стихийных бедствий и чрезвычайных обстоятельств.
Организация труда и отдыха локомотивных бригад зависит от вида, характера и условий эксплуатационной работы.
Место постоянного жительства бригад, как правило, находится в пункте основного депо. Каждая бригада обслуживает локомотив в пределах определенного участка, называемого участком обслуживания. Заканчивается такой участок обслуживания пунктом смены локомотивных бригад. Время, затраченное на обслуживание одной пары поездов, т.е. в оба конца участка обслуживания, называется оборотом бригады.
В связи с выше указанными нормами времени непрерывной работы локомотивных бригад возможны следующие две формы труда локомотивных бригад:
1.) поездка без представления отдыха в пункте оборота;
2.) поездка с отдыхом в пункте оборота.
Первая форма приемлема в том случае, если продолжительность непрерывной работы в оба конца не превышает установленной нормы. В противном случае необходимо применять вторую форму, при этом продолжительность работы в оба конца не должна превышать двойной нормы непрерывной работы.
Продолжительность отдыха локомотивной бригады в пункте оборота должна быть не меньше половины времени предшествующей работы и не больше времени работы за поездку из основного депо до пункта оборота.
Если время работы бригады в одном направлении превышает допустимые нормы, то необходимо предусмотреть дополнительный пункт смены локомотивных бригад на промежуточной станции. В этом случае решение о депо приписки локомотивных бригад необходимо принять самостоятельно.
Для того, чтобы определить необходимое количество локомотивных бригад обслуживаемых заданный размер движения графическим способом необходимо составить ведомости оборота локомотивных бригад на участках А––Б–А и А–В–А. (рис. 3. Приложение А).
После заполнения ведомостей оборота локомотивных бригад, для определения их количества графическим способом, необходимо составить развернутый график обслуживания всех поездов одной бригадой (рис. 5. Приложение А).
При составлении этого графика необходимо обеспечить расчетное количество поездок в месяц; месячную норму часов работы, отдых в пункте постоянного жительства и пункте оборота в соответствии с «Положением о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта»; количество положенных выходных дней в течении месяца и их равномерное предоставление; равномерное чередование ночных и дневных рейсов, не допуская работы бригады более двух ночей подряд
Работникам локомотивных бригад в основном пункте (основное депо, пункт смены по месту жительства членов бригады и т. п.) предоставляется отдых после каждой поездки в оба конца. Продолжительность этого отдыха определяется следующим образом: число часов работы за поездку в оба конца умножается на 2,51, и из полученного произведения вычитаются часы отдыха в пункте оборота бригад.
Для увязки графика движения поездов с графиком оборота локомотивных бригад допускается уменьшение продолжительности отдыха локомотивных бригад в месте постоянной работы, но не более чем на ¼ полагающегося по норме. В последующие поездки в пределах учетного месяца это сокращение должно быть компенсировано соответствующим увеличением полагающегося отдыха. Во всех случаях домашний отдых после поездки не может быть менее 12 ч.
В зависимости от времени работы, и длины участка локомотивным бригадам наряду с отдыхом в месте постоянной работы предоставляется также отдых в пункте оборота. При этом время нахождения в поездке в одном направлении должно составлять 4 и более часов. Продолжительность отдыха в пункте оборота должна быть не менее половины времени предшествующей работы от основного пункта до пункта оборота.
Развернутый график оборота локомотивной бригады начинают составлять с бригады, которая приступает к работе с начала суток в основном пункте. В связи с тем, что локомотивные бригады обеспечивают круглосуточное обслуживание поездов, еженедельные дни отдыха им предоставляются не в общеустановленные выходные дни, а в любой день недели равномерно в течение месяца путем добавления 24 ч к нормальному отдыху, причитающемуся после последней поездки в рабочей неделе. Дни еженедельного отдыха во всех случаях должны предоставляться только в месте постоянной работы, а число их должно быть не менее числа воскресных дней данного месяца. Сокращение продолжительности времени еженедельного дня отдыха не допускается.
Количество суток необходимое для обслуживания всех поездов одной локомотивной бригадой необходимо приравнять к числу локомотивных бригад, которые смогут обслужить заданный размер движения в течении суток.
При расчете численности работников определяют списочное и явочное наличие. Явочное наличие – это число работников, которое должно быть на работе. Известно, что каждый работник имеет право на тарифный отпуск, не гарантирован от болезней и иногда должен отлучаться с работы для выполнения государственных и общественных обязанностей (например, как народный заседатель). Поэтому при определении потребности в рабочей силе учитывают и работников для замещения отсутствующих, т. е. определяют списочное наличие:
где явочное наличие, чел.;
коэффициент замещения отсутствующих, равный для
локомотивных бригад 0,13 – 0,14 в зависимости от
продолжительности отпуска.
Определим аналитическим путем количество локомотивных бригад необходимых для обслуживания заданного размера движения на участке Б-А-В:
= ,
где 30,4-среднемесячное количество дней
-среднемесячное количество рабочих часов 160,7;
- суммарная продолжительность работы локомотивных
бригад обслуживающих одну пару поездов.