Тормозные рычажные передачи

Тормозной рычажной передачей называется система тяг и рычагов, посредством которых усилие человека (при ручном торможении) или усилие, развиваемое сжатым воздухом, по штоку тормозного цилиндра (при пневматическом или электропневматическом торможении) передается на тормозные колодки, которые прижимаются к колесам. По действию на колесо различают тормозные рычажные передачи с односторонним и двусторонним торможением.

Тормозная рычажная передача с двусторонним нажатием тормозных колодок имеет следующие преимущества по сравнению с односторонним:

· колесная пара не подвергается выворачивающему действию в буксах в направлении силы нажатия колодок;

· давление на каждую колодку меньше, следовательно, меньше износ колодок;

· коэффициент трения между колодкой и колесом больше.

Однако рычажная передача при двустороннем нажатии значительно сложнее по конструкции и тяжелее чем одностороннем, температура нагрева колодок при торможении выше на 10 – 15 %.

Тормозная рычажная передача электровоза ВЛ8.Рычажная передача каждой тележки выполнена с односторонним нажатием колодок на колесо с приводом от двух тормозных цилиндров 1 диаметром 10 дюймов и имеет передаточное отношение 8,1. При давлении в цилиндрах 3,8 кгс/см2 коэффициент нажатия колодок составляет 54%.

В систему передачи входят вертикальные рычаги 3, горизонтальные сварные тяги 5 и 11, подвески 10, балансиры 8, тормозные башмаки 9 с колодками 7, а также тормозные балки 6, 13 и предохранительные скобы 12. Пружины 2 служат для возвращения деталей рычажной передачи в исходное положение после отпуска тормозов.

Вертикальные рычаги первой и четвертой тележек удлинены для присоединения тяг 14, которые связаны с ручным тормозом поперечным балансиром 16 и далее цепью 15. Длина тяг 5 регулируется при помощи винтов 4.

Тормозная рычажная передача электровоза ЧС2. Рычажная передача каждой тележки состоит из трех независимых систем с тормозными цилиндрами диаметром 12 дюймов.

Передаточное отношение рычажной передачи 6,33. Коэффициент нажатия колодок 71%.



Усилия от штоков тормозных цилиндров 6 передаются на двуплечие рычаги 4 с оттягивающими пружинами 5 и через тяги 9— на траверсу с наклонными рычагами 10, шарнирно соединенными с башмаками и колодками 7, укрепленными с помощью подвесок 8 на раме тележки. Через тяги 3 регуляторов и рычаги 1 усилия передаются на колодки2 с другой стороны колес. Тяга от ручного тормоза подведена к первой и шестой колесным парам.

Автоматический регулятор электровоза ЧС2 имеет корпус 4, который соединен с тормозным рычагом. Внутри корпуса находится зубчатая рейка 3, к которой приварена тормозная тяга 1. Кроме того, в корпусе находятся защелка 5, прижимаемая к рей­ке 3 пружиной 6, и выключатель 7. По­лость корпуса регулятора защищена от грязи и пыли кожаным уплотнением 2. К регулирующему устройству относятся также корректирующие планки 9, установ­ленные на кронштейнах 10 и прижимаемые к ним пружинами. Другой конец корректирующей планки свободно насажен на валик 8 овальным отверстием, благодаря чему обеспечивается зазор 7 мм между валиком и поверхностью отверстия в планке при отпущенном тормозе.

Тормозные рычажные передачи - student2.ru

В процессе перемещения защелки 5 по зубчатой рейке 3 из­меняется рабочая длина тормозной тяги 1, а следовательно, и ход поршня тормозного цилиндра. Чтобы увеличить длину тормозной тяги при смене тормозных колодок, необходимо при помощи вык­лючателя 7 приподнять защелку 5 на 12 мм и вручную выдви­нуть рейку 3 из корпуса. После смены тормозных колодок производят торможение и отпуск, что обеспечивает автоматическую ре­гулировку хода поршня тормозного цилиндра в диапазоне 60— 120 мм.

При нормальном ходе поршня тормозного цилиндра (около 80 мм) благодаря наличию овальных отверстий в планках 9 в отпущенном состоянии тормоза обеспечивается отход тормозных колодок от поверхности катания колес примерно на 12 мм. В процессе эксплуатации электровоза тормозные колодки изнаши­ваются и ход поршня увеличивается. Когда он достигнет 118 мм, под действием сил в тормозной тяге защелка 5 по косой поверх­ности зубчатой рейки передвинется на один зуб рейки. При этом ход поршня вследствие уменьшения длины тяги уменьшится до 70 мм. Таким образом, автоматически восстанавливается перво­начальный ход поршня тормозного цилиндра.

Тормозная рычажная передача электровоза ВЛ11М выполнена на два передаточных отношения с учетом возможности применения чугунных или композиционных колодок, с двухсторонним нажатием колодок на колесо, с приводом от индивидуального тормозного цилиндра на каждую сторону тележки.

Тормозные цилиндры 17 закреплены на кронштейнах болтами М16, приваренных к шкворневому брусу рамы тележки. От штоков тормозных цилиндров усилия передаются через рычаги 13, планку 26, балансиры 15 и 20, связанные тягой 18, планки 12 на подвески 9 и внутренние тормозные колодки и далее посредством тяг 23 на подвески 24 и наружные тормозные колодки. Тормозные колод­ки при помощи чек 1 крепятся к башмакам 4, которые соединены с под­весками 9 и 24. Подвески 24 подвешены к концевым брусьям рамы те­лежки, а подвески 9 соединены валиком 5 с подвесками 2, присоединен­ными к кронштейнам на боковине рамы тележки. Верхними концами подвески 9 соединены с балансирами 15 и 20 планками 12. Через фигур­ные вырезы в нижней части подвесок проходят поперечины 8, соединен­ные попарно тягами 23, расположенными с внешней стороны каждой колесной пары. Балансиры 15 и 20 внизу соединены тягами 18 по­стоянной длины. Нижние отверстия в балансирах 15, 20 предусмотре­ны для перестановки тяги 18 при оборудовании тормозной системы регуляторами выхода штока.

Тормозные рычажные передачи - student2.ru Отверстия Б и В предусмотрены для перестановки валиков 21, 14 при оборудовании тормозной системы композиционными колодками. Поперечины 8, подвески 24, тяги 18 и 23 застрахованы от падения на путь при их обрыве тросами 16, 22. Тросы закреплены на кронштейнах рамы тележки и на тормозном цилиндре. Для предохранения от обры­ва длина тросов 22 выдерживается на 20—25 мм больше расстояния между точками их крепления.

Шарнирные соединения рычажной системы выполнены посредством валиков и втулок из высокомарган­цовистой стали, запрессованных в отвер­стия сопрягаемых деталей. Выход штока тормозного цилиндра регулируется измене­нием длины тяги 23 при вращении винта. При исчерпании возможности регулировки выхода штока посредством винта тяги 23 ступенчатое регулирование осуществляется перестановкой валиков в последующие от­верстия этих тяг. Болты 10 служат для регулировки равенства зазоров между колод­ками и бандажами. Предельное значение разницы зазоров на каждой стороне тележки не более 5 мм. Зазоры между колодками и бандажом по концам каждой колодки регулируются разворотом колодок на валиках 5 при помощи пружин 7 и упорных болтов 6. Предельное значение разности зазоров не более 5 мм, причем больший зазор должен быть на ниж­нем конце колодки.

Балансир 15 верхним концом упирается в рычаг 13, а балансир 20 упирается в головку болта 19, при этом необходимо иметь в виду, что упорным болтом следует пользоваться только при замене чугунных колодок на композиционные и наоборот.

При диаметре бандажа менее 1200 мм валики 11 должны переставляться в крайние отверстия планки 12.

Наши рекомендации