Пятифакторная модель Портера

Модель 5 сил конкуренции Портера используется для понимания структуры отрасли, анализа ее привлекательности с точки зрения получения прибыли, оценки конкуренции и разработки стратегии бизнеса.

Пять сил Портера включают в себя:

1) анализ угрозы появления продуктов заменителей;

2) анализ угрозы появления новых игроков;

3) анализ рыночной власти поставщиков;

4) анализ рыночной власти потребителей;

5) анализ уровня конкурентной борьбы.

Угроза появления продуктов – заменителей наличие продуктов-заменителей, склонность потребителей к которым может увеличиться вследствие изменения цены (эластичность спроса).

· склонность потребителей к покупке продуктов-заменителей;

· сравнение цены и качеств продуктов-заменителей;

· стоимость переключения на продукт-заменитель для потребителя;

Угроза появления новых игроков - рынки, приносящие высокую прибыль, привлекают новых игроков. В результате появляются многочисленные новые игроки, существенно снижающие прибыль. Если не предпринимать действий по блокированию или затруднению входа новых игроков, прибыль будет последовательно снижаться с ростом уровня конкуренции.

· наличие барьеров входа (лицензии, патенты, авторские права, и т. д.);

· необходимость затрат на дифференциацию продукта;

· стоимость бренда;

· стоимость переключения или невозвратные (утопленные) издержки;

· стартовые затраты для новых игроков;

· доступ к дистрибуции;

· преимущества в себестоимости;

· преимущества в положении на кривой приобретения знаний;

Рыночная власть поставщиков - поставщики сырья, компонентов, рабочей силы и услуг могут влиять на деятельность компании. Они могут отказаться работать с компанией или установить чрезмерно высокие цены на уникальные ресурсы.

· сравнение стоимости переключения поставщиков и стоимости переключения компании

· степень дифференциации сырья и исходных материалов

· наличие заменителей поставщиков

· сравнение концентрации поставщиков и концентрации компании

· солидарность рабочей силы (например, деятельность профсоюзов)

Рыночная власть потребителей - влияние потребителей на компанию и чувствительность потребителя на изменение цены.

· концентрация потребителей к уровню концентрации компании

· степень зависимости от существующих каналов дистрибуции

· количество потребителей

· сравнение стоимости переключения потребителя и стоимости переключения компании

· доступность информации для потребителей

· возможность вертикальной интеграции (построение холдингов с вертикальной интеграцией)

· доступность существующих продуктов-заменителей

Уровень конкурентной борьбы- для большинства отраслей это определяющий фактор, влияющий на уровень конкуренции в отрасли. Иногда игроки конкурируют агрессивно, иногда происходит неценовая конкуренция в инновациях, маркетинге, бизнес - моделях и т. д.

· количество конкурентов

· уровень роста рынка

· критерии насыщения рынка

· барьеры входа в отрасль

· барьеры выхода из отрасли; отличительные черты конкурентов

1.Угрозы появления продуктов заменителей

Следует отметить, что и на всей сфере дополнительного профессионального образования существенно отразилось окончательное вступление в силу нового закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которым не предусмотрено прохождения государственной аккредитации и выдачи документов государственного образца по программам повышения квалификации. Таким образом, с 1 сентября 2013 года все организации, реализующие программы дополнительного профессионального образования выдают документы установленного образца. В сложившихся условиях заказчики отдают предпочтение учебным центрам с хорошей репутацией, большим опытом работы и подтвержденными компетенциями преподавателей.

Академия АйТи — хорошо известный бренд на рынке ИТ-обучения. Дипломы Академии АйТи воспринимаются как свидетельство высочайшего качества обучения, а также являются фундаментом для международной сертификации. Именно поэтому заказчики, в фокусе внимания которых – развитие своего персонала - делают выбор в пользу продолжения сотрудничества с компанией. Академия АйТи подвела итоги работы за 2013-2014 учебный год, проанализировала опыт и уже приступила к реализации новых серьезных планов для достижения необходимых результатов к завершению финансового года в марте 2015 г. В 2013-2014 учебном этом году Академия АйТи продемонстрировала ожидаемые финансовые результаты с учетом нестабильности рынка дополнительного профессионального образования, состояния экономики и серьезной конкуренции. Совокупный оборот учебного бизнеса Академии АйТи составил 349 млн. рублей, что демонстрирует небольшой спад – на 4% по сравнению с предыдущим периодом.

По анализу данного фактора можно отметить, что при возникновении продуктов заменителей на академию Айти это мало повлияет, так как потребители будут пользоваться ресурсами и средствами проверенной, а именно сертифицированной академией Айти.

Наши рекомендации