Пятифакторная модель Портера
Модель 5 сил конкуренции Портера используется для понимания структуры отрасли, анализа ее привлекательности с точки зрения получения прибыли, оценки конкуренции и разработки стратегии бизнеса.
Пять сил Портера включают в себя:
1) анализ угрозы появления продуктов заменителей;
2) анализ угрозы появления новых игроков;
3) анализ рыночной власти поставщиков;
4) анализ рыночной власти потребителей;
5) анализ уровня конкурентной борьбы.
Угроза появления продуктов – заменителей наличие продуктов-заменителей, склонность потребителей к которым может увеличиться вследствие изменения цены (эластичность спроса).
· склонность потребителей к покупке продуктов-заменителей;
· сравнение цены и качеств продуктов-заменителей;
· стоимость переключения на продукт-заменитель для потребителя;
Угроза появления новых игроков - рынки, приносящие высокую прибыль, привлекают новых игроков. В результате появляются многочисленные новые игроки, существенно снижающие прибыль. Если не предпринимать действий по блокированию или затруднению входа новых игроков, прибыль будет последовательно снижаться с ростом уровня конкуренции.
· наличие барьеров входа (лицензии, патенты, авторские права, и т. д.);
· необходимость затрат на дифференциацию продукта;
· стоимость бренда;
· стоимость переключения или невозвратные (утопленные) издержки;
· стартовые затраты для новых игроков;
· доступ к дистрибуции;
· преимущества в себестоимости;
· преимущества в положении на кривой приобретения знаний;
Рыночная власть поставщиков - поставщики сырья, компонентов, рабочей силы и услуг могут влиять на деятельность компании. Они могут отказаться работать с компанией или установить чрезмерно высокие цены на уникальные ресурсы.
· сравнение стоимости переключения поставщиков и стоимости переключения компании
· степень дифференциации сырья и исходных материалов
· наличие заменителей поставщиков
· сравнение концентрации поставщиков и концентрации компании
· солидарность рабочей силы (например, деятельность профсоюзов)
Рыночная власть потребителей - влияние потребителей на компанию и чувствительность потребителя на изменение цены.
· концентрация потребителей к уровню концентрации компании
· степень зависимости от существующих каналов дистрибуции
· количество потребителей
· сравнение стоимости переключения потребителя и стоимости переключения компании
· доступность информации для потребителей
· возможность вертикальной интеграции (построение холдингов с вертикальной интеграцией)
· доступность существующих продуктов-заменителей
Уровень конкурентной борьбы- для большинства отраслей это определяющий фактор, влияющий на уровень конкуренции в отрасли. Иногда игроки конкурируют агрессивно, иногда происходит неценовая конкуренция в инновациях, маркетинге, бизнес - моделях и т. д.
· количество конкурентов
· уровень роста рынка
· критерии насыщения рынка
· барьеры входа в отрасль
· барьеры выхода из отрасли; отличительные черты конкурентов
1.Угрозы появления продуктов заменителей
Следует отметить, что и на всей сфере дополнительного профессионального образования существенно отразилось окончательное вступление в силу нового закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которым не предусмотрено прохождения государственной аккредитации и выдачи документов государственного образца по программам повышения квалификации. Таким образом, с 1 сентября 2013 года все организации, реализующие программы дополнительного профессионального образования выдают документы установленного образца. В сложившихся условиях заказчики отдают предпочтение учебным центрам с хорошей репутацией, большим опытом работы и подтвержденными компетенциями преподавателей.
Академия АйТи — хорошо известный бренд на рынке ИТ-обучения. Дипломы Академии АйТи воспринимаются как свидетельство высочайшего качества обучения, а также являются фундаментом для международной сертификации. Именно поэтому заказчики, в фокусе внимания которых – развитие своего персонала - делают выбор в пользу продолжения сотрудничества с компанией. Академия АйТи подвела итоги работы за 2013-2014 учебный год, проанализировала опыт и уже приступила к реализации новых серьезных планов для достижения необходимых результатов к завершению финансового года в марте 2015 г. В 2013-2014 учебном этом году Академия АйТи продемонстрировала ожидаемые финансовые результаты с учетом нестабильности рынка дополнительного профессионального образования, состояния экономики и серьезной конкуренции. Совокупный оборот учебного бизнеса Академии АйТи составил 349 млн. рублей, что демонстрирует небольшой спад – на 4% по сравнению с предыдущим периодом.
По анализу данного фактора можно отметить, что при возникновении продуктов заменителей на академию Айти это мало повлияет, так как потребители будут пользоваться ресурсами и средствами проверенной, а именно сертифицированной академией Айти.