Формирование национальной инновационной системы

Появление в учебных планах российских вузов дисциплины "инновационный менеджмент" продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в практическую хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов является основой экономического развития. Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений. Новый сложный этап реформирования экономики России требует специалистов со знанием основ инновационного менеджмента, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений. Россия в силу геополитических факторов должна формировать автономное поведение в мирохозяйственных процессах, опираясь на конкурентоспособность своей экономики. Важнейшим условием устойчивых темпов экономического роста в создавшихся условиях является разработка перспективной инновационной стратегии как центрального звена социально-экономической и научно-технической политики на федеральном и региональном уровнях, а также инновационной стратегии предприятий, банков, других финансовых институтов. В целом требуется концентрация научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники. В специфических условиях России, когда до сих пор практически вся наука и научное обеспечение управляются государством, а сфера производства, как область внедрения научных достижений, в основном денационализирована, особое значение приобретает координация деятельности в триединой сущности «образование – наука – производство». Основой такого единства является получение и использование новых знаний, в том числе и в области наукоемких технологий, а, следовательно, и управление этими знаниями на федеральном, региональном и корпоративном уровнях. Формирование национальной инновационной системы является начальной стадией построения экономики страны, основанной на получении и использовании новых знаний в области наукоемких технологий - основного фактора развития высокорентабельного промышленного производства и главного стратегического ресурса Российской Федерации. Цель создания национальной инновационной системы – формирование с позиций государственной инновационной политики благоприятных правовых (регулирование обращения объектов интеллектуальной собственности), организационных (малые и средние инновационные предприятия) и экономических (налоговые льготы для инвестиций, связанное финансирование, налоговые кредиты, кооперативные исследования) условий для эффективного освоения в производстве новейших научно-технологических и технических достижений. Задачи национальной инновационной системы: – освоение в производстве и создание рыночных предпосылок реализации высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (услуг); – создание условий для динамичного и эффективного обновления морально и физически изношенных основных фондов в сфере создания высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (услуг); – создание условий для формирования интегрированной триады «наука – образование – промышленное производство» в интересах развития инновационного потенциала. Основные функции национальной инновационной системы – обеспечение устойчивого экономического развития страны и повышение качества жизни населения за счет: – создания дополнительных рабочих мест в сфере науки, производства и услуг; – увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет наращивания объемов производства наукоемкой конкурентоспособной продукции; – повышения образовательного уровня населения страны; – решения национальных экологических и социальных проблем путем использования новейших технологий. Основные составляющие национальной инновационной системы: – подсистема нормативно-правового обеспечения инновационной сферы; – подсистема долгосрочного прогнозирования, стратегического планирования и комплексного программирования научно-технического и инновационного развития, своевременной смены поколений технологий и техники; – подсистема выбора стратегических приоритетов инновационно-технологического развития страны; –подсистема воспроизводства знаний – совокупность организаций, выполняющих ориентированные фундаментальные и поисковые исследования, прикладные исследования и разработки, а также образовательных учреждений и учреждений профессиональной подготовки; – совокупность инновационно-активных крупных промышленных производств и предприятий; – инновационная инфраструктура (бизнес-инновационные, информаци­онно-телекоммуникационные и торговые сети, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, интеллекту­альные биржи, финансовые структуры и др.); – подсистема подготовки (переподготовки) специалистов в инновационной сфере, включая технологический менеджмент (менеджмент инновационного бизнеса); – подсистема межрегионального и международного научно-технического и технологического сотрудничества; – подсистема информационно-аналитического, информационно-справочного и маркетингового обеспечения. Исходные данные для формирования национальной инновационной системы: – макроэкономический прогноз социально-экономического развития государства; – состояние и направления развития нормативного правового обеспечения инновационной сферы; – обусловленные формы прямого (включая единый государственный заказ в научно-технологической сфере) и опосредованного государственного регулирования инновационной сферы; – состояние и направления развития научно-технологического и промышленного потенциала страны; – состояние и прогноз развития внутреннего товарного рынка и рынка труда. Важнейшие условия формирования национальной инновационной системы: – государство должно стать основным заинтересованным инициатором создания национальной инновационной системы и всесторонне обеспечивать ее развитие ресурсами на основе ежегодного выбора приоритетных направлений инновационной деятельности; – ориентированные фундаментальные и поисковые исследования должны финансироваться за счет федерального бюджета; – прикладные исследования должны финансироваться за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств; – освоение производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (услуг) должно обеспечиваться в основном собственными ресурсами негосударственного сектора экономики (собственниками промышленных предприятий). Основные организационно-экономические требования к национальной инновационной системе: – формирование национальной инновационной системы должно базироваться в основном на отечественных научно-технологических, интеллектуальных и финансовых ресурсах; – национальная инновационная система должна базироваться на интегрированных региональных инновационных подсистемах, сформированных на основе согласованных региональных и федеральных приоритетов и с учетом специфических условий территорий Российской Федерации; – повышение конкурентоспособности выпускаемой наукоемкой продукции (услуг) в первую очередь должно достигаться на внутреннем рынке; – основным механизмом реализации государственной инновационной политики являются важнейшие инновационные проекты государственного значения, формируемые на основе стратегических приоритетов инновационно-технологического развития страны; - программы, направленные на поддержку отечественного товаропроизводителя и повышение конкурентоспособности продукции (услуг), а также важнейшие инновационные проекты государственного значения должны основываться только на завершенных НИОКР и обеспечивать создание новых высокотехнологичных производств; – прямая государственная поддержка должна иметь адресный характер и может осуществляться посредством капитальных вложений, либо путем передачи прав на интеллектуальную собственность. Инновационный менеджмент объединяет такие аспекты, как: – разработка стратегий фирм на основе использования инновационных закономерностей; – введение в систему менеджмента управления знаниями; – разработка и реализация сквозных программ «знания – инновации – производство коммерциализация»;– инновационное образование; – обеспечение национальных интересов страны. Анализ развития мировой экономики в конце 20-го столетия позволил выявить следующие тенденции. В постиндустриальную эпоху (1950 – 1980гг.): - технический прогресс изменяет спрос и предложение на рынке; - резкое увеличение вложений в НИОКР; - развитие международных рынков; - быстрое изменение технологии производства. Для 80-х годов предыдущего столетия были характерны: - насыщение внутренних рынков; - быстрый технологический прогресс; - усиление конкуренции, опережающий рост экспорта; - тенденция глобализации НИОКР. В 90-е годы прошлого века наблюдалось: - дальнейшее обострение конкуренции; - возрастающая тенденция глобализации мировой экономики; - сокращение инновационных циклов и высокая стоимость подготовки производства новых продуктов; - необходимость глобальных рынков, больших масштабов производства с целью оправдания больших инновационных вложений; - мощный потенциал НИОКР, критериями успеха на рынке становится техническая компетентность и темп инноваций; - развитие компьютерных сетей приводит к практическому смыканию НИОКР, маркетинга, производства в реальном масштабе времени.

Наши рекомендации