Монтаж и ремонт запорно-регулирующей арматуры

План:

1. Виды трубопроводной арматуры.

Ревизия арматуры.

3. Технические требования к деталям.

4. Ремонт арматуры.

Виды трубопроводной арматуры

Ревизия арматуры

Ревизию, ремонт и испытание трубопроводной арматуры, как правило, проводят в период ревизии трубопроводов, а также во время остановки отдельных агрегатов, установок или цехов на ремонт; при этом оформляют акт.

Трубопроводную арматуру, установленную на газопроводах для горючих газов, для проверки исправности следует ежеквар­тально опробовать в рабочих условиях, независимо от парамет­ров среды. При опробовании проверяют герметичность сальни­кового устройства и исправность действия затворного механиз­ма без проверки герметичности уплотнительных поверхностей.

Сроки проверки состояния предохранительных и обратных клапанов (включая разборку и чистку) устанавливают в зави­симости от характера и чистоты газа, но не реже чем через 4000-4500 ч их работы.

Отсекающая арматура и обратные клапаны, а также арма­тура, работающая в условиях высокоагрессивных сред, неза­висимо от категории трубопровода, должна быть подвергнута ревизии в следующем объеме:

· внешний осмотр арматуры;

· разборка уплотнительных деталей для осмотра и ремонта;

· тщательный осмотр отдельных деталей: шпинделя, клина или клапана и их крепления, уплотнительных поверхностей корпуса, ходовой гайки, сальника, крепежных деталей и т.п.;

· тщательный осмотр внутренней поверхности корпуса и крышки арматуры с целью выявления коррозии, эрозии и т.п.;

· замер толщины стенки корпуса и крышки при обнаружении следов коррозии и эрозии, выбраковка и замена изношенных деталей;

· сборка арматуры после устранения дефектов, опрессовка с целью определения плотности уплотнительных поверхностей (затвора) и ее прочности.

Материал для набивки сальников выбирают в соответствии с ГОСТ 5152—77.

Асбестовая прожиренная и прографиченная набивка для арматуры, устанавливаемой на газопроводах, может быть ис­пользована при рабочих температурах не выше 200 °С, так как при более высоком нагреве жировые вещества вытекают и плотность сальника быстро снижается.

При температурах выше 200 °С и давлениях до 10 МПа можно применять прографиченную асбестовую набивку. При этом каждое отдельное кольцо должно быть пересыпано слоем сухого чистого графита толщиной не менее 1 мм.

При высоких температурах рекомендуется применять спе­циальные набивки, в частности асбометаллические, пропитан­ные особыми составами, стойкими к разрушению и не вытекаю­щими под влиянием транспортируемых сред и высокой темпе­ратуры.

Сальниковая набивка должна быть изготовлена из плетено­го шнура квадратного сечения со стороной квадрата, равной ширине сальниковой камеры. Из такого шнура на оправке должны быть нарезаны отдельные кольца со скошенными под углом 45° концами. Кольца следует укладывать в сальниковую коробку вразбежку линий разреза, с уплотнением каждого кольца в отдельности. Высота сальниковой набивки должна быть такой, чтобы грундбукса в начальном положении входила в сальниковую камеру не более чем на 1/6 – 1/7 ее высоты, но не менее чем на 5 мм.

Подтяжку сальников следует выполнять равномерно, без перекосов грундбуксы. Для обеспечения плотности сальниково­го уплотнения необходимо следить за чистотой поверхности шпинделя и штока, а также за сохранностью рабочей части шпинделя.

Отбраковка литых изношенных корпусов задвижек, венти­лей, клапанов и литых деталей трубопроводов производится в следующих случаях:

· если уплотнительные элементы арматуры износились на­столько, что не обеспечивают нормального ведения технологи­ческого процесса, а отремонтировать или заменить их невоз­можно;

· если толщина стенки корпуса задвижки, клапана, вентиля, фитинга достигла значения отбраковки (δотб, мм), опреде­ляемого по формуле:

монтаж и ремонт запорно-регулирующей арматуры - student2.ru , (2.11)

где Dу – условный проход, см; Р – рабочее давление в корпусе, МПа; σпред – напряжение, зависящее от марки стали и рабочей температуры, МПа;

· если толщина стенки корпуса достигла значений, равных или меньше указанных ниже, независимо от рабочих условий:

Dу, мм 80 100 125 150 200

Предельная отбраковочная толщина стенки, мм 4,0 5,0 5,5 6,0 6,5

Арматуру перед ремонтом следует очистить от грязи, масла и следов коррозии, а затем разобрать. При этом должны быть приняты меры, предупреждающие возможность повреждения деталей. Запрещается разукомплектовывать арматуру и разби­рать на одном рабочем месте арматуру одинаковых Dу, рабо­тающую в разных условиях.

Наши рекомендации