Организация контрольно-ревизионной работы
Для осуществления контроля за состоянием грузовой и коммерческой работы железнодорожной станции и других предприятий перевозчика назначается старший коммерческий ревизор и участковые коммерческие ревизоры.
Границы ревизорских участков на отделении устанавливаются приказом начальника отделения исходя из норм проведения ревизий и проверок, а также объемов грузовой работы станций.
Коммерческие ревизоры обязаны проводить ревизии и проверки по выполнению работниками станций, дистанций погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, контейнерных пунктов, городских товарных станций, грузоотправителями и грузополучателями требований Устава, Правил перевозок грузов, Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, приказов и указаний МТК РК, подразделений перевозчика по перевозкам грузов, применению грузовых тарифов, соблюдению порядка выполнения грузовых и коммерческих операций, ведению технической и отчетной документации, а также контролировать правильность оформления перевозочных документов.
Коммерческие ревизоры осуществляют контроль за обеспечением безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов, вагонов, контейнеров, повышением доходности перевозчика от грузовых перевозок, полнотой взыскания сборов, штрафов, договорных тарифов, платежей и сборов.
Коммерческие ревизоры систематически проверяют состояние технической учебы коммерческих работников, участвуют в проведении технических занятий с работниками станций, участвуют в работе комиссии по периодической проверке знаний работников железнодорожного транспорта, а также принимают экзамены по знанию Технических условий работниками предприятий-грузоотправителей, ответственных за погрузку и крепление грузов в открытом подвижном составе. Материалы ревизий и проверок обобщаются, и на основе их анализа разрабатываются конкретные предложения и указания по устранению и предупреждению
выявленных недостатков. Ревизионная работа на станциях и предприятиях, на которых производятся операции по перевозкам грузов, осуществляется путем проведения полных и частичных ревизий и внезапных проверок в соответствии с планом работы. Станции с большим объемом работы подвергаются комплексным ревизиям с привлечением представителей соответствующих отделов отделения дороги.
Старший коммерческий ревизор, коммерческие ревизоры, ревизоры хладотранспорта, ревизоры-мастера весового хозяйства проводят ревизии и целевые проверки конкретных вопросов по годовому плану (с разбивкой по месяцам), который утверждается начальником отделения дороги.
Месячные планы целевых и внезапных проверок составляются старшим коммерческим ревизором и утверждаются начальником отдела грузовой и коммерческой работы отделения дороги.
Планы ревизионной работы разрабатываются с таким расчетом, чтобы в течение года были подвергнуты проверке все станции, открытые для грузовых операций.
Станции с большим объемом работы по отдельным вопросам грузовой и коммерческой работы должны проверяться ежеквартально.
Для проведения ревизий крупных станций старший коммерческий ревизор и старший ревизор по контролю доходов организуют бригаду, в состав которой включаются работники отдела грузовой и коммерческой работы, при необходимости других отделов, а также ревизоры: коммерческие, хладотранспорта, весового хозяйства. При ревизии проверяются все операции, связанные с выполнением принятых заявок на перевозку грузов, с переработкой, хранением, взвешиванием, выдачей, перевозкой грузов, оформлением документов, ведением грузовой, коммерческой, отчетной и другой документации.
Ревизия или проверка могут быть начаты в любое время суток. Перед началом ревизии или проверки ставятся в известность начальник станции (предприятия) или заместитель. О проведении внезапных проверок ревизор может ставить в известность указанных лиц в процессе проверки. Присутствие руководителя при ревизии необязательно, но постоянно должен присутствовать опытный работник станции (предприятия), который может давать необходимые пояснения по ходу работы бригады. Начальник станции (предприятия) или его заместитель приглашаются по
мере надобности для выяснения отдельных вопросов, а также при обнаружении серьезных недостатков, злоупотреблений.
