Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ)

и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)

Цель

Цель РФФИ и РГНФ - поддержка инициативных фундаментальных исследований, направленная на получение нового научного знания, которое в дальнейшем может быть в значительной степени преобразовано в инновационный продукт, необходимый для прогресса экономики (в соответствии со стратегическими целями Правительства Российской Федерации).

Законодательная база

РФФИ образован Указом Президента РФ от 27 апреля 1992 года № 426 как федеральное учреждение, находящееся в ведении Правительства РФ, средства которого формируются за счет государственных бюджетных ассигнований и привлеченных средств.

РГНФ образован Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 1994 г. № 1023 как государственная некоммерческая организация в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации, средства которой формируются за счет государственных бюджетных ассигнований и привлеченных средств.

Стратегические цели и тактические задачи деятельности РФФИ и РГНФ определяются: Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»; Уставом РФФИ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2001 г. № 161; Уставом РГНФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2001 г. № 347; «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года», «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002г.); положениями Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 11 мая 2005 года.

Особенности подхода

РФФИ и РГНФ поддерживают лучшие инициативные творческие коллективы ученых, а не организации, причем финансирование осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе (субвенции в форме грантов);

- основные принципы работы РФФИ и РГНФ – конкурсность, открытость, адресность финансирования;

- поддержка лучших проектов осуществляется строго по итогам конкурсного отбора, вне зависимости от ведомственной принадлежности и правового статуса организаций, в которых работают коллективы, выполняющие эти проекты;

- основанием для принятия решения о финансовой поддержке проекта являются результаты многоэтапной экспертизы, проводимой независимыми экспертами и экспертными советами фондов;

- работа экспертов и экспертных советов оплачивается фондами;

- деятельность РФФИ и РГНФ координируется постоянно действующей согласительной комиссией;

- научный руководитель обязуется опубликовать результаты исследований, полученные за счет средств фондов, и сделать их общественным достоянием;

- фонды оказывают информационное содействие ученым и обеспечивают контроль за ходом выполнения проектов.

Описанный подход позволяет создать благоприятные условия для порождения нового научного знания, для возрастания потока научной информации.

Объект поддержки

РФФИ и РГНФ поддерживают творческие коллективы, создаваемые учеными в инициативном порядке для проведения исследований с целью решения конкретных научных задач, сформулированных в рамках инициативных исследовательских проектов, представляемых в фонды в качестве заявок на финансовую поддержку. В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию 2001 года содержится прямое указание на необходимость перехода к механизму финансирования науки «в том числе таким образом, как это уже не первый год делают отечественные научные фонды. Они на конкурсной основе финансируют именно исследования, а не исследовательские учреждения».

Опыт и масштабы деятельности

В соответствии с указанной выше целью работа РФФИ и РГНФ носит комплексный характер, конкурсы РФФИ и РГНФ направлены на решение следующих задач:

1. Поддержка инициативных проектов фундаментальных исследований по всем направлениям и областям знаний.

2. Поддержка науки в регионах России, в том числе поддержка инициативных фундаментальных исследований, направленных на решение проблем, особо важных для экономического и социального развития региона.

3. Поддержка инициативных фундаментальных исследований, ориентированных на конечный результат. Целью мероприятий по данной задаче является последовательное и целенаправленное получение фундаментальных научных результатов, которые могут быть в дальнейшем использованы в инновационном процессе, а также выявление инновационно-привлекательных результатов, возникающих в процессе выполнения фундаментальных исследований в рамках других конкурсов, проводимых фондами.

4. Информационное обеспечение фундаментальных исследований, проводимых при поддержке фондов.

5. Поддержка фундаментальной отраслевой науки.

6. Развитие международного научного сотрудничества, в том числе со странами СНГ.

Следует также упомянуть: задачи развития материально-технической базы фундаментальных исследований; издание научных монографий; проведение научных экспедиций и полевых исследований; поддержку организации российских и международных научных мероприятий на территории России и участия российских ученых в международных научных мероприятиях за рубежом; проектов по написанию аналитических обзоров.

За 13-летний период существования РФФИ эксперты Фонда проанализировали более 190 тысяч заявок, из которых было поддержано более 77 тысяч проектов из 74 субъектов РФ. В конкурсах приняло участие более 200 тысяч ученых, из которых около 100 тысяч были поддержаны Фондом как участники проектов-победителей. Ежегодно РФФИ поддерживает более 10000 проектов, выполняемых примерно в тысяче организаций, участниками которых являются более 50 тысяч человек. Ежегодно Фонд расходует на поддержку проектов 97% общего объема выделяемого финансирования, на оплату экспертизы и содержание аппарата – 3%.

За 11 конкурсов, проведенных Фондом в 1994—2005 гг., в РГНФ поступили и прошли экспертизу 53 123 научных проекта. В 1995—2005 гг. Фонд поддержал 21 460 научных проектов разных типов.

Основные позитивные результаты

Работа РФФИ и РГНФ стала одним из определяющих факторов в жизни российской науки. Фонды эффективно действуют как инструмент сопряжения интересов науки и государства, способствуют сохранению научно-технического потенциала и естественному реструктурированию науки, концентрации самых активных и продуктивных ученых на наиболее перспективных задачах, а также способствуют преодолению разрыва между результатами фундаментальных исследований и их востребованностью обществом, государством и промышленностью, поскольку фундаментальные исследования являются важным источником инновационных идей.

