Особенности системного и процессного подходов к управлению качеством
Системный и процессный подходы определяются в ГОСТ Р ИСО серии 9000: 2001 г., в качестве важнейших принципов системы менеджмента качества. Т.е представляют собой методологические подходы к управлению качеством.
Основное в системном подходе - управление качеством должно проводиться в целостной совокупности его подсистем, элементов и выявлении многообразных связей и свойств между ними и внешней средой.
Системный подход предусматривает:
• рассмотрение этого вида управления как некоторой целостности — системы, состоящей из взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;
• рассмотрение системы управления качеством как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные «рамки» взаимодействующих между собой управляющей и управляемой подсистем внутренней и внешней среды, внешних и внутренних целей, подцелей каждой из подсистем, стратегий достижения целей и т.п.;
• всестороннее изучение не только отдельных свойств взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов системы, ее внутренней и внешней среды, но и обладающих новыми качествами генерируемых при этом новых синергетических свойств;
• изучение всей совокупности параметров и показателей функ ционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоорганизации, прогнозирования и планирования, координации, принятия решений и т.п.
Системный подход предполагает использование многих наук, научных направлений и методов. Например, теорию сложных систем, системотехнику, информатику, метрологию, эконометрику, квалиметрию, системный, диагностический, детальный анализ и др.
Известно, что применение только одного подхода в его классическом виде для целей системного управления практически невозможно. Вытекает необходимость интегративного сбалансированного использования различных методологических подходов. Данный подход системный, т.е. в данном случае его следует понимать как интегративно-конвергенциальный, включающий другие подходы и, в первую очередь, процессный.
Следовательно, интегративно-конвергепциальный подход к управлению качеством представляет собой такую методологию управленческого процесса, которая интегративно использует системный подход: целевой, процессный, параметрический, ситуационный и другие подходы.
Одним из объективных случаев конвергенции других подходов в системный является использование, помимо всех других прочих, целевого подхода.
Целевой подход ориентирован на поставленные перед предприятием цели в области качества. Целевой подход обосновывает определение целей управления качеством на основе глубокого анализа всех возможностей (кадровых, временных, финансовых, организационных и т.н.), имеющихся в распоряжении управленцев. При этом достижение целевых установок управления требует концентрации всех усилий и ресурсов.
Процессный подход (процесс — последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления,) известен применительно к управлению в целом, он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.
Технологически процессный подход в системе управления качеством можно осуществлять последовательно, параллельно и последовательно-параллельно. Наиболее жизнеспособным является последовательно-параллельных подход, результатом выполнения этого процесса является продукция (услуги, технические и программные средства, переработанные материалы и сырье и т.п.). При этом процедуры должны быть, как правило, документированными (что требуется положениями ГОСТ Р ИСО 9001—2001).
В частности, необходимо документирование и поддержание в рабочем состоянии СМК для улучшения ее результативности. При этом предприятие:
• определяет процессы, требуемые для использования в СМК;
• определяет последовательность выполнения и взаимодействие процессов менеджмента качества;
• определяет критерии и методы, требуемые для управления и обеспечения результативности процессов менеджмента качества;
• формирует состав и обеспечивает материальными, финансовыми, информационными и другими ресурсами для выполнения и мониторинга процессов;
• устанавливает порядок и выполнение мониторинга, измерений и анализа процессов менеджмента качества;
• определяет состав и принимает меры, необходимые для достижения поставленных целей в области качества и осуществляет систематическое улучшение процессов менеджмента качества.
Предприятие должно при необходимости постоянно пересматривать состав процессов менеджмента качества на базе требований потребителей, направлений деятельности и своей стратегии.
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности взаимосвязанного проведения управленческих работ. Это обеспечивает:
• получение синергетического эффекта результата в области качества;
• более полное выполнение требований в области качества;
• постоянное улучшение процессов управления качеством.