Обработка бортов и застежек
При обработке бортов применяют прокладки из хлопчатобумажных, льняных, нетканых прокладочных материалов с клеевым покрытием или без него. При изготовлении изделий из толстых кож, велюра и спилка прокладки не применяют. Борта в изделиях из натуральной кожи и замши с повышенной растяжимостью обрабатывают клеевыми или неклеевыми кромками, лейкопластырем.
В изделиях с неклеевыми прокладками прокладки соединяют с основными деталями на стачивающей машине, прокладывая строчки на 0,2–0,3 см от срезов горловины, плечевого и проймы (рис. 85а, б). Клеевая прокладка соединяется с деталями переда, подбортов с помощью утюга или на прессе.
В изделиях с цельновыкроенными подбортами уступы бортов, а в отдельных моделях и углы бортов внизу обтачивают швом шириной 3–4 мм, углы выворачивают, выправляют. Для закрепления края борта выполняется одна или две отделочные строчки (рис. 85в).
а б в
Рис. 85. Соединение прокладки в изделиях с цельновыкроенными подбортами: а – с основной деталью; б – с подбортом; в – закрепление прокладки по краю борта
В изделиях с отрезными подбортами борта могут быть обтачными, обработанными накладным швом с открытыми срезами или открытым только со стороны подборта.
На рис. 86 показана обработка борта накладным швом с одним открытым срезом.
а б
Рис. 86. Обработка бортов накладным швом: а – соединение подбортов с деталями переда; б – прокладывание отделочной строчки
В этом случае подборта накладывают на детали переда так, чтобы срезы борта деталей заходили на 1,0 см один на другой (рис. 86а). Припуск на обработку низа подгибают по надсечкам или разметке на лицевой стороне.
Затем подборта настрачивают на детали переда на расстоянии 0,1–0,2 см от срезов подбортов. Припуск на подгиб низа деталей переда должен закрывать нижний срез подбортов (в готовом виде) на 0,5–0,7 см. Далее борта вывертывают, выправляют, образуя кант из деталей переда, и прокладывают отделочную строчку (рис. 86б).
При использовании клеевого способа соединения деталей обработка края борта упрощается. По краю борта основной детали с изнаночной стороны наносят слой клея, подгибают срез борта на 0,5–0,7 см от края и заколачивают на деталь.
На открытый срез подборта накладывают край борта, на который предварительно может быть нанесена лента «трансфер», и настрачивают одной или двумя строчками в зависимости от модели на расстоянии 0,2–0,7 см от края борта (рис. 87а).
При обработке бортов накладным швом с двумя открытыми срезами край борта переда накладывают на подборт, уравнивая срезы, и соединяют одной или двумя строчками (рис. 87б).
а б
Рис. 87. Обработка бортов накладным швом: а – с одним закрытым
срезом; б – двумя открытыми срезами
Петли в мужских и женских изделиях могут быть обметанными, обтачными, прорубными и навесными.
Обработка обтачных петель заключается в притачивании к деталям переда и закреплении обтачек, в прокладывании строчки по контуру петли с захватом подборта и в разрезании подборта на участке петли (рис. 88).
При использования клеевого способа обтачки предварительно обмазывают клеем с изнаночной стороны и заколачивают, перегнув по ширине пополам. Прорезают отверстие для петли, припуски на швы заколачивают, обтачки совмещают встык, размещают их с изнанки как при обработке прорезного кармана в рамку (рис. 88а).
а б
Рис. 88. Обработка обтачных петель клеевым способом:
а – вид со стороны детали переда; б – со стороны подборта
Обтачные петли могут быть обработаны цельновыкроенной обтачкой. На рис. 89 представлена технологическая обработка такой петли.
а б
Рис. 89. Обработка обтачных петель одной обтачкой: а – притачивание обтачкой и разрезание отверстия на детали переда; б – прокладывание строчки по контуру петли и разрезание подборта.
В изделиях из толстых кож, велюра, спилка петли можно прорубить при помощи приспособления с предварительным прокладыванием машинной строчки по контуру петли (рис. 90).
Рис. 90. Обработка прорубной петли в изделиях из толстых кож
Навесные петли из основного материала применяются для изделий из тонкой кожи. Вырезают несколько полосок кожи шириной 2,0–2,5 см и длиной, равной диаметру пуговицы плюс 2,0 см. Полоски складывают вдоль и прострачивают, предварительно соединив их с прокладкой из флизелина.
Готовые полоски свертывают петельками так, чтобы сторона со швом оказалась внутри петли (рис. 91а). На лицевой стороне детали намечают положение петель и вклеивают их кончики (рис. 91б), а затем обрабатывают край борта одним из рассмотренных ранее способов (рис. 91в). Уголок петли может быть закреплен клеевым способом или машинной строчкой.
а б в
Рис. 91. Обработка навесной петли: а – стачивание петли;
б – соединение петли с основной деталью; в – обработка борта
Застежка на тесьму-молнию используется в куртках, жилетах, пиджаках. Технология обработки их довольно проста и показана на рис. 92.
При обработке краев застежки обтачным швом расстегнутую молнию притачивают к краям деталей переда. Подборта накладывают лицевой стороной на детали переда и обтачивают. Швы расправляют, прокладывают отделочную строчку. Можно вложить тесьму-молнию непосредственно при обтачивании (рис. 92а). При обработке края борта накладным швом с одним закрытым (рис. 92 б) или двумя открытыми срезами (рис. 92в) тесьма-молния вкладывается между деталью переда и подборта, далее прокладываются отделочные строчки. Строчка прокладывается на 0,1–0,2 см от строчки притачивания тесьмы-молнии.
Совершенствование технологии обработки возможно за счет использования клеевого соединения (рис. 92г). В зависимости от свойств кожи по срезу борта может быть проложена клеевая кромка. Детали могут быть предварительно скреплены лентой «трансфер».
а б
а б
Рис. 92. Обработка бортов с застежкой на тесьму-молнию: а – обтачным швом в кант; б – накладным швом с одним закрытым срезом; в – накладным швом с двумя открытыми срезами; г – клеевым способом
Обработка застежки на тесьму-молнию в брюках, шортах, юбках из кожевенных материалов выполняется аналогично обработке в изделиях из текстильных материалов.