Предохранительные муфты

Предохранительные муфты разъединяют валы при превышении величины вращающего момента, предохраняя механизм от перегрузки. Предохранительные муфты необходимо устанавливать: в машинах ударного действия; а машинах обрабатывающих неоднородную среду, в которой возможны твердые включения; в автоматических машинах и устройствах в связи с отсутствием непрерывного наблюдения за их работой.

Предохранительные муфты с разрушающимся элементом (рис. 8.12а) применяются при редких перегрузках. Разрушающиеся элементы выполняют в виде штифтов из среднеуглеродистой улучшенной стали, прочность которых рассчитана на строго определенный вращающий момент. В случае перегрузки штифт срезается.

Такие муфты компактны, их удобно располагать близко к источникам перегрузки. Недостатки: необходимость замены штифтов при каждом срабатывании муфты.

Предохранительные муфты - student2.ru Предохранительные муфты - student2.ru
а б
Рис. 8.12. Предохранительные муфты

Пружинно-шариковые предохранительные муфты (рис. 8.12б) широко применяют при небольших скоростях и передаваемых моментах. Они обеспечивают высокую точность срабатывания, имеют возможность регулировки силы сжатия пружин, и, следовательно, регулировки в небольшом диапазоне моментов. При перегрузках муфта прощелкивает. Сцепление автоматически восстанавливается после прекращения действия перегрузки.

Кроме перечисленных, применяются предохранительные муфты других типов: пружинно-кулачковые, фрикционные муфты и т.д.

Обгонные муфты

Обгонные муфты (муфты свободного хода) передают момент в одном направлении и допускают свободное относительное вращение в противоположном.

Роликовая обгонная муфта (рис. 8.13) состоит из звездочки, кольцевой обоймы, роликов, пружин и толкателей. При вращении звездочки по часовой стрелке, ролики закатываются в суживающиеся полости и заклиниваются между звездочкой и обоймой. При обратном вращении ролики выкатываются в широкую часть полостей и муфта расцепляется.

Достоинства роликовых обгонных муфт: отсутствие мертвых ходов при наличии некоторой угловой податливости, важной для смягчения ударов, и почти бесшумная работа.



Предохранительные муфты - student2.ru
Рис. 8.13. Роликовая обгонная муфта

Для тихоходных валов применяют также зубчато-храповые и кулачково-храповые муфты.

Центробежные муфты

Центробежные муфты автоматически включаются при достижении определенной частоты вращения и выключаются при падении частоты вращения. Такие муфты применяются для разгона механизмов и машин с малыми пусковыми моментами и облегчения пуска.

Центробежные муфты (рис. 8.14) представляют собой фрикционные муфты, у которых механизм управления заменен специальными грузами, которые, двигаясь по направляющим под действием центробежных сил, прижимается к поверхности и тем самым включает муфту.

Предохранительные муфты - student2.ru
Рис. 8.14. Центробежная муфта

Подбор муфт

Подбор муфты начинается с выбора типа муфты на основании анализа условий работы машины, путем сравнения эксплуатационных характеристик муфт, их стоимости, массы, габаритов, технологических возможностей для изготовления и т.д.

Параметрами для выбора типоразмера выбранного типа муфты служат расчетный вращающий момент Предохранительные муфты - student2.ru , частота вращения валов n и номинальные диаметры соединяемых валов Предохранительные муфты - student2.ru и Предохранительные муфты - student2.ru .

Расчетный вращающий момент вычисляется по формуле:

Предохранительные муфты - student2.ru

где Предохранительные муфты - student2.ru - номинальный вращающий момент;

Предохранительные муфты - student2.ru - табличное значение максимального вращающего момента, передаваемого муфтой.

Предохранительные муфты - student2.ru - коэффициент, учитывающий режим работы (ее динамическую составляющую): При спокойной работе и небольших разгоняемых при пуске массах k = 1,1…1,5; при неравномерной работе с толчками и средних разгоняемых массах k = 1,5…2,0; при ударной нагрузке и больших разгоняемых массах k = 2,5…3,0.

В таблице приведены рекомендованные значения коэффициента k для различных типов машин:

Тип машины Предохранительные муфты - student2.ru
Транспортеры ленточные, испытательные машины 1,25 – 1,50
Транспортеры цепные, скребковые, винтовые 1,5 – 2,0
Вентиляторы, компрессоры, насосы центробежные 1,25 – 2,0
Компрессоры и насосы поршневые 2,0 – 3,0
Станки металлорежущие:  
с непрерывным движением 1,25 – 1,5
с возвратно-поступательным движением 1,5 – 2,5
Деревообрабатывающие станки 1,5 – 2,0
Мельницы шаровые, дробилки, молоты, ножницы 2,0 – 3,0
Краны грузоподъемные, элеваторы 3,0 – 4,0
Примечание: В передачах от поршневых двигателей значения Предохранительные муфты - student2.ru на 50–80% больше.

По таблицам справочников, из подходящих по условиям работы типов муфт, подбираются муфты по посадочному диаметру валов с минимальным значением вращающего момента муфты Предохранительные муфты - student2.ru (но не меньше расчетного вращающего момента Предохранительные муфты - student2.ru ). При этом скорость вращения валов не должна превышать максимальной скорости вращения муфты. Если соединяются валы разного диаметра, то подбор муфт идет по большему посадочному диаметру.

При выборе муфт можно столкнуться с ситуацией, когда по справочным таблицам невозможно подобрать муфту с диаметром посадочного отверстия, равным диаметру вала двигателя или редуктора. В этом случае предполагается, что муфта будет изготовлена по размерам из справочника, но с отверстием в одной из полумуфт по диаметру вала.

Список литературы

1. Подшипники качения. Сборник стандартов. В 2-х т. Т. 1. – М.: Изд-во стандартов, 1989 – 439 с.

2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т. 2. – М.: «Машиностроение», 1980 – 559 с.

3. Бабкин А.И. Проектирование цилиндрических и конических зубчатых передач. Учебно-методическое пособие для курсового проектирования. – Северодвинск: РИО Севмашвтуза, 2006 – 70 с.

4. Бабкин А.И. Проектирование клиноременных передач. Учебно-методическое пособие для курсового проектирования. – Северодвинск: РИО Севмашвтуза, 2006 – 43 с.

5. Бабкин А.И. Проектирование цепных передач. Учебно-методическое пособие для курсового проектирования. – Северодвинск: РИО Севмашвтуза, 2006 – 23 с.

6. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин – М.: Высшая школа, 2001 – 447 с.

7. Иванов М.Н. Детали машин – М.: Высшая школа, 1991 – 383 с.

8. Иосилевич Г.Б. Детали машин – М.: Машиностроение, 1988 – 368 с.

9. Курмаз Л.В., Скойбеда А.Т. Детали машин. Проектирование – Минск.: УП «Технопринт», 2002 – 290 с.

10.Решетов Д.Н. Детали машин – М.: Машиностроение, 1989 – 496 с.

11.Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин – Калининград.: Янтар. сказ, 2004 – 454 с.

12.Шелофаст В.В. Основы проектирования машин – М.: Изд-во АПМ, 2000 – 472 с.


Наши рекомендации