Вопрос 2.19. Эксплуатация центробежных насосов
В процессе работы насоса необходимо систематически проверять нагрев подшипников и сальников насоса, а также давление по мано метру и следить за приборами, показывающими поступление масла и воды для охлаждения. Система охлаждения должна обеспечить тем пературу подшипников, не превышающую 60° С.
- 6 5 -
Следует следить за тем, чтобы уровень жидкости отвечал требуе мой высоте всасывания или подпора насоса, особенно при пуске или прогреве агрегата. При остановке насоса необходимо медленно зак рыть задвижку на напорном трубопроводе и выключить двигатель. После охлаждения насоса (горячего) нужно закрыть все вентили, подводящие масло и воду для охлаждения, а также закрыть краны у манометров.
Если насос останавливают на длительное время, рабочие колеса, уплотняющие кольца, защитные гильзы вала, втулки и все обтекаемые жидкостью детали следует смазать, а сальниковую набивку вынуть.
Узлами центробежного насоса, определяющими продолжитель ность его бесперебойной работы, являются сальники и подшипники, поэтому их монтажу и уходу за ними необходимо уделять особое вни мание. При нагреве сальника следует несколько раз включить и вык лючить насос, пока не просочится масло через набивку. Если масло не появится, то это означает, что сальник слишком туго набит, и его нуж но ослабить. Нагрев подшипников, прекращение поступления смазки, вибрация или ненормальный шум свидетельствуют о неполадках
в насосе; последний должен быть немедленно остановлен для осмотра
и устранения причин, вызывающих ненормальную его работу.
При помощи насосов на нефтепромыслах перекачивают нефть из резервуаров сборных установок, буферных и участковых нефтесбор-ных пунктов и сборных общепромысловых и товарных парков, а так же их используют для внутренней перекачки на деэмульсационных и стабилизационных установках.
Для этого сооружают насосные станции, отличающиеся друг от дру га количеством и производительностью насосов, а также общими разме рами зданий. Для сборных установок и участковых пунктов специаль ных зданий насосных станций обычно не сооружают, а насосы монтиру ют на металлических передвижных основаниях - салазках и защищают от атмосферных влияний капотом с жалюзийными решетками.
Для общепромысловых и товарных парков применяют мощные насосы и сооружают специальные здания. Выбор производительнос ти, типа и количества насосов зависит от количества перекачиваемой жидкости, ее вязкости, числа часов работы в сутки и вида энергии для двигателя.
Наиболее широко применяют на нефтепромыслах центробежные насосы, как более экономичные и удобные в обслуживании. Но об ласть их применения ограничена, так как КПД насоса с увеличением вязкости нефти резко снижается.
В качестве привода обычно применяют электродвигатели и толь ко при отсутствии электроэнергии пользуются двигателями внутрен него сгорания.
Насосную станцию следует располагать так, чтобы был обеспе чен самотек от резервуаров к насосам. Это особенно важно для цен-
- 6 6 -
- 6 7 -
опоры вала 7. Вал насоса соединяется с приводящим двигателем с помощью муфты 5. Жидкость поступает в подвод насоса и переме щается рабочим колесом в отвод, который соединен с нагнетатель ным трубопроводом.
Рабочее колесо в большинстве насосов состоит из следующих ча стей: ступицы, переднего и заднего дисков и лопастей. Вращение вала насоса передается закрепленной на нем ступице и соединенному со ступицей заднему диску, а затем лопастям и переднему диску рабоче го колеса.
Как видно, такой тип рабочего колеса аналогичен по своей конст рукции колесу консольного насоса (см. рис. 2.17.), которое имеет два уплотнения (на переднем и заднем диске). Уплотнение на заднем дис ке колеса и разгрузочные отверстия позволяют уменьшить осевое давление, действующее на колесо.
В насосах многих типов применяется, как отмечалось выше, вза имно противоположное расположение рабочих колес, при котором в насосе имеются два подвеса и один отвод.
Такая конструкция центробежных насосов полностью исключает осевое давление. Они предназначены для подачи больших количеств жидкости. Применяются рабочие колеса с одним диском (полуотк рытые) и без дисков (открытые). В полуоткрытых и открытых рабо чих колесах существенно уменьшены потери мощности на дисковое трение. Такие насосы имеют несколько меньшие осевые габаритные размеры, чем насосы с обычными рабочими колесами. Такая конст рукция дает преимущества, например, в многоступенчатых скважин-ных насосах, где число ступеней достигает нескольких сотен, и умень шение длины насоса приобретает большое значение. Отводы насосов могут быть спиральными и лопаточными.