Принципиально важно, что фонды не только выполняют задачу связи ученых и государства, но и являются крупнейшими центрами концентрации нового знания. Кроме того, фонды обладают контекстно связанной высокоорганизованной информацией о российской науке, что, в свою очередь, открывает богатейшие возможности для непрерывного многоаспектного мониторинга российского научного комплекса, для обоснованного выбора приоритетных направлений развития науки, оценки состояния критических технологий, повышения конкурентоспособности российской экономики, обороноспособности страны, для принятия других стратегических решений. Фонды сегодня - это и центры информации о науке как социальном организме и об ученых как субъектах науки.

Необходимые затраты

Распоряжением Правительства РФ от 08 мая 1996 г. № 728-р предписано направлять ежегодно Российскому фонду фундаментальных исследований средства в размере 6% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки.

Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1995 г. № 875 «О финансировании Российского гуманитарного научного фонда» предписано «направлять ежегодно, начиная с 1996 года, Российскому гуманитарному научному фонду средства в размере 1% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки». Следует отметить, что до сих пор без внимания остаются многочисленные рекомендации об увеличении доли РГНФ в бюджете науки до 1,5%, несмотря на непрерывный рост числа заявок и соответствующее вынужденное ужесточение конкурсов РГНФ.

Целевые индикаторы деятельности РФФИ и РГНФ

Целевыми индикаторами являются: число поддержанных проектов; число участников проектов; число организаций, эффективно ведущих фундаментальные исследования; число регионов, где выполняются проекты поддержанные фондами; число научных публикаций по этим проектам; импакт-факторы журналов, где публикуются научные статьи по проектам РФФИ и РГНФ; число проведенных экспертиз; число привлекаемых экспертов.

Оценка эффективности деятельности РФФИ и РГНФ

Субвенции в форме грантов на проведение фундаментальных исследований предполагают эффективность научной деятельности заявителя: процесс научного познания финансируется не сам по себе, а по заявленному и ожидаемому результату в виде публикаций, проведения экспедиций, создания баз данных, информационных систем и коммуникаций, издания словарей, монографий и т.п. По некоторым видам конкурсов предусмотрено финансирование только результатов научной деятельности: это проекты по изданию научных трудов, проекты создания информационных систем (создание баз данных, электронные публикации), проекты участия российских ученых в научных мероприятиях за рубежом (выступления с докладами), проведение научных экспедиций и мероприятий. Контроль за эффективностью научных исследований осуществляют экспертные советы и советы фондов, рассматривающие ежегодные отчеты и принимающие по ним решения: промежуточные и итоговые отчеты по каждому проекту рассматриваются и оцениваются членами экспертных советов на заседаниях секций, координаторы представляют результаты этой работы на заседаниях экспертных советов, председатели экспертных советов – на заседаниях советов фондов. Итогом многоуровневого анализа является решение советов фондов по каждому проекту.

Направления совершенствования деятельности РФФИ и РГНФ

Учитывая, что нормативная правовая база фондов была сформирована в середине 90-х годов прошлого века, для создания условий их дальнейшего развития необходимо решить следующие проблемы совершенствования деятельности и корректировки научной политики фондов, уточнения их места и роли в поддержке науки, включая:

- совершенствование условий конкурсов;

- дальнейшее совершенствование экспертной системы и нормативной базы фондов;

- выработка предложений в проект закона «О государственных научных фондах» и по внесению изменений в Бюджетный и Гражданский кодексы, в федеральные законы «О бюджетной классификации», «О некоммерческих организациях»;

- координация деятельности фондов с органами государственного управления и научными организациями в целях эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на развитие науки, в том числе развитие межведомственной и межрегиональной кооперации в научных исследованиях с государственными академиями наук, министерствами, ведомствами и администрациями субъектов РФ; активизация договоров о совместной поддержке научных исследований с администрациями и правительствами субъектов РФ, с международными научными фондами и академиями;

- информирование научного сообщества о деятельности фондов в СМИ, в том числе в бюллетенях и на веб-сайтах фондов;

- развитие системы контроля за целевым использованием средств, выделяемых на выполнение проектов, разработка системы контроля и санкций для авторов и организаций.

Основные этапы работы фондов как инструмента государственной научной политики:

2006-2007 гг. – совершенствование законодательной и нормативной правовой базы по совершенствованию деятельности РФФИ и РГНФ, разработка новых направлений и приоритетов в сфере естественных и гуманитарных наук, оптимизация программной деятельности фондов, развитие совместных международных и региональных конкурсов, направленных на восстановление единого научного пространства СНГ, развитие фундаментальной науки в регионах России, создание эффективных сетей международного научного сотрудничества, поощрение участия молодых ученых в конкурсах фондов и стимулирование процессов межведомственной, межрегиональной и междисциплинарной интеграции фундаментальной науки;

2008-2010 гг. – формирование и реализация крупных программ в рамках приоритетных направлений, создание международных сетей по генерации фундаментальных знаний, привлечение средств регионов и частных фондов на проведение научных исследований;

2010-2015 гг. – стимулирование расширенного воспроизводства фундаментальных знаний, увеличение бюджетных расходов по реализации крупных ведомственных целевых программ, увеличение доли частных и международных фондов в финансировании фундаментальных исследований, стимулирование международной интеграции российской науки.

Наши рекомендации