Уборка городских территорий
Уборка в городах производится на улицах и площадях, территориях мест общественного пользования (парки, скверы и т.п.), а также на территориях жилых кварталов и микрорайонов.
Мусор, загрязняющий городские улицы, носит общее название уличного смёта. Расчетные нормы накопления смёта принимаются в зависимости от типа покрытий проезжей части: для усовершенствованных покрытий — 12 л или 10 кг с 1 м2 в год, для булыжных мостовых— 20 л или 15 кг с 1 м2 в год и для дорожек и аллей в парках и скверах, на бульварах и в садах — 8 л или 5—6 кг с 1 м2 в год. Суточная неравномерность накопления смёта принимается в пределах 1,5—2.
Уборка улиц, площадей и других общественных открытых мест разделяется на летнюю и зимнюю. Летняя уборка заключается в подметании, мойке и поливке проезжих частей и тротуаров улиц, а также в борьбе с пылью. Зимняя уборка заключается в сборе и удалении снега и устранении скользкости при гололедице, т. е. в создании условий удобного и безопасного движения транспорта и пешеходов в зимнее время.
Уборка улиц и площадей города производится в соответствии с установленным режимом и технологией выполнения уборочных работ. Режим работ, т. е. характер, частота и сроки выполнения работ, определяется в зависимости от категории улиц и их значимости, а также от размеров движения транспорта и пешеходов.
Технологический процесс уборки зависит от типов дорожных покрытий, определяющих возможность механизации работ. Так, например, мостовые ограничивают применение машинных способов уборки, а усовершенствованные покрытия (асфальтовые и цементно-бетон-ные) позволяют механизировать все основные процессы их уборки.
Основными видами летней уборки улиц, как уже упоминалось, является подметание и мойка проезжих частей. Подметание включает собственно подметание, сбор смёта и его удаление. Эти операции выполняются специальными подметальными машинами. Механизированное подметание производится только на асфальтовых и цементно-бетонных покрытиях.
Мойка проезжих частей улиц производится струей воды под давлением 3—5 ат. Смёт смывается в лотки улиц. Поливка производится в жаркие дни в целях некоторого понижения температуры воздуха и дорожных покрытий, повышения относительной влажности воздуха (на 4—12%) и уменьшения запыленности воздуха примерно в два-три раза.
К специальным мероприятиям по обеспыливанию относятся поливка и обработка поверхности дорожных покрытий пылесвязываю-щими веществами для предупреждения образования пыли и рассеивания ее в воздухе. К таким веществам относятся: гигроскопические соли (хлористый кальций и т.п.), органические и минеральные пылесвязывающие вещества и специальные эмульсии.
В технологии и организации летней уборки улиц выделяются: генеральная (главная, основная) уборка, проводимая, как правило, в ночное время или ранним утром, до начала движения транспорта и выхода населения на улицы; дежурная (патрульная) уборка, производимая в течение дня, периодически или эпизодически.
Городские магистральные улицы и площади подлежат генеральной уборке один или два раза в день, а в течение дня — дежурной уборке. Улицы с меньшим движением транспорта подвергаются генеральной уборке один раз в день, а дежурной уборке — по необходимости.
Подметание улиц производится специальными подметально-уборочными машинами. При подметании частицы мусора отделяются от дорожного покрытия и подаются в бункер, машины с помошью транспортера или иного устройства. Подметально-уборочные машины выполняют операции по подметанию проезжих частей улиц, сбору смёта и вывозу его к местам разгрузки бункера. Машины оборудованы подметальными устройствами (задней горизонтальной щеткой, лотковыми вертикальными щетками по сторонам машины), бункером для сбора смёта, транспортером для подачи мусора в бункер, увлажнительными или пневматическими устройствами, механизмами привода подметального оборудования и устройством управления.
Уменьшение пылеобразования при подметании достигается путем увлажнения покрытий, для чего машины оборудуют баками для воды, насосами, трубопроводами и форсунками для полива. При пневматическом обеспыливании машины оборудуют соответствующими пневматическими устройствами.
Известны многие типы подметально-убо-рочных машин в СССР и в зарубежных странах. В отечественной практике широко применяются модификации машин марки ПУ (рис. 212).
