Самоуправление учащихся как воспитательная технология
Самоуправление учащихся (ученическое самоуправление) — это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.
В повседневной деятельности класса (школы) самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности коллектива (классного, школьного), организации этой деятельности, анализе своей работы, самооценке, самокритике, подведении итогов, принятии решений и самоустановок.
Ученическое самоуправлениеследует понимать не как вседозволенность, а как участие школьников в управлении собственными делами (не делами администрации, педагогов, родителей). Это может быть, например, организация дежурства, создание материальной базы своими руками, добротворческая деятельность, благоустройство школьной территории и т. п. Самоуправление — деятельность, управляемая и развиваемая педагогами на основе правовых и этических принципов.
По своему характеру ученическое самоуправление может быть:
1) общественное (детские и молодежные организации и движения — спортивные, патриотические, культурно-просветительские и др.);
2) производственное (советы предметных кабинетов, бригады, отряды, комиссии, связанные с учебно-познавательной, трудовой, хозяйственно-бытовой деятельностью учащихся);
3) территориальное (советы микрорайонов, улиц, поселков, домов, дворов, различные разновозрастные отряды по месту жительства, зоны милосердия, зоны социального действия);
4) функциональные органы самоуправления — это органы, связанные с выполнением конкретной деятельности (совет дела, профильные штабы, профильные клубы, объединения по интересам и т. д.).
Ученическое самоуправление является критерием уровня работы школы. Чем выше уровень управления школой, тем выше и уровень самоуправления, и уровень соуправления. При этом самоуправление, как и соуправление, возможно только в тех коллективах, где есть демократическое управление.
Самоуправление вносит в воспитательный процесс принципы добровольности, социальной ориентации воспитания, демократизма, гуманизации, творчества, вариативности, самостоятельности.
Основой ученического самоуправления является класс как первичный коллектив.
Нередко начинают формировать вначале общешкольные органы самоуправления. Это в корне неверно. Истинное самоуправление рождается снизу. Общешкольные органы обобщают то, что сформировалось в первичных коллективах.
В классе самоуправление формируется в определенную систему благодаря функционированию микроколлективов (звеньев, содружеств, товариществ, общин и т. д.). Каждый микроколлектив объединяет 5—7 учащихся. Основная функция микроколлектива — проведение индивидуальной работы с каждым учеником с учетом его склонностей и интересов. При формировании микроколлективов учитываются: дружба, местожительство, интересы, характер выполняемых поручений.
Высшим органом классного коллектива является классное собрание. Через собрание каждому ученику обеспечивается право в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.
Структура классного коллектива включает и исполнительные органы: совет класса, или ученический комитет (учком), постоянные комиссии, или секторы (учебный, трудовой, санитарный, культурно-массовый, физкультурно-спортивный, туристический и др.).
Временные группы и микроколлективы: совет дела, звенья милосердия, спортивные команды, трудовые бригады, советы друзей малышей, экологические дозоры.
Уполномоченные органов самоуправления: командиры классов (старосты), командиры звеньев (звеньевые), члены общешкольных органов самоуправления. Все они наделены определенными правами и действуют от имени тех органов, которые они представляют.
Важным компонентом системы самоуправления класса является общественноепоручение. Поручения включают учащихся в жизнедеятель-ность коллектива, в социально значимую деятельность. В основе системы поручений лежат следующие принципы: 1) преемственность, учитывающая обогащающийся из года в год опыт социальной деятельности воспитанника; 2) последовательность, предполагающая постепенное усложнение содержания и характера заданий; 3) массовость, т. е. участие в делах коллектива каждого воспитанника (каждый ученик должен иметь поручение, а то и два). Обычно в классах преобладают индивидуальные поручения, но наиболее эффективны групповые поручения. Они позволяют создавать группы по интересам, которые впоследствии перерастают в содружества.
Для примера приведем структуру самоуправления в одном школьном классе: собрание класса; совет командиров; команда «Вахтенные» (дежурные, лаборанты, консультанты, санитары, хозяева, затейники); команда «Забота» (помощники ветеранов, друзья малышей, волонтеры порядка, менеджеры добрых услуг, братья и сестры милосердия); команда «Деловые люди» (физорги, предприниматели, пресс-центр, культуролог, эколог, этнограф, миротворец).
