Особенности системного и процессного подходов к управлению качеством

Системный и процессный подходы определяются в ГОСТ Р ИСО серии 9000: 2001 г., в качестве важнейших принципов системы менеджмента качества. Т.е представляют со­бой методологические подходы к управлению качеством.

Основное в системном подходе - управление качеством должно проводиться в целостной со­вокупности его подсистем, элементов и выявлении многообразных связей и свойств между ними и внешней средой.

Системный подход пре­дусматривает:

• рассмотрение этого вида управления как некоторой целостности — системы, состоящей из взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;

• рассмотрение системы управления качеством как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные «рамки» взаимодействующих между собой управляющей и управляемой подсистем внутренней и внешней среды, внешних и внутренних целей, подцелей каждой из подсистем, стратегий достижения целей и т.п.;

• всестороннее изучение не только отдельных свойств взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов системы, ее внутренней и внешней среды, но и обладающих новыми качествами генерируемых при этом новых синергетических свойств;

• изучение всей совокупности параметров и показателей функ ционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоорганизации, прогнозирования и планирования, коор­динации, принятия решений и т.п.

Системный подход предполагает ис­пользование многих наук, научных направле­ний и методов. Например, теорию сложных систем, системотехнику, информатику, метроло­гию, эконометрику, квалиметрию, системный, диагностический, детальный ана­лиз и др.

Известно, что применение только одного подхода в его классическом виде для целей системного управления прак­тически невозможно. Вытекает необходимость интегративного сбалан­сированного использования различных методологических подходов. Данный подход сис­темный, т.е. в данном случае его следует понимать как интегративно-конвергенциальный, включающий другие подходы и, в пер­вую очередь, процессный.

Следовательно, интегративно-конвергепциальный подход к управ­лению качеством представляет собой такую методологию управлен­ческого процесса, которая интегративно использует системный подход: целевой, процессный, параметрический, ситуационный и другие под­ходы.

Одним из объективных случаев конвергенции других подходов в системный является использование, помимо всех других прочих, це­левого подхода.

Целевой подход ориентирован на поставленные перед предпри­ятием цели в области качества. Целе­вой подход обосновывает определение целей управления качеством на основе глубокого анализа всех возможностей (кадровых, временных, финансовых, организационных и т.н.), имеющихся в распоряжении управленцев. При этом достижение це­левых установок управления требует концентрации всех усилий и ресурсов.

Процессный подход (процесс — последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления,) известен применительно к управлению в целом, он рассматривает управленче­скую деятельность как непрерывное выполнение комплекса опреде­ленных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организа­ция и т.д.). Причем выполнение каждой работы также рассматриваются в виде процесса, т.е. как сово­купность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в со­ответствующие выходы, результаты.

Технологически процессный подход в системе управления каче­ством можно осуществлять последовательно, параллельно и последо­вательно-параллельно. Наиболее жизнеспособ­ным является последовательно-параллельных подход, результатом выполнения этого процесса является про­дукция (услуги, технические и программные средства, переработан­ные материалы и сырье и т.п.). При этом процедуры должны быть, как правило, документированными (что требуется положениями ГОСТ Р ИСО 9001—2001).

В частности, необходи­мо документирование и поддержание в рабочем состоянии СМК для улучшения ее результативности. При этом предприятие:

• определяет процессы, требуемые для использования в СМК;

• определяет последовательность выполнения и взаимодействие процессов менеджмента качества;

• определяет критерии и методы, требуемые для управления и обеспечения результативности процессов менеджмента качества;

• формирует состав и обеспечивает материальными, финансовыми, информационными и другими ресурсами для выполнения и мониторинга процессов;

• устанавливает порядок и выполнение мониторинга, измерений и анализа процессов менеджмента качества;

• определяет состав и принимает меры, необходимые для достижения поставленных целей в области качества и осуществляет систематическое улучшение процессов менеджмента качества.

Предприятие должно при необходимости постоян­но пересматривать состав процессов менеджмента качества на базе требований потребителей, направ­лений деятельности и своей стратегии.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности взаи­мосвязанного проведения управленческих работ. Это обеспечивает:

• получение синергетического эффекта результата в области качества;

• более полное выполнение требований в области качества;

• постоянное улучшение процессов управления качеством.

Наши рекомендации