Причины появления дефектов сварки
Отклонения швов по высоте и ширине является одним из самых распространенных изъянов в сварочной работе. Несоответствие швов предусмотренным нормам является результатом небрежной подготовки кромок сварных соединений. Это приводит к тому, что расстояние между кромками разное и его необходимо заполнить наплавленным металлом. Параметры шва могут меняться из-за неравномерного перемещения электрода по всей свариваемой площади, невыполнения установленных правил процесса сварки. Швы и само сварное соединение в этом случае будут неровными и непрочными.
Трещины могут возникать как в основном металле, так и в сварочном. Они вызваны непроварами, кристаллизацией металла в процессе сварки, напряжением, возникшим из-за несоблюдения температурного режима и слишком быстрого охлаждения деталей, изменением структуры металла в ходе сварочных работ, повышенным содержанием фосфора, серы и пр.
Сварное соединение может содержать поры, заполненные газом округлые полости, которые возникают, когда поглощенный металлом водород, в результате нарушений в работе с горелкой, не успевает выделиться наружу и образует в металле газовые пузырьки. Поводом к появлению пор может стать влажное электродное покрытие, несоответствие химических составов сварных соединений, незачищенные края свариваемых металлов, наличие шлаков. Если в шве имеются поры, то конструкция не прослужит долго, будет уязвима для влияния окружающих факторов. С целью выявления пор используют проверку с помощью давления воды, смазыванием керосином, рентгеновскими лучами.
Подрезы представляют собой углубление по линии сварного соединения, спаивающего основной металл и наплавленный. Появляются из-за применения слишком большого тока или мощного сварочного устройства.
Непровар возникает, когда кромки многослойного сварного шва, соединяющего наплавленный и основной металлы, не полностью расплавились, вследствие недостаточной зачистки металлов от ржавчины, окалины, недостаточной мощности, неправильного выбора температуры сварочного аппарата, слишком высокой скорости сварки. Такое изделие становится непрочным, легко подверженным внешним воздействиям, ударам и деформациям.
Наплыв на сварном соединении образуется, если плавление электрода происходит слишком быстро, и жидкий металл натекает на недостаточно прогретый основной металл. Бывают случаи, когда наплывы сопровождаются непроварами, поэтому следует проверить участок и на наличие последних.
Свищи представляют собой дефект сварки углубления в виде воронки. Это сквозные поры, вызванные выделением газа, они видны при внешнем осмотре.
Шлаковые включения появляются при недостаточной очистке краев шва от грязи, напылений, отложений, ржавчины. Из технических причин возникновения шлаковых вкраплений выделяют сварку электродом с несоблюдением угла его наклона, мощности горелки, при слабом токе. Для выявления участков с подобным дефектом используют просвечивание рентгеновскими лучами или ультразвуком, магнитографическими приборами.
Кратеры, а именно незаплавленные углубления в шве, образуются, если сварка спонтанно прекращается. В таких местах существует высокая вероятность образования трещин, поэтому сварку нельзя прекращать внезапно.
Перегрев металла является изъяном микроструктуры сварного соединения, вызванным сваркой на большой мощности. Строение такого металла крупнозернистое, что влечет за собой его хрупкость и ломкость.
Пережог металла возникает, если в пламени не хватает кислорода, характеризуется наличием окислительных зерен в металле. Последствием пережога считается хрупкость металла, такой изъян не устраняется.Вернуться к оглавлению
6)Основные наружные дефекты швов сварных соединений, выполненных точечной сваркой:
· наружные трещины (рис. 1);
· прожог;
· наружный выплеск;
· вырыв точек;
· выход на поверхность литой структуры;
· разрыв металла у кромки соединения;
· поверхностное нарушение сплошности металла во вмятине от электрода;
· чрезмерная вмятина и неправильная форма вмятины от электродов;
· темная поверхность сварных точек.
Образованию этих дефектов контактной сварки способствуют:
· большая величина или длительность импульса сварочного тока;
· малое усилие сжатия электродов или отсутствие его;
· плохая подготовка поверхностей свариваемых деталей;
· загрязнение электродов;
· малое ковочное усилие;
· позднее приложение последнего;
· недостаточное охлаждение электродов;
· неисправное сварочное оборудование;
· неправильная форма контактных поверхностей электродов;
· большие натяги деталей при сварке и в процессе правки;
· неверное установление электродов и т.д.;
· близость сварной точки к краю соединения;
· малая величина нахлестки и др.;
· небольшой размер рабочей поверхности электродов;
· перекос деталей или электродов;
· износ рабочей поверхности электродов;
· перекос свариваемых электродов конструкции.
7)Основные внутренние дефекты точечной контактной сварки:
· непровар (рис. 2) - отсутствие взаимной литой зоны соединяемых элементов сварной конструкции
· внутренние трещины, поры и раковины;
· внутренний выплеск металла (рис. 16.] 4);
· несимметричное расположение ядра точки;
· чрезмерное проплавление - проплавление >80 % толщины свариваемого листа.
Причины, по которым образуются внутренние дефекты контактной сварки:
· недостаточная величина или импульс сварочного тока;
· большое усилие сжатия электродов;
· шунтирование сварочного тока;
· увеличение рабочей поверхности электродов;
· нестабильность контактного сопротивления, вызванная плохой подготовкой поверхностей деталей;
· большой плакирующий слой;
· раннее приложение ковочного усилия;
· малое усилие сжатия электродов;
· малое ковочное усилие;
· запаздывание включения ковочного усилия;
· большой сварочный ток;
· продолжительное время сварки;
· большое контактное сопротивление деталей;
· плохая зачистка электродов;
· большая величина сварочного тока или его импульса;
· плохая подготовка поверхностей деталей;
· загрязнение электродов;
· малое усилие сжатия электродов;
· перекос свариваемых элементов конструкции;
· смешение сварной точки к краю нахлестки;
· малая нахлестка;
· неправильный подбор размеров контактных поверхностей электродов;
· сварка различных по химическому составу материалов;
· сварка деталей разной толшины и др.