Мойка дорожных покрытий осуществляется с помощью поливо-моечных машин, как правило, только при усовершенствованных покрытиях, а также брусчатых или мозаиковых мостовых при неразмываемых швах. Сбор и удаление смёта осуществляется смывом его в лотки улиц и дождеприемные колодцы водосточной сети. Несмытая часть смёта удаляется подметально-уборочными машинами.
Поливо-моечные машины могут быть использованы для поливки зеленых насаждений. Они же служат и для поливки улиц в жаркое время. Машины оборудуются цистернами для воды емкостью 4—6 тыс. л и более, насосной системой, трубопроводами и насадками для подачи воды. Благодаря шарнирному креплению насадки могут быть установлены в разном положении: для мойки, поливки улиц навесной струей и других целей.
В зимнее время поливо-моечные машины используют для зимней уборки путем укрепления на них съемного снегоочистительного оборудования (плугов и щеток).
В практике городов применяются различные модификации поливо-моечных машин марки ПМ.
Летняя поливка улиц распространяется на все типы дорожных покрытий. Для поливки необходимы навесной характер направления струй и давление значительно меньшее, чем при мойке покрытий.
Поливку производят в часы высокой температуры воздуха и в зависимости от нее устанавливают кратность поливки. Ее можно производить 5—6 раз в день и чаще, в зависимости от температуры воздуха и образования пыли на улицах.
Расход воды на увлажнение покрытий проезжей части определяется при подметании 0,01—0,015 л/л*2, на поливку 0,2—0,5 л/м2 и на мойку 1—1,2 л/м2 поверхности покрытия.
Уборочные машины работают самостоятельно, группами с выполнением одного вида работ или группами кооперированного выполнения разных видов работ в их определенной технологической последовательности. Кооперированную работу прежде всего организуют на генеральной уборке совместным выполнением подметания и мойки улиц.
Для организации работ устанавливают график режима работ , на основе которого составляют графики уборки конкретных улиц города и маршрутные карты отдельных машин или колонн. Для подметально-уборочных и поливо-моечных машин учитывают время заправки водой.
При расчете потребного количества машин для летней уборки исходят из полного объема работ, включая генеральную уборку и последующее использование машин на дежурной уборке. Расчет ведется раздельно по основным операциям — подметанию, мойке и поливке улиц. Зимняя уборка улиц заключается в расчистке проезжих частей и тротуаров от снега, сборе и удалении снега с улиц, а также в борьбе с гололедицей. В период между снегопадами осуществляется сбор и удаление всякого мусора, образующегося на улицах.
По своему состоянию снег может быть рыхлым, средней плотности и твердым. Твердость (плотность) снега влияет на работу снегоуборочных машин. Твердость снега колеблется в пределах 0,2—0,6 т/м2. Объемный вес рыхлого снега в валах принимается равным 0,35—0,5 т/м3. При сгребании и окучивании в валы снег уплотняется примерно в 2— 2,5 раза. Загрязнение снега твердыми веществами принимается обычно в 1% по объему, но может быть и более значительным.
Подметание, сгребание и окучивание снега производится плужно-щеточными снегоочистительными машинами. Подметание производят при незначительных снегопадах и сухом снеге. Сгребание производят при влажном снеге, а также при сухом, когда его слой более 4 см. Сгребание снега является основным мероприятием по расчистке улиц при снегопадах.
Окучивают снег с целью сбора в валы для удобства его механизированной погрузки в автомобили.
Подметание улиц и сгребание снега целесообразно производить колонной снегоочистительных машин при движении их с интервалом 10—20 м и перекрытием части полос впереди идущих машин.
Снег удаляется разными способами: вывозом на снеговые свалки автомобильным грузовым парком, откидыванием снега в сторону от проезжей части на полосы насаждений или незастроенные участки, сплавом снега по водосточной сети города, снеготаянием со сбросом талой воды в водосточную сеть города.
При зимней уборке применяют снегоочистительные машины, снегопогрузчики, роторные снегооочистители, транспортные средства для вывоза снега. В качестве снегоуборочных машин используют летние поливо-моечные машины, оборудуемые снегоочистительными устройствами.
Основное условие организации зимней уборки улиц — выполнение работ в минимально сжатые сроки. В то же время объемы работ при больших снегопадах настолько велики, что выполнение их возможно только при максимальной механизации всех работ и четкой их организации.
