Монтаж и ремонт запорно-регулирующей арматуры
План:
1. Виды трубопроводной арматуры.
Ревизия арматуры.
3. Технические требования к деталям.
4. Ремонт арматуры.
Виды трубопроводной арматуры
Ревизия арматуры
Ревизию, ремонт и испытание трубопроводной арматуры, как правило, проводят в период ревизии трубопроводов, а также во время остановки отдельных агрегатов, установок или цехов на ремонт; при этом оформляют акт.
Трубопроводную арматуру, установленную на газопроводах для горючих газов, для проверки исправности следует ежеквартально опробовать в рабочих условиях, независимо от параметров среды. При опробовании проверяют герметичность сальникового устройства и исправность действия затворного механизма без проверки герметичности уплотнительных поверхностей.
Сроки проверки состояния предохранительных и обратных клапанов (включая разборку и чистку) устанавливают в зависимости от характера и чистоты газа, но не реже чем через 4000-4500 ч их работы.
Отсекающая арматура и обратные клапаны, а также арматура, работающая в условиях высокоагрессивных сред, независимо от категории трубопровода, должна быть подвергнута ревизии в следующем объеме:
· внешний осмотр арматуры;
· разборка уплотнительных деталей для осмотра и ремонта;
· тщательный осмотр отдельных деталей: шпинделя, клина или клапана и их крепления, уплотнительных поверхностей корпуса, ходовой гайки, сальника, крепежных деталей и т.п.;
· тщательный осмотр внутренней поверхности корпуса и крышки арматуры с целью выявления коррозии, эрозии и т.п.;
· замер толщины стенки корпуса и крышки при обнаружении следов коррозии и эрозии, выбраковка и замена изношенных деталей;
· сборка арматуры после устранения дефектов, опрессовка с целью определения плотности уплотнительных поверхностей (затвора) и ее прочности.
Материал для набивки сальников выбирают в соответствии с ГОСТ 5152—77.
Асбестовая прожиренная и прографиченная набивка для арматуры, устанавливаемой на газопроводах, может быть использована при рабочих температурах не выше 200 °С, так как при более высоком нагреве жировые вещества вытекают и плотность сальника быстро снижается.
При температурах выше 200 °С и давлениях до 10 МПа можно применять прографиченную асбестовую набивку. При этом каждое отдельное кольцо должно быть пересыпано слоем сухого чистого графита толщиной не менее 1 мм.
При высоких температурах рекомендуется применять специальные набивки, в частности асбометаллические, пропитанные особыми составами, стойкими к разрушению и не вытекающими под влиянием транспортируемых сред и высокой температуры.
Сальниковая набивка должна быть изготовлена из плетеного шнура квадратного сечения со стороной квадрата, равной ширине сальниковой камеры. Из такого шнура на оправке должны быть нарезаны отдельные кольца со скошенными под углом 45° концами. Кольца следует укладывать в сальниковую коробку вразбежку линий разреза, с уплотнением каждого кольца в отдельности. Высота сальниковой набивки должна быть такой, чтобы грундбукса в начальном положении входила в сальниковую камеру не более чем на 1/6 – 1/7 ее высоты, но не менее чем на 5 мм.
Подтяжку сальников следует выполнять равномерно, без перекосов грундбуксы. Для обеспечения плотности сальникового уплотнения необходимо следить за чистотой поверхности шпинделя и штока, а также за сохранностью рабочей части шпинделя.
Отбраковка литых изношенных корпусов задвижек, вентилей, клапанов и литых деталей трубопроводов производится в следующих случаях:
· если уплотнительные элементы арматуры износились настолько, что не обеспечивают нормального ведения технологического процесса, а отремонтировать или заменить их невозможно;
· если толщина стенки корпуса задвижки, клапана, вентиля, фитинга достигла значения отбраковки (δотб, мм), определяемого по формуле:
, (2.11)
где Dу – условный проход, см; Р – рабочее давление в корпусе, МПа; σпред – напряжение, зависящее от марки стали и рабочей температуры, МПа;
· если толщина стенки корпуса достигла значений, равных или меньше указанных ниже, независимо от рабочих условий:
Dу, мм 80 100 125 150 200
Предельная отбраковочная толщина стенки, мм 4,0 5,0 5,5 6,0 6,5
Арматуру перед ремонтом следует очистить от грязи, масла и следов коррозии, а затем разобрать. При этом должны быть приняты меры, предупреждающие возможность повреждения деталей. Запрещается разукомплектовывать арматуру и разбирать на одном рабочем месте арматуру одинаковых Dу, работающую в разных условиях.