Результат ревизии (проверки) оформляется актом или справкой. Акт (справка) должен быть объективным и кратким с указанием обнаруженных недостатков, нарушений. Цифровые данные излагаются в приложении. При изложении фактов неудовлетворительной организации работы, нарушений, злоупотреблений указывается точное наименование проверяемых объектов, документов, операций, фамилии и должности виновных. В акте должны быть даны предложения по устранению вскрытых ревизией или проверкой недостатков с указанием сроков их устранения
и конкретных исполнителей. В конце акта отмечается выполнение (невыполнение) предложений и указаний, зафиксированных в актах предыдущих ревизий и проверок. Акт должен быть подписан ревизором, начальником станции (проверяемого предприятия) или его заместителем и другими должностными лицами, присутствующими при проверке. Результаты ревизий и проверок сообщаются причастным работникам проверяемой станции (предприятия).
При необходимости ревизор обязан по материалам ревизии потребовать письменные объяснения от руководителей и виновных лиц.
Акт (справка) составляется в четырех экземплярах, из которых первый с заключением ревизора, объяснениями виновных и всеми приложениями представляется начальнику отдела грузовой и коммерческой работы, второй вручается начальнику станции (руководителю предприятия) под расписку в первом экземпляре, третий вручается финансовому отделу, а четвертый хранится в делах коммерческого ревизора. Начальнику станции (предприятия), кроме того, вручаются предложения ревизора по улучшению работы, изложенные в виде конкретных практических мероприятий.
По каждому акту ревизор представляет начальнику отдела грузовой и коммерческой работы заключение, в котором указывается, улучшилась ли работа с момента предыдущей ревизии при проверке, в чем выражаются основные недостатки, причины их возникновения, кто виновен в том, что эти недостатки не устранены.
Независимо от содержания акта все нарушения, отмеченные при ревизии или проверке, должны быть кратко записаны в Книгу ревизорских указаний (форма ГУ-75).
Результаты ревизий в течение 20 дней должны быть рассмотрены начальником отделения дороги или его заместителем. Результаты проверок должны быть рассмотрены в течение 10 дней на станциях, а при необходимости, в отделении дороги.
Перечень вопросов, подлежащих обязательной проверке при проведении ревизий содержится в Инструкции коммерческому ревизору железной дороги РК, но в зависимости от местных условий он может быть расширен. Всего при проведении ревизии необходимо обязательно проверить более 100 вопросов по семи направлениям деятельности станции (предприятия) в области грузовой и коммерческой работы.
К таким направлениям относятся:
– обеспечение безопасности движения поездов в грузовом хозяйстве (наличие профилактических мероприятий по обеспечению безопасности движения, графиков проверок, их выполнение, соблюдение схем и расчетов при погрузке, наличие списка лиц, сдавших испытания в комиссии отделения дороги по техническим условиям, наличие штемпелей об опасности грузов и др.;
– обеспечение сохранности грузов, состояние актового делопроизводства (выполнение приказов, указаний, мероприятий по грузовой и коммерческой работе, состояние трудовой дисциплины, состояние охраны грузов, розыск грузов, делопроизводство по коммерческим актам и др.);
– технология работы грузового района, сортировочной платформы и контейнерной площадки (соблюдение правил приема, переработки, складирования, хранения, выдачи грузов, соблюдение правил перевозок, технических условий и др.);
– соблюдение условий и технологии перевозок живности, продовольственных грузов (правильность оформления перевозочных документов, наличие сертификатов, ветеринарного свидетельства, правильность исчисления сроков доставки и транспортабельности, соблюдение Правил перевозок скоропортящихся и продовольственных грузов и т.п.);
– работа товарной конторы;
– работа СТЦ, пункта коммерческого осмотра поездов и вагонов;
– выполнение грузовых и коммерческих операций на путях необщего пользования (состояние договоров, правильность оформления памяток, ведомостей подачи и уборки вагонов, выполнение ветвладельцем Устава, Правил перевозок, Технических условий и др.).
Вопросы, подлежащие обязательной проверке при проведении ревизии, старший коммерческий ревизор распределяет для проверки среди членов бригады. При проведении полной или комплексной ревизии проверяются все вопросы по всем направлениям, а при проведении частичных ревизий — отдельные вопросы по одному-двум направлениям.