Дежурные назначаются:
1) по классу (на каждый день, согласно графика, составленного классным руководителем при участии школьников на первом классном собрании в году);
2) по школе (в период дежурства класса по школе). В этом случае дежурит весь коллектив класса. Назначаются: дежурный командир (один на всю неделю или шесть на каждый день дежурной недели); ответственные дежурные по этажам и лестницам; связной (посыльный); патруль; дежурные по гардеробу.
Основные формы привлечения школьников к самоуправлению в классе:конкурс проектов; тематическое задание; разведка дел; ученический референдум (проводится по решению 1/3 ученического коллектива); дискуссия (диспут, дебаты).
Общешкольное ученическое самоуправление имеет структуру, подобную структуре классного коллектива. Но механизм функционирования системы школьного самоуправления значительно сложнее. Кроме первичных коллективов (классов) в нем могут действовать разные воспитательные центры, связанные с обучением, трудом, укреплением здоровья, отдыхом, спортом, творчеством. Например, трудовые объединения, спортивно-оздоровительные, клубные коллективы (например, клубы семейного дня).
В структуре школьного самоуправления повышается и усложняется по сравнению с классом уровень отношений, ответственности, зависимости.
Важнейшим органом самоуправления является общешкольное собрание (конференция школы). Собрание принимает стратегические решения, определяющие жизнедеятельность учащихся школы. Общешкольное собрание проводится не реже одного раза в год. Участие в собрании – не только право, но и обязанность воспитанников. Могут приглашаться любые лица — даже представители местной власти. Решения собрания носят законодательный характер. Так, общешкольное собрание принимает Устав школы (он должен быть также принят педагогическим коллективом), школьную конституцию, атрибуты геральдики, школьные законы (так в одной школе был разработан и принят Закон о борьбе с вандализмом и порчей имущества). Важную роль играет общешкольное собрание в формировании морально-этического климата: вместе с педагогическим коллективом оно разрабатывает и принимает кодекс чести школьника, заповеди, создает традиции.
Собранием избираются исполнительные органы. Высший исполнительный орган школьного самоуправления — ученический комитет. Члены исполнительных органов избираются из числа наиболее социально активных учащихся, делегированных первичными коллективами. Но любой член коллектива может предложить и свою кандидатуру.
В общешкольном коллективе создаются разнообразные временные и постоянные подразделения, или комиссии(как бы школьные «министерства»). Это секторы, советы, штабы. Например, учебный сектор, санитарный сектор, хозяйственный сектор, культурно-массовый сектор, физкультурно-спортивный сектор, сектор дежурств, совет лектория, школьное бюро добрых услуг, социологическая служба «Пульс» (занимается изучением общественного мнения). В школе В.А. Караковского были штабы знаний. Деятельность каждого такого органа возглавляет член исполнительного органа.
В общешкольном коллективе действует большая армия уполномоченных.
Интересный пример школьного самоуправления – ученическое кафе. В нем из числа учащихся назначаются администратор, бармены, официанты, ди-джеи, кассиры, оформители, охрана, гардеробщики, снабженцы, пресс-центр.
Условия эффективной работы ученического самоуправления:
· включение школьников в реальную жизнь, деятельность, носящую не надуманный характер (например, участие в делах милосердия, экологических движениях, охране памятников культуры);
· спонсорство, т. е. материальная и моральная поддержка со стороны организаций, предприятий, учреждений (например, социальные службы одного района поддержали начинания старшеклассников, которые решили доставлять продукты питания одиноким пожилым людям в отделенные села; необходим транспорт, хотя бы велосипеды, и райисполком помогает их приобрести);
· правовой всеобуч школьников;
· побуждение каждого ученика к самоопределению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию.
Ученическое самоуправление следует отличать от соуправления.
Соуправление — это совместная деятельность общественных или самодеятельных органов самоуправления с государственными органами управления на равных правах при равных обязанностях для достижения общих целей.
Пример соуправления: совместное заседание педагогического совета, ученического комитета школы и родительского комитета. Соуправление дает возможность объединить в социальной деятельности взрослых и детей. Ученическое самоуправление не может подменять собой ни управление, ни соуправление. Эти виды управления развиваются одновременно.