Рис 2.17. Консольный насос
- 6 8 -
В многоступенчатых насосах отвод переходит в канал, подводя щий жидкость к следующему рабочему колесу. Отвод при этом мо жет быть кольцевым и с непрерывной лопаточной системой. Лопа точный отвод, а в многоступенчатом насосе узел отвода и подвода часто называется направляющим аппаратом.
Уплотнения в насосе.Уплотнения в насосе предназначаются дляпредотвращения утечек жидкости или проникновения воздуха в по лости всасывания насоса, уменьшения утечек жидкости в зазорах между рабочим колесом и корпусом, отводом или направляющим аппаратом насоса и предотвращения утечек жидкости в месте уплот нения вала.
В консольном насосе проникновение воздуха на его вход возмож но только через соединение входа с подводящим трубопроводом.
В этом месте применяются различные уплотнения (во фланцевом со единении уплотнительные кольца, прокладки и др.). В насосе с вы носными опорами устанавливаются уплотнения по вращающемуся валу. Применяются в основном уплотнительные устройства двух ти пов: сальники с уплотнениями из мягкого материала и торцевые уп лотнения.
Сальник (рис. 2.18, а) состоит из упругой набивки 1 и грундбуксы 2, поджимающей набивку. Грундбукса подтягивается обычно двумя гай ками, навинчивающимися на шпильки, которые ввинчены в корпус насоса (см. рис. 2.17.). Сальники, устанавливаемые на входе насоса, часто имеют полое кольцо (фонарь), к которому подается заградитель ная жидкость под небольшим давлением. В результате создается до полнительное препятствие попаданию воздуха на вход насоса.
В сальниках на выходе насоса иногда устанавливаются полые кольца для подвода охлаждающей или смазывающей жидкости или задержки и отвода подаваемых насосом токсичных или огнеопасных жидкостей.
Упругая набивка сальника прижимается к валу с большим усиле нием. Это вызывает нагрев и износ вала и набивки. Поэтому при под тягивании грундбуксы не следует прикладывать чрезмерное усилие, но в то же время необходимо поджимать набивку регулярно.
Упругая набивка обычно изготавливается из хлопчатобумажного шнура, пропитанного графитом и жиром. При высоких температурах применяется асбестовый шнур и другие специальные набивки. Упру гая набивка сальника иногда чередуется с кольцами из антифрикци онного металла которые применяются для отвода теплоты от вала, а в некоторых случаях для лучшей его центровки. Для предохране ния вала от износа на него обычно надевается втулка.
Широкое распространение получили торцевые уплотнения (рис. 2-18, б), состоящие из неподвижного кольца 1, закрепленного в корпусе
- 6 9 -
Рис. 2.18. Сальниковое (я) и торцевое (б) уплотнения
насоса, и кольца 2, вращающегося с валом. Кольцо 2 прижимается к кольцу 1 пружиной 3, которая может располагаться и в неподвиж ных деталях. При применении заградительной жидкости, последняя подводится между двумя торцевыми уплотнениями. Давление на плоскости соприкосновения колец составляет 0,08-0,15 МПа. Коль ца изготавливаются из износоустойчивых материалов (бронза, нержа веющая сталь, керамика, твердые сплавы, обработанный для получе ния повышенной твердости графит) и отличаются высокой точнос тью размеров и чистотой обработки поверхностей. Торцевые уплот нения применяются, в частности, в нефтяных магистральных насо сах, подающих нефть и нефтепродукты с температурой от -15 до +80 °С и содержанием механических примесей по объему не более 0,2 %. Тор цевые уплотнения обеспечивают герметичность в месте выхода вала из корпуса насоса. К материалам пар трения торцевых уплотнений
- 7 0 -
предъявляются следующие требования: стойкость к воздействию по даваемой среды (потери по массе за 60 сут. не более 0,01 %), непрони цаемость для подаваемой среды, отсутствие схватывания и заедания в момент пуска насоса, фрикционная теплостойкость (наработка до появления первой трещины не менее 3000 ч), значение коэффициен та трения на контакте не более 0,1. Средняя наработка на отказ тор цевых уплотнений нефтяных магистральных насосов составляет 10000 ч.