Объем работ определяется площадью проезжих частей улиц города и толщиной снегового покрова. Расчет объемов работ ведется по большим снегопадам в данной местности. В средней полосе СССР в течение зимнего периода бывает от 5 до 15 больших снегопадов, а в иные годы до 20 снегопадов. Толщина снегового покрова за зиму достигает 1,25 м.
Зимнюю уборку разделяют на регулярную, проводимую в период между снегопадами, и периодическую, производимую во время и после снегопадов. При больших снегопадах последняя превращается в аварийную уборку. Регулярная уборка осуществляется ранним утром, а периодическая и аварийная начинается в начале снегопада и продолжается до полной расчистки улиц и удаления снега.
Основой организации зимней уборки является установленный режим уборки снега. Улицы разбивают на группы, в зависимости от их категории, значимости, транспортных потоков и типа покрытий. Для каждой группы устанавливают вид и сроки проведения снегоуборочных работ. Так, например, сгребание снега на магистральных улицах производится непрерывно с начала снегопада и заканчивается в пределах одного часа после окончания снегопада, а удаление снега с улиц может производиться на магистральных улицах со сроком окончания от 24 до 48 ч после снегопада и на второстепенных улицах — со сроком окончания от 48 до 72 ч после снегопада и т. д.
Кроме того, устанавливают строгую очередность в расчистке проезжих частей и удалении снега для отдельных групп улиц и конкретных улиц. На основе установленного режима работ составляют рабочие графики уборки улиц при снегопадах.
Уборку снега производят одиночными снегоочистительными машинами или колоннами машин. Снег собирают в валы высотой не более 1,5 м. Валы располагают у бортовой линии проезжих частей или, при наличии резервных полос, по оси проезжей части. В качестве снеговых свалок используют реки и каналы, овраги на территории города и другие места. На реках свалки организуют таким образом, что бы не происходило загрязнения стенок набережной, были бы удобными и безопасными подъезды и разгрузка автомобилей-самосвалов.
Снегоочистительные машины представляют собой чаще всего обычные грузовые автомобили или летние поливо-моечные машины, оснащенные специальным оборудованием — щетками и плугами, а иногда и совками. Совки сдвигают снег в сторону, а щетки подметают оставшуюся часть снега. Конструкции плугов различны. Иногда для уборки используются бульдозеры.
Снегопогрузчики предназначаются для погрузки снега из валов в кузова грузовых автомобилей, обычно самосвалов. Погрузчики оборудуют питателем, транспортером, приводом поступательного движения и специальными механизмами, гидравлическим устройством, системой управления. Для большей производительности автомобилей на вывозке снега практикуется наращивание бортов кузова.
Очень эффективны при очистке от снега проезжих частей улиц роторные снегоочистители, перебрасывающие снег на расстояние до 20 м. Они же могут быть использованы на погрузке снега из валов в кузова автомобилей-самосвалов.
Роторные снегоочистители оборудуют шне-ко-роторным устройством, приводом поступательного движения и специальных механизмов и гидравлической системой. Рабочий механизм — шнеки и ротор — монтируют впереди машины. Для направления выбрасываемого снега служит улитка.
Мероприятия по борьбе с гололедицей заключаются в очистке проезжих частей от снега, скалывании льда, придании поверхности покрытия большей шероховатости, т. е. увеличении коэффициента сцепления колеса с дорогой. Этот коэффициент в нормальных летних условиях принимается 0,5—0,7, а при снеговом покрове уменьшается до 0,15—0,25 и при обледенении— до 0,08—0,1.
Основном мероприятием является дробление ледяной корки на проезжей части специально оборудованным катком с рифлеными ободами и посыпание проезжей части и тротуаров песком, мелкими высевками и другими материалами с крупностью частиц не более 4—5 мм. Посыпку улиц осуществляют пескоразбрасывателями (рис. 219). Песок или иной материал, поступающий из кузова на вращающийся диск, помещенный сзади кузова, рассыпается равномерным слоем по проезжей части улицы.
Расчет количества зимних уборочных машин производится по расчетному снегопаду и толщине соответствующего ему слоя снега. Для каждого вида машин и выполняемой операции расчет производится самостоятельно. Для расчета снегоочистительных машин с плугами используется формула расчета подме-тально-уборочных машин, включая коэффициент использования машин в течение рабочего времени К9, принимаемый для машин зимней уборки 0,7. Уборку снега на тротуарах механизировать значительно сложнее, так как ширина тротуаров меньше ширины проезжих частей и на них размещаются мачты, опоры, указатели, выступающие ступени входов в здания и другие препятствия для движения уборочных машин.
Для зимней, а также и летней уборки тротуаров на улицах и в микрорайонах применяют малогабаритные тротуароуборочные машины со сменным оборудованием (щетками, поливочным оснащением, зимними плугами и т. д.). Кроме того, многие из этих машин можно использовать для перевозки мелких материалов в микрорайонном хозяйстве.
Отечественные конструкции тротуароуборочных машин довольно разнообразны. Широко применяются машины марки Т-1 и другие (рис. 220), а также малогабаритные машины новейших конструкций.
Удаление снега автомобильным транспортом требует большой затраты сил и средств. В то же время для удаления снега могут быть использованы городские водосточные сети. Сплав снега производится с соблюдением определенных условий. Диаметр коллекторов водосточной сети должен быть не менее 700 мм, а наполнение их — не менее чем на 0,3 м при диаметре коллектора 700—800 мм, на 0,25 м при диаметре 900—1000 мм и на 0,2 м при диаметре более 1000 мм.
Как правило, большая часть водосточных сетей в зимнее время не работает. Однако отдельные коллекторы могут иметь постоянный расход, например коллекторы с заключенными в них малыми речками и протоками, коллекторы, отводящие отработанные воды бань и прачечных с круглогодичной работой, и т.д.
Снег можно сплавлять и по коллекторам, не имеющим постоянного расхода. Для этого в коллекторы подают воду из городской водопроводной сети. Для сплава на 1 мъ снега требуется от 5 до 9 м3 воды.
Кроме того, возможно обводнение водосточной сети или отдельных коллекторов подачей воды в сеть в верховом участке с забором воды из какого-либо источника, например водохранилища.
Для снегосбора используют смотровые колодцы на водосточных коллекторах или специально сооружаемые приемные шахты с расширенными люками для одновременного сброса снега с нескольких автомобилей
Следует иметь в виду, что сплав снега по коллекторам с постоянным расходом воды значительно более выгоден в экономическом отношении, чем сплав с добавлением воды.
Снеготаяние осуществляют в специальных снеготаялках, в которых снег расплавляют и затем сбрасывают в водосточную сеть города. По виду топлива снеготаялки разделяют на нефтяные, угольные и газовые. По месту нахождения снеготаялки бывают передвижные и стационарные. Наиболее экономичны и эффективны в своей работе снеготаялки стационарные, работающие на газе или отработанных водах, а также использующие тепло районных котельных или тепловых сетей.
Стационарные снеготаялки устраивают заглубленными в землю, что упрощает сброс в них снега. Снеготаялки присоединяют посредством подземных выпусков воды к водосточным коллекторам.
Коэффициент полезного действия снеготаялки определяется расходом топлива на единицу объема таящего снега.
Значительная экономия в расходе средств при вывозе снега автомобильным транспортом достигается при сооружении сети снеготаялок по районам города с резким сокращением перевозок снега. Особенно эффективны снеготаялки, работающие на дешевом топливе (отработанных теплых водах, дымовых газах), а также газовые снеготаялки.
В практике зарубежных стран (США, Канада) созданы передвижные снеготаялки, смонтированные на шасси грузового автомобиля, на прицепных платформах или на специальных шасси. Они оборудуются топливной аппаратурой, плавильной ванной, системой трубопроводов и т. д.
Наряду со снегосплавом и снеготаянием удаление снега можно производить путем использования систем, нагревающих дорожные покрытия и вызывающих таяние на них снега и льда.
Нагревательные системы представляют собой трубы, закладываемые в дорожной конструкции, по которым циркулирует горячая жидкость (теплоноситель). В другом варианте в покрытии заделываются токонесущие провода, также подогревающие покрытие.
В практике зарубежных стран применяются нагревательные системы с жидким теплоносителем. Трубы имеют диаметр от 25 до 38 мм. Закладываются трубы на различной глубине, до 35 см от поверхности.
Любая нагревательная система может быть автоматизирована с включением в работу и выключением при определенной температуре и влажности на покрытии.