Тормозные рычажные передачи
Тормозной рычажной передачей называется система тяг и рычагов, посредством которых усилие человека (при ручном торможении) или усилие, развиваемое сжатым воздухом, по штоку тормозного цилиндра (при пневматическом или электропневматическом торможении) передается на тормозные колодки, которые прижимаются к колесам. По действию на колесо различают тормозные рычажные передачи с односторонним и двусторонним торможением.
Тормозная рычажная передача с двусторонним нажатием тормозных колодок имеет следующие преимущества по сравнению с односторонним:
· колесная пара не подвергается выворачивающему действию в буксах в направлении силы нажатия колодок;
· давление на каждую колодку меньше, следовательно, меньше износ колодок;
· коэффициент трения между колодкой и колесом больше.
Однако рычажная передача при двустороннем нажатии значительно сложнее по конструкции и тяжелее чем одностороннем, температура нагрева колодок при торможении выше на 10 – 15 %.
Тормозная рычажная передача электровоза ВЛ8.Рычажная передача каждой тележки выполнена с односторонним нажатием колодок на колесо с приводом от двух тормозных цилиндров 1 диаметром 10 дюймов и имеет передаточное отношение 8,1. При давлении в цилиндрах 3,8 кгс/см2 коэффициент нажатия колодок составляет 54%.
В систему передачи входят вертикальные рычаги 3, горизонтальные сварные тяги 5 и 11, подвески 10, балансиры 8, тормозные башмаки 9 с колодками 7, а также тормозные балки 6, 13 и предохранительные скобы 12. Пружины 2 служат для возвращения деталей рычажной передачи в исходное положение после отпуска тормозов.
Вертикальные рычаги первой и четвертой тележек удлинены для присоединения тяг 14, которые связаны с ручным тормозом поперечным балансиром 16 и далее цепью 15. Длина тяг 5 регулируется при помощи винтов 4.
Тормозная рычажная передача электровоза ЧС2. Рычажная передача каждой тележки состоит из трех независимых систем с тормозными цилиндрами диаметром 12 дюймов.
Передаточное отношение рычажной передачи 6,33. Коэффициент нажатия колодок 71%.
Усилия от штоков тормозных цилиндров 6 передаются на двуплечие рычаги 4 с оттягивающими пружинами 5 и через тяги 9— на траверсу с наклонными рычагами 10, шарнирно соединенными с башмаками и колодками 7, укрепленными с помощью подвесок 8 на раме тележки. Через тяги 3 регуляторов и рычаги 1 усилия передаются на колодки2 с другой стороны колес. Тяга от ручного тормоза подведена к первой и шестой колесным парам.
Автоматический регулятор электровоза ЧС2 имеет корпус 4, который соединен с тормозным рычагом. Внутри корпуса находится зубчатая рейка 3, к которой приварена тормозная тяга 1. Кроме того, в корпусе находятся защелка 5, прижимаемая к рейке 3 пружиной 6, и выключатель 7. Полость корпуса регулятора защищена от грязи и пыли кожаным уплотнением 2. К регулирующему устройству относятся также корректирующие планки 9, установленные на кронштейнах 10 и прижимаемые к ним пружинами. Другой конец корректирующей планки свободно насажен на валик 8 овальным отверстием, благодаря чему обеспечивается зазор 7 мм между валиком и поверхностью отверстия в планке при отпущенном тормозе.
В процессе перемещения защелки 5 по зубчатой рейке 3 изменяется рабочая длина тормозной тяги 1, а следовательно, и ход поршня тормозного цилиндра. Чтобы увеличить длину тормозной тяги при смене тормозных колодок, необходимо при помощи выключателя 7 приподнять защелку 5 на 12 мм и вручную выдвинуть рейку 3 из корпуса. После смены тормозных колодок производят торможение и отпуск, что обеспечивает автоматическую регулировку хода поршня тормозного цилиндра в диапазоне 60— 120 мм.
При нормальном ходе поршня тормозного цилиндра (около 80 мм) благодаря наличию овальных отверстий в планках 9 в отпущенном состоянии тормоза обеспечивается отход тормозных колодок от поверхности катания колес примерно на 12 мм. В процессе эксплуатации электровоза тормозные колодки изнашиваются и ход поршня увеличивается. Когда он достигнет 118 мм, под действием сил в тормозной тяге защелка 5 по косой поверхности зубчатой рейки передвинется на один зуб рейки. При этом ход поршня вследствие уменьшения длины тяги уменьшится до 70 мм. Таким образом, автоматически восстанавливается первоначальный ход поршня тормозного цилиндра.
Тормозная рычажная передача электровоза ВЛ11М выполнена на два передаточных отношения с учетом возможности применения чугунных или композиционных колодок, с двухсторонним нажатием колодок на колесо, с приводом от индивидуального тормозного цилиндра на каждую сторону тележки.
Тормозные цилиндры 17 закреплены на кронштейнах болтами М16, приваренных к шкворневому брусу рамы тележки. От штоков тормозных цилиндров усилия передаются через рычаги 13, планку 26, балансиры 15 и 20, связанные тягой 18, планки 12 на подвески 9 и внутренние тормозные колодки и далее посредством тяг 23 на подвески 24 и наружные тормозные колодки. Тормозные колодки при помощи чек 1 крепятся к башмакам 4, которые соединены с подвесками 9 и 24. Подвески 24 подвешены к концевым брусьям рамы тележки, а подвески 9 соединены валиком 5 с подвесками 2, присоединенными к кронштейнам на боковине рамы тележки. Верхними концами подвески 9 соединены с балансирами 15 и 20 планками 12. Через фигурные вырезы в нижней части подвесок проходят поперечины 8, соединенные попарно тягами 23, расположенными с внешней стороны каждой колесной пары. Балансиры 15 и 20 внизу соединены тягами 18 постоянной длины. Нижние отверстия в балансирах 15, 20 предусмотрены для перестановки тяги 18 при оборудовании тормозной системы регуляторами выхода штока.
Отверстия Б и В предусмотрены для перестановки валиков 21, 14 при оборудовании тормозной системы композиционными колодками. Поперечины 8, подвески 24, тяги 18 и 23 застрахованы от падения на путь при их обрыве тросами 16, 22. Тросы закреплены на кронштейнах рамы тележки и на тормозном цилиндре. Для предохранения от обрыва длина тросов 22 выдерживается на 20—25 мм больше расстояния между точками их крепления.
Шарнирные соединения рычажной системы выполнены посредством валиков и втулок из высокомарганцовистой стали, запрессованных в отверстия сопрягаемых деталей. Выход штока тормозного цилиндра регулируется изменением длины тяги 23 при вращении винта. При исчерпании возможности регулировки выхода штока посредством винта тяги 23 ступенчатое регулирование осуществляется перестановкой валиков в последующие отверстия этих тяг. Болты 10 служат для регулировки равенства зазоров между колодками и бандажами. Предельное значение разницы зазоров на каждой стороне тележки не более 5 мм. Зазоры между колодками и бандажом по концам каждой колодки регулируются разворотом колодок на валиках 5 при помощи пружин 7 и упорных болтов 6. Предельное значение разности зазоров не более 5 мм, причем больший зазор должен быть на нижнем конце колодки.
Балансир 15 верхним концом упирается в рычаг 13, а балансир 20 упирается в головку болта 19, при этом необходимо иметь в виду, что упорным болтом следует пользоваться только при замене чугунных колодок на композиционные и наоборот.
При диаметре бандажа менее 1200 мм валики 11 должны переставляться в крайние отверстия